Зыбкое будущее приморских электричек

Маршруты урежут, если край и перевозчики не придут к компромиссу

12 февр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3287 от 12 февр. 2013
1ba7419becc797f16672dce6141e3a3c.JPG У приморцев вновь появились опасения относительно того, что ОАО «Экспресс Приморья» сократит часть своих маршрутов. Напомним: минувшим летом компания уже «оптимизировала» свое расписание.Обратиться к непопулярным методам железнодорожников заставляют убытки от пригородных перевозок. По данным компании, в 2012 году ОАО «Экспресс Приморья» недосчиталось 694,5 млн рублей. И почти половина этой задолженности, а именно 327 млн рублей, числится за Приморским краем, что немудрено: 60 процентов перевозок приходится на Приморье (из 25 тысяч пассажиров, перевозимых компанией в сутки по региону, 20 тысяч – приморцы).Именно из–за долгов регионов, как утверждает руководство компании, и ОАО «Экспресс Приморья», и ОАО «РЖД» не в состоянии обновить свой парк. Кроме того, перевозчики всерьез опасаются, что предприятие «Локомотивное ДЕПО», у которого компания арендует подвижные составы (и перед которым ее долг составляет 2 млрд рублей), перестанет выпускать электропоезда на линию. Дело в том, что еще в 2005 году ОАО «Российские железные дороги» полностью вышло из рынка пригородных пассажирских перевозок. На смену РЖД пришли отдельные пассажирские компании, и была создана система социального заказа, при которой с субъектами РФ ежегодно заключаются договоры на организацию транспортного обслуживания. Регионы теперь самостоятельно устанавливают размер тарифа с учетом уровня жизни населения, они же оговаривают количество и направление маршрутов. Однако тариф должен быть социальным, а значит, ниже себестоимости перевозок. И именно регионы должны компенсировать перевозчикам разницу между экономически обоснованной стоимостью проезда и установленным тарифом для пассажиров. С начала этого года, кстати, транспортники подняли цену проезда до 15 рублей за 10 километров. Себестоимость проезда этих же 10 километров составляет, по их уверениям, примерно 22,64 рубля. Именно разницу между этими цифрами и должны отплачивать краевые власти. Для примера: если в конце 2011 года от Владивостока до Уссурийска можно было проехать за 95 рублей, то сегодня билет стоит уже 120 рублей. Фактическая же стоимость этой поездки по калькуляции железнодорожников 180 рублей.В конце прошлого года перевозчики встречались с администрацией края и обсудили вопрос пятидесятипроцентной компенсации проезда студентов и школьников. Напомним: до недавнего времени проезд учащихся компенсировался из федерального бюджета, с этого же года эти траты легли на краевой бюджет.Учитывая социальную значимость льготных перевозок данной категории пассажиров, губернатор Владимир Миклушевский дал поручение профильным департаментам администрации проработать возможность заключения договора на организацию перевозок с компанией–перевозчиком ОАО «Экспресс Приморья».Будем надеяться, что и перевозчикам, и краю удастся прийти к финансовому компромиссу и сохранить маршруты. Тем более что буквально в декабре минувшего года на официальном сайте администрации Приморья была помещена информация о том, что на субсидирование пригородных перевозок в крае предусмотрены немалые средства. «Компании­перевозчики вправе обратиться за бюджетной субсидией. Для этого им необходимо указать разницу между экономически обоснованным и действующим тарифами и показать размер убытков. Но это касается только компаний, осуществляющих пригородные и внутрикраевые перевозки», – сообщили в департаменте промышленности и транспорта.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО