Белоруссия для России - как собственная земля

В программе визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Приморье важное место занимала встреча в Дальневосточной морской академии с представителями деловых кругов края. Разговор был интересный, разноплановый. Белорусский президент не раз затрагивал тему государственности.

26 февр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №325 от 26 февр. 1998

В программе визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Приморье важное место занимала встреча в Дальневосточной морской академии с представителями деловых кругов края. Разговор был интересный, разноплановый. Белорусский президент не раз затрагивал тему государственности.

- Белоруссия никогда за чужой счет не жила. Говорят, мы в конце каждого года должны России 110 миллионов долларов за газ и нефть. Но давайте посчитаем, сколько нам должна Россия за то, что мы охраняем западную границу, за таможни, за систему ПВО. Это тянет на 800 миллионов долларов. Но, как верно заметил Лукашенко, “мало говорить - надо делать”.

- Мы строим сейчас только жилье. Когда человек получает квартиру, он должен в нее купить все - от лампочки до дивана. Поэтому жилье - локомотив, оно тянет за собой другие отрасли. Мы в Белоруссии разработали проекты строительства усадебных домов и даже построили по одному дому каждого проекта. Это позволило нам точно знать, сколько стоит дом. Строители больше не могут накручивать сметы. На строительство мы даем государственный кредит, выделить деньги должно и предприятие, где работает человек, и он сам должен поднапрячься и собрать часть денег, иначе он будет относиться к жилью как к казенному.

- ...Я не понимаю, как люди могут по полгода не получать зарплату. У нас она хоть и меньше на 30 процентов, но выплачивается вовремя. И в бюджетных организациях, и на коммерческих предприятиях. Только в самых отсталых сельских хозяйствах может быть задержка на месяц-полтора.

...Это не реформа, когда одному на ваучер дали карандаш, а другому “Норильский никель”. И это не демократия, если подобное происходит. Это дерьмократия.

Реплика Е. Наздратенко: “Давайте похлопаем за “дерьмократов” - и зал с удовольствием стал аплодировать.

Вообще Лукашенко встречали и слушали с большой симпатией. Хоть движение по городу было почти парализовано на маршрутах президентского кортежа, владивостокцы сильно не ворчали.

Те, кто присутствовал на встречах с ним, одобрительно кивали, когда белорусский президент говорил о перспективах воссоединения наших стран. Более того, А. Лукашенко использовал слово “русские” как общее имя двух народов - белорусов и великоросов.

Выступая перед журналистами на местном телевидении, Лукашенко позволил себе порассуждать на тему, может ли он претендовать на высшую власть в России. Заметив, что шапка Мономаха ему не нужна, Лукашенко вполне логично спросил: если наши страны воссоединятся, разве белорус