Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Главное

Белое пятно на культурной карте

В Приморье арт-рынка нет. Но есть художники и публика
Белое пятно на культурной карте
Одним из самых заметных – со знаком «минус» – событий в культурной жизни края в прошлом году было закрытие галереи «Portmay». Практически сразу по городу поползли слухи – мол, и другим галереям недолго осталось. И «Арка», мол, вот-вот, и «Артэтаж»… Не придавали оптимизма и некоторые факты – к примеру, слухи о продаже всех зданий ДВФУ во Владивостоке подтверждались, а информации о том, куда денется из продаваемого здания музей «Артэтаж», не появлялось. Да и сегодня ее толком нет. Может быть, именно поэтому, учитывая все в совокупности: и слухи, и реальность – собрала владелица галереи «Арка» Вера Глазкова журналистов, чтобы поговорить и о том, как живет галерея, и о том, что происходит в культурной жизни Приморья вообще. Вместе с Верой Глазковой в разговоре приняли участие Юлия Климко, арт­-директор галереи «Арка», Владимир Погребняк, художник, Наталья Левданская, искусствовед, Зоя Липатникова, дизайнер. Как известно, галерея современного искусства «Арка» открылась в 1995 году и по праву входит в число первенцев выставочного дела Сибири и Дальнего Востока. Ее задачи: популяризация современного искусства, творчества художников нашего региона, развитие сотрудничества в области выставочной деятельности. Но главная цель – просветительская деятельность в области искусства. – К такой формулировке я пришла еще пять лет назад, – говорит Вера Глазкова, – точнее, к этому нас подвела жизнь. В 2012 году в Москве самые успешные коммерческие галереи, галерея Марата Гельмана например, выбрали другую стратегию деятельности или, как «GMG», просто закрылись. Мы еще раньше выбрали просветительство и отказались от коммерческой деятельности – она просто невозможна без арт­рынка, который был в зачаточном состоянии и то только в Москве. Во Владивостоке же его просто нет и вряд ли будет. По крайней мере, я таких перспектив в обозримом будущем не вижу. Лет пять назад вывозила художников на ярмарку «Арт-Москва», но стало ясно: для галереи это совершенно неподъемное дело. В нашем городе нет коллекционеров, их почти нет в России. Мы работаем с художниками, но не обещаем им продаж. И поэтому главной целью поставили просвещение. В конце концов, именно просветительская деятельность в отдаленной перспективе может привести к формированию арт­-рынка. Кому нужно искусство? Судя по опросам, проводимым сотрудниками галереи, посетители «Арки» склонны к традиционным формам искусства – классической фотографии, живописи. Но также им интересны и художники, которые ищут новые формы, новые пути самовыражения, подачи своих идей. Интересно, что почти половина посетителей считает целью деятельности галереи – продвижение художников. Но субъекты арт­рынка – это не только художник, продающий свои картины самостоятельно или через галерею, и покупатель, но и собственно все арт-­пространство: кураторы выставок, искусствоведы, которые формируют представление о художниках и освещают арт­события в средствах массовой информации. Чем больше информации о выставках, проектах, тем более образованным и информированным становится зритель, тем больше у него возможностей принимать самостоятельные решения о том, что хорошо, что плохо, размышлять об искусстве. – Сегодня на Дальнем Востоке есть несколько десятков художников, вполне достойных международной известности, но представить их на мировом арт-­рынке – дело неимоверно трудное, – поддержала коллегу Наталья Левданская. – Галеристы, художники вынуждены идти на поклон к тем, у кого есть финансы: просить помощи, объяснять, что деньги можно вкладывать не только в недвижимость, яхты и бриллианты. И наша задача, галереи «Арка» в частности, – доказать миру, нашим людям, что мы обладаем громадным и неиспользуемым ресурсом, который может принести нашему городу не только славу, но и деньги. И этот ресурс – наши художники, великолепные, взращенные приморской землей, нашим вузом. Мы можем перестать быть белым пятном на культурной карте мира. «Арка» участвует в международных арт-­ярмарках в Гонконге, Сеуле, в Испании – это уникальный пример. Найти на подобном мероприятии галерею из России и чтобы располагалась не в Москве – практически невозможно. «Арка» открывает миру имена наших художников. Жаль, что эту работу практически не поддерживают. Посмотрите на Китай. Там обязывают