Переходный возраст длиною в детство

Советы родителям прикладного характера о том, как пережить кризисные этапы

5 дек. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3250 от 5 дек. 2012
e712ab7d5f755c2dce39a42595da06f9.jpg

Как-то, болтая по «аське» с подружкой, пожаловалась на свою семилетнюю дочку. «Наслаждайся моментом, – тут же последовал ответ. – Это еще пока цветочки. Вот когда вам тринадцать- четырнадцать стукнет, тогда не так запоешь». Строку завершала льющая слезы рожица – ее сыну на тот момент было как раз четырнадцать…Она, кстати, была не права: этапы переходного возраста, увы, пубертатом не ограничиваются. По­моему, вообще (и, я уверена, многие родители со мной согласятся!) все детство – сплошной переходный возраст. Причем психологи, похоже, придерживаются этой же точки зрения: самый первый этап переходного возраста – первый год жизни ребенка. Но мы поговорим о первых двух наиболее заметных – кризисе трех и семи лет. Потому что, как эти этапы пройдут, целиком и полностью зависит от родителей. Здесь нет посторонних факторов влияния, например, «взбесившихся» гормонов. Здесь есть только ваше постепенно взрослеющее чадо и вы с вашим терпением и мудростью.Почему трехлетки ужасные?«Ох уж эти ужасные трехлетки» – практически штамп. Хотя ничего ужасного в них нет, просто ребенок осознает себя «по-настоящему». Он идентифицирует свое «я» как нечто отдельное и самостоятельное от мамы-папы. Потому что в его жизни случился важный этап: он пошел в детский сад.– К этому возрасту ребенок должен получить максимальное количество родительской любви, – считает психолог, заместитель директора МОУ «Центр диагностики и консультирования «Коррекция» Надежда Соболева. – Если он ее наестся вдоволь, то в мир к другим детям, к другим взрослым пойдет с легкостью. Без опаски и, естественно, с определенными социальными навыками. То есть он должен уметь обслуживать себя, формулировать и выражать свои желания, просить при необходимости о помощи. По большому счету, это первый экзамен, который сдают родители на социальную подготовку ребенка к миру.Опасений возникает много: а готов ли он к саду, как он там будет есть, как будет одеваться, а не будут ли его обижать, а вдруг не сложатся отношения с воспитателем? Даже если вначале и есть трудности, это не значит, что ребенок не садовский. В любом случае он готов пережить пять часов со строгим воспитателем, если, конечно, речь не идет об особенных детях: тревожных, из неполных семей и т.д. Где начинается «нельзя»?Что и говорить, родителям приходится нелегко. Они сталкиваются с тем, что ребенок начинает диктовать, чего он хочет, а чего не хочет, что он любит и что не любит, а это уже действительно проблема. В этот момент родители сами учатся гибкому поведению во время конфликта и умению отстраняться от своих эмоций. Ребенок часто испытывает родительское терпение, ища, когда начинается «нельзя». Причем поиски сопровождаются капризами, истериками. Это осознанная провокация. И здесь нужно умудриться найти золотую середину. Если, впервые столкнувшись с таким проявлением «хочу», вы выполнили требование, считайте, что попали как рыбка на крючок. И чем дольше будете уступать, тем сильней ребенок в своих капризах будет набирать обороты. Малыш твердо усвоит, что своими настойчивыми требованиями, криками, плачем он может добиться всего на свете. Он привыкает обращать внимание только на свои желания, которых с каждым разом становится больше и больше. Но это не все. «Победив» родителей, ребенок автоматически устраняет их из процесса воспитания. Даже в таком раннем возрасте они в его глазах теряют авторитет. И все – пиши пропало.С другой стороны, если сильная воля родителей во всем подавляет волю малыша, можно получить уже к школе законченного невротика. Он, возможно, и не будет создавать видимых проблем для родителей. Вполне возможно, поведение его будет идеальным: послушный, аккуратный, вежливый, серьезный. А вот самому ему, особенно когда он подрастет, придется ой как несладко. Таким детям очень трудно самоутвердиться в жизни, они склонны к тревожности и пассивности. Они нуждаются в постоянном руководстве со стороны более сильного и зависимы от обстоятельств. И если в детстве все эти недостатки не особо заметны, то представьте, каково ему будет, когда он вырастет. Поиграйте в фокусникаЧто делать? Договариваться. Например, идя в кино, в цирк, заранее решите, что вы можете купить, а что нет. Или дайте ребенку денежку – рублей сто, пояснив, что он может купить любую понравившуюся ему игрушку, но только ту, которую можно купить на эти деньги. Ага, возразите вы, как же, сообразит трехлетка, что можно купить на сто рублей. Легко. Требует чадо какую-нибудь ерунду, вы ему: «Хорошо, но мы за это отдадим всю денежку, которая у тебя есть (соки и пирожные, как вы понимаете, в этот лимит не входят). А вон там, на соседнем прилавке, шарик, который светится и который ты так хотел, на него денег уже не хватит…» Вы не отказываете, вы просто устанавливаете границы и предлагаете ему выбор. Тут вы сразу двух зайцев убьете: на все последующие «хочу» у вас будут весомые аргументы; с младых ногтей приучаете планировать бюджет. А опытные родители и вовсе заранее покупают, где­-нибудь в переходе, цирковые атрибуты (указки, шары, мыльные пузыри и пр.) и уже в цирке, чтобы купировать начинающуюся истерику, достают, как фокусник, из сумочки со словами: «Машинку эту я тебе покупать не буду, зато смотри, что у меня для тебя есть».– Ну а если не побеспокоились заранее и ничего не взяли с собой, объятия никто не отменял. Уж трехлетнего ребенка на руках поносить сил хватит, – уверена Надежда Геннадьевна. – Не забывайте: обязательно должен быть телесный контакт, ребенок должен постоянно ощущать, что его любят.Второй раз – в первый классСемь лет – это тоже очередной этап социальной зрелости, без каких­-либо примесей физиологии. И до этого возраста основная задача родителя подготовить ребенка к обучению в школе. Здесь одной любви уже недостаточно, к родителю предъявляется огромное количество требований. Родитель, в частности, доложен научить чадо, что такое хорошо и что такое плохо. Научить произвольности поведения, то есть соответственно реагировать на конкретную инструкцию родителя или педагога. Не забывайте, все в школе делается по инструкции, по звонку, даже в туалет нужно идти в свободное от урока время. И для ребенка это еще тот стресс.Не говоря уже о том, что обучение в школе сопровождается оценкой его навыков, знаний. Пускай сейчас в первом классе не ставят оценки, но ведь все равно оценивают: выдают звездочки, кружочки, квадратики, наличие и количество которых надо будет еще и демонстрировать.Испытание родителей на этом этапе в том, насколько они терпеливы, корректны. В том, чтобы на дитя, так и не понявшего десять раз объясненную задачу, не заорать: «Ну в кого ты у меня такой уродился?»– Практически все родители дошкольников, которые к нам приходят, признаются в том, что боятся первого класса, – рассказывает Надежда Геннадьевна. – И не программы сложной они боятся, а того, что придется изменить себя, свой уклад жизни. Ведь понимают: по-прежнему (привела из сада, накормила, сказку прочитала, спать уложила) уже не получится. Стать родителем первоклашки – это все равно что самому вновь с первого класса все одиннадцать ступеней обучения проходить. Только еще сложней будет, потому что своей личной усидчивости и стремления получать знания (или «пятерки») уже недостаточно, нужно эти устремления в голову ребенка вложить. А при этом есть еще работа, воз домашних обязанностей и ворох взрослых проблем. Другая проблема – нужно приучать ребенка к детской самостоятельности: планировать свободную часть дня. И, главное, его дорогу домой – ведь не у каждого есть бабушки или возможность забирать ребенка из школы либо нанимать няню. – Что в данном случае родителю предпринимать – это зависит от того, какой ребенок, – считает Надежда Соболева. – Может, он с высоким уровнем тревожности или застенчив чрезмерно, а может быть, вполне самостоятелен, во всяком случае, для того, чтобы одолеть дорогу из школы домой. Лично я сторонник того, чтобы как минимум до весны, то есть до окончания третьей четверти, у ребенка был сопровождающий. Можно просто дозировать расстояние: например, сегодня и завтра часть дороги он идет сам, и где-­то на пути вы его встречаете, особое внимание уделяя зебрам, светофорам и переходам. Забудьте, что вы торопитесь: один раз переведете ребенка не там, где положено, потом не вините водителей и кого угодно, виноваты будете только вы…

Автор: Анжелина ШИЛАН