Водителям шансов не оставят?

Бесконечную сдачу на права могут отменить

5 дек. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3250 от 5 дек. 2012
bcf13150b6ff02a88b7b99656cc50894.jpg Руководители автошкол предложили ограничить количество попыток сдачи экзаменов на права в ГИБДД и ввести госпошлину за прием экзаменов.Сегодня документ об окончании автошколы дает право человеку приходить в ГАИ и методом измора, сдавая экзамен бесплатно и по многу раз, получать водительское удостоверение. Именно поэтому, считают в автошколах, необходимо менять саму систему приема экзаменов. Ограничить количество попыток сдачи тремя или пятью. Напомним: сейчас кандидат в водители платит госпошлину только за выдачу водительского удостоверения. Сдавать же экзамен он может ровно столько, сколько ему потребуется. Не сдал теорию с первого раза – сдашь с десятого. Маршрут по городу можно и вовсе заучить наизусть. Один рекордсмен сдавал на права 19 раз! Между тем бесконечный «студент» – это довольно тяжкий груз, который ложится в первую очередь на плечи сотрудников ГИБДД. Ведь именно 70 процентов не сдавших с первого раза создают такую нагрузку на экзаменаторов. И от них нужно как-то избавляться. – Поток обучающихся в автошколах резко помолодел, – говорит председатель Приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Кузнецов, – сейчас около 90 процентов сдающих – молодежь, ребята 18-20 лет. Они будут сдавать на водительское удостоверение в любом случае, даже если плата за обучение вырастет, и мы не ожидаем, что желающих получить права будет меньше. Я вхожу в состав рабочей группы департамента науки и образования Приморского края, занимающейся этим вопросом, и целиком поддерживаю эту инициативу. Если кандидат в водители не сдал с третьего раза экзамен – это прямой показатель того, что его нужно доучить. У нас же ребята, надеясь на авось, снова и снова идут в ГАИ. Такой подход в корне неправильный. Провалившихся учеников нужно заново отправлять в автошколы, чтобы он прошел пусть не весь курс, а какую-то часть, но восполнил недостающие знания. Да и учебные заведения это будет стимулировать повышать качество обучения. С другой стороны, школы стараются выпустить нормально подготовленных кандидатов в водители, но порой мы видим такое безразличное отношение учеников, что удивляемся. Перспектива же заплатить за повторный курс – в случае провала – должна подстегнуть будущих водителей лучше усваивать знания. Более того, члены общественного совета Минтранса по профессиональному образованию предлагают и более жесткий, а возможно, и действенный подход – аннулировать свидетельство автошколы после пяти несданных экзаменов. Якобы тогда учебные заведения будут готовить более качественно и не выдавать свидетельство, пока не убедятся в готовности своего курсанта. При этом если за прием экзаменов установить определенную плату, то неподготовленные студенты к ГИБДД близко не подойдут. В свою очередь, автошколы не будут торговать свидетельствами об окончании, зная, что в случае аннулирования свидетельства студент может потребовать деньги назад. – Для людей это плохо, – говорит исполнительный директор ассоциации автошкол Приморья «Альтернатива» Денис Гапонюк, – потому что им придется больше платить за обучение. Для автошкол же это дополнительная прибыль. Ранее обучающие структуры выступали с инициативой, согласно которой водители обязаны были бы через каждые 5-10 лет проходить переаттестацию на знания правил дорожного движения. Сейчас пошли другим путем. На самом деле это правильно, потому что «повторники» только прибавляют работу ГИБДД. К примеру, ни в одном университете нельзя сдавать экзамены столько раз, сколько хочешь, а в автомобильной сфере можно. Эту тенденцию необходимо менять. Впрочем, как комментируют ситуацию в пресс-службе ГИБДД по Приморскому краю, на них новшество никак не отразится. По данным ведомства, повторно сдающих экзамен не так много. Из 100 процентов 30 сдают с первого раза, остальные – со второго или третьего. Тех, кто не может уложиться в 4-5-ю попытку, – всего 10 процентов. Член общественного совета при УМВД по Приморскому краю Александр Сухаренко презентовал новый проект – сайт «Приморский бизнес против коррупции». – Мы решили запустить этот интернет-ресурс, – говорит Александр Сухаренко, – в частности, потому, что в крае нет ни одной внушающей доверия дееспособной организации, которая бы занималась исключительно антикоррупционной деятельностью. Сайт будет выполнять несколько функций. Во-первых, мы будем постоянно насыщать его практической информацией о том, какие сейчас введены новые нормы законодательства в этой сфере, как они действуют, как их применять, также мы будем постоянно обновлять разделы, связанные с судебной практикой, и собираемся освещать заказные дела. Также предлагаем создать нечто вроде доски позора, на которой будут размещаться уличенные чиновники. Кроме того, на сайте будет работать горячая линия по сбору жалоб от бизнесменов на рейдерские атаки, бюрократические проволочки, коррупционный прессинг и т.д. Все заявления от предпринимателей будут рассмотрены и направлены по инстанциям. Как заявил идейный вдохновитель, у проекта есть мощная поддержка крупных московских антикоррупционных движений, региональное представительство которых будет открыто на сайте. Именно они будут помогать решать многие вопросы, возникающие в нашем регионе. Взятки – удел малых? Как утверждают специалисты, от взяточничества по большей части страдает малый и средний бизнес. По сравнению с представителями крупного предпринимательства они нуждаются в информированности, содействии и защите. – Чтобы узнать, насколько коррупционно емкой является бизнес-среда, в 2011 году Минэкономразвития проводило довольно масштабные исследования, – говорит Александр Сухаренко. – Я запросил результаты этого опроса и получил лаконичный ответ, что без особого распоряжения президента эти данные они не обнародуют. Общаясь с сотрудниками этого ведомства в кулуарах, удалось выяснить, что в Приморье из 2,5 тысячи опрошенных бизнесменов более 60 процентов так или иначе участвуют в коррупционных отношениях. В рейтинге «особо замешанных» структур не только правоохранительные органы, но и различные контролирующие структуры государственной власти. Одним из камней преткновения для бизнесменов является непосильная административная рента, которую взимают органы власти. Налоги и аренда не дают возможности бизнесу развиваться, и многие либо уходят в теневой рынок, либо работают в убыток и позже закрываются. – Мнение о том, что бизнес сам порождает взяточничество, на мой взгляд, априори ошибочно, –заявил председатель Приморского отделения «Опоры России» Игорь Савинов. – Безусловно, в сфере предпринимательства есть какая-то часть, которую мы и бизнесменами не считаем, они не создают ни продукцию, ни услуги, а занимаются освоением бюджета вместе с купленными чиновниками. Этих людей не так много, чтобы говорить о том, что все предпринимательство порождает коррупцию. Ни один бизнесмен в здравом уме и твердой памяти не будет увеличивать свои затраты за счет платы за ренту или преодоления административных барьеров, ведь оплата «откатов» делает нерентабельным сам бизнес. Медленно, но верно Противодействие взяточничеству является одной из проблем, которая находится на личном контроле у президента. Власти уверены, что стране удастся победить коррупцию, хотя на это потребуется не один год, и цели этой можно достигнуть только за счет методической борьбы, за счет противодействия коррупционному давлению. Так, в середине текущего года был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Далее был подготовлен законопроект об изменении уголовной ответственности за мошенничество. Кроме всего прочего сейчас обсуждается проект создания института по защите прав бизнеса на территории края, а с 2013 года планируется ввести общественную оценку деятельности органов власти. Еще одной мерой противодействия коррупции является введение дорожных карт.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»