состоятельных людей, крупные компании покупать и поддерживать национальное искусство, работы китайских художников. Да, это волюнтаризм, но... Как грибы растут галереи. У них уже несколько музеев современного русского искусства. – А у нас во Владивостоке остались всего три галереи, одна из которых – государственная. В Берлине, для примера, 400 галерей, – продолжает Вера Глазкова. – Да, нам нужны новые галереи и залы. Но до тех пор, пока у нас не появится обратная связь художник – коллекционер, вряд ли можно рассчитывать на появление новых площадок. К сожалению, арт­-рынок не может формироваться без участия крупных покупателей предметов искусства. Держаться только за счет покупателей-­индивидуалов он не в силах. Банки, фонды, музеи – вот что позволяет существовать арт-­рынку. Сегодня же музеи покупают картины современных художников очень и очень редко, о больших компаниях и корпорациях можно сказать то же самое. Конечно, случаются приятные неожиданности, но именно неожиданности. Так, картину Владимира Погребняка приобрел известный российский коллекционер и позировал на ее фоне для съемок в журнале Tutler (известный гламурный журнал). Но это, увы, исключение. Закрываться не намерены Несмотря на поднятые проблемы, разговор в «Арке» был все же оптимистичным. – Закрывается ли галерея «Арка» завтра? – улыбнулась Вера Глазкова. – Нет, не закрывается. И не закроется. В планах на этот год: выставки Владимира Погребняка, работа с «Чердак forever» и Зоей Липатниковой, чей дизайн очень тесно соприкасается с искусством, с живописью, выставки Ильи Бутусова, Федора Морозова, в самом начале года покажем графику Джона Кудрявцева. Из новых авторов – работы Валерия Шапранова. Ждут зрителя фотовыставки Михаила Павина, Глеба Телешова. Мы очень хотим показать выставку из фондов галереи, совместный с «Альянс Франсез» проект «Современное искусство Франции». Мечтаем и работаем над тем, чтобы сделать выставки современных художников Дальнего Востока, а также молодых выпускников академии искусств, для этой выставки есть даже название – «Душевный разговор о механизмах». Есть интересное предложение от известной писательницы Лоры Белоиван: оказывается, она пишет очень интересные картины. Ведутся переговоры с Вадимом Хижняком. Да, мы не ставим во главу угла коммерческие цели, но от интересных предложений не отказываемся. Кстати Приятно отметить, что именно Владивосток не отстает от мировых тенденций в современном искусстве. У нас в городе активно развивается такое направление, как сайнс­-арт, в котором искусство соприкасается с наукой. Арт-группа «CHRONO» уже выставляла в «Арке» несколько проектов, построенных на взаимодействии человека и времени, а это одна из самых обсуждаемых тем в физике, философии, математике. На Дальнем Востоке практически неразвит сайнс­-арт, а вот во Владивостоке он представлен. Например, в галерее выставляла свои работы известная представительница этого направления Ольга Киселева – художница, живущая и работающая в Париже. Ее диссертация, вышедшая в Европе, была первой книгой о компьютерном искусстве. Она старается изменить жизнь не эстетикой, а силой той мысли, которую вкладывает в свои работы. Только цифры По словам Юлии Климко, в 2012 году в галерее прошло 17 выставок. Самыми посещаемыми оказались выставка фоторабот Рольфа Гоббитса – 1672 человека пришли на нее взглянуть, выставка старейшего приморского художника Вениамина Гончаренко и выставка авангардного фотохудожника Глеба Телешова. Чаще всего посетители приходили в «Арку» в феврале и сентябре – то есть после отпусков, после праздников, когда хочется окунуться в художественную жизнь. Среднестатистический посетитель – женщины в возрасте 30 лет и мужчины в возрасте 28 лет.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Белое пятно на культурной карте
Белое пятно на культурной карте

В Приморье арт-рынка нет. Но есть художники и публика

Аномальный холод не отпускает Приморье
Аномальный холод не отпускает Приморье

Во Владивостоке, конечно, потеплеет. Даже на этой неделе. Увы, ненадолго.

МЧС устало предупреждать

Под лед провалился очередной автомобиль

Телевизионщикам готовят смену

Фестиваль детских фильмов «Веселая ларга» в третий раз пройдет во Владивостоке

После крещенских морозов придет грипп
После крещенских морозов придет грипп

Рост числа чихающих и кашляющих прогнозирует главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко

Последние номера
газета
газета
газета
газета