Театр построят, людей привезут. А что дальше

В «ФЕЙСБУКЕ» главы управления культуры края Анны Алеко формулировка была краткой: «Новый день. Театр оперы и балета. Совещание». Что скрывается за этими скупыми строчками, выяснилось очень скоро.

29 янв. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3279 от 29 янв. 2013
3a4fdf03cbd9a2f30380c05036c1ebc2.JPG 23 января очередное выездное совещание по вопросам строительства театра оперы и балета провел губернатор Приморья Владимир Миклушевский. Представитель компании¬подрядчика доложил: есть сбой в графике работ, причиной которого стала несвоевременная доставка строительных материалов. Сейчас в помещениях завершается монтаж коммунальных сетей, ведутся работы по внутренней отделке, которые не требуют соблюдения теплового режима. Как только температура на улице установится выше пяти градусов тепла, специалисты приступят и к наружным работам. Сомнений ни у кого нет: театр, безусловно, достроят. Но самое сложное впереди. Ведь самое трудное – не здание построить, а создать храм искусства, наполненный музыкой и танцем, превратить его в намоленное поколениями артистов и зрителей место. Однако вопрос о том, что же там, внутри, будет, встал ребром уже сегодня.Переняли опыт XVIII века?Для нового краевого руководства театр оперы и балета, как и часть других объектов саммита АТЭС, был как наследство с обременением: и отказаться жалко, и взять – одни проблемы нажить. Но в итоге «наследство» было принято, равно как и обременение. Общественности уже показали художественного руководителя театра – Антона Лубченко, молодого, амбициозного. Казалось бы, современного человека. Но то, что в своих интервью Антон Владимирович говорит о будущем наполнении театра, отдает, по мнению экспертов, не просто седой стариной, а позапозапрошлым веком.Вот отрывок из одного интервью, в частности ответ на вопрос о трудностях с кадрами: «Мне уже говорили, что людей нет. Но они здесь есть! Нам присылают в больших количествах резюме, кадры в крае имеются и готовы работать. И вообще, один лишь тот факт, что люди ждут открытия театра оперы и балета, жаждут в нем трудиться, уже немало. Оркестр будет сформирован из Тихоокеанского симфонического вкупе с оркестром Дальневосточной государственной академии искусств. Как оказалось, студенческий оркестр даже весьма хороший, что меня тоже обнадежило. На некоторые ведущие позиции, как административные, так и творческие, мы будем приглашать кадры из Москвы, Санкт¬Петербурга и, возможно, из других стран. Уже есть команда, с которой мы начали работать».Получается, Антон Лубченко уверен: во Владивосток можно привезти «возможно, из других стран» кадры для нашего театра. Потому что – будем честными – нету, ну нету в Приморье балета и оперы. Есть хореографическое училище, есть филармония, но… Но если быть совсем честными, это значит почти ничего нет. Потому что простейший поиск в Интернете выдает штатное расписание театра оперы и балета. И выясняется, что в театре должно быть артистов¬вокалистов (солисты) – 42, артистов балета – 75, артистов оркестра – 74, артистов хора – 60, артистов вспомогательного состава – 10, а также обязаны наличествовать главный хормейстер, главный художник, режиссер¬постановщик, балетмейстер¬постановщик, два дирижера, балетмейстер и хормейстер, шесть концертмейстеров по классу вокала и три концертмейстера по классу балета, и прочая, и прочая – всего больше 30 человек… И даже если мы просеем край сквозь мелкое сито – увы, мы их не найдем. А если привезем… То куда? В съемную гостинку на Луговой, как живут сегодня многие музыканты Тихоокеанского симфонического? (Всем еще памятен печальный факт, когда одна из оркестранток была вынуждена уволиться, потому что жила в кошмарных условиях и не могла заработать на приличное жилье – и в итоге ушла работать туда, где давали жилье служебное. Да у нас бывший главный дирижер оркестра жил на полулегальных условиях в съемном жилье!) Или все эти специалисты – в том числе кордебалет – будут зарабатывать столько, что им будет хватать на приличное жилье и достойное житье? Или им специально дома построят, как в свое время в Красноярске? Или просто палатки поставят возле театра? Эксперты, оценивающие подобный вариант развития событий, крайне скептичны в своих оценках. По их мнению, создавать театр оперы и балета подобным образом, да еще в крае, где нет, пусть даже пока, культуры и привычки посещения подобных заведений, – это XVIII век. Зачем, удивляются знающие люди, пытаться высаживать в неприспособленную почву сразу же десятки нежных экзотических растений – никто, надеюсь, не сомневается в том, что артисты – народ нежный? Не правильнее ли будет постепенно, так сказать, унавоживать и подготавливать почву для создания стационарного театра, если уж он так здесь нужен, взяв за пример работу лучших антрепризных театров мира? При правильно налаженном руково-дстве и менеджменте наш театр может стать местом, куда будут приезжать с гастролями известные коллективы, и их концерты, спектакли нужно рекламировать не только в городе и крае, но и в соседних регионах, даже в Китае. Как вариант. Учить ходить на оперу Замечательные примеры далеко искать не надо. В Гуанчжоу – китайском городе¬порте, активно развивающемся и крайне динамично растущем – несколько лет назад был построен огромный, современный, уникальный Гуанчжоу­Опера¬Хаус. Своей оперной труппы там нет. И даже большого оркестра нет. Есть камерный оркестр, который дает регулярные концерты в малом зале и музыканты которого ведут постоянную преподавательскую работу, обучая местных детей музыке. Тем не менее основная сцена Гуанчжоу­Опера¬Хаус не пустует никогда. Наша землячка, скрипачка Анна Ганина, которой повезло работать в Гуанчжоу­Опера¬Хаус, рассказывала: «В нем дают представления самые известные мировые труппы и коллективы. Только за два года там пел Хосе Каррерас, играли «Виртуозы Москвы» и Лондонский королевский филармонический оркестр. Не так давно выступала Анне­Софи Муттер, концерт был невероятным!». Вот как раз об этом – о примере разумного решения – и говорят эксперты. Пока публика приучается ходить в театр, растет культурный уровень зрителя, постепенно формируется среда, театр не только не стоит пустым, но и приносит прибыль. Так что если Приморью так необходим именно стационарный театр, с собственной труппой и оркестром, то он может появиться. Постепенно. А не сразу и наскоком. Отчего в администрации края был принят иной путь развития – можно только догадываться…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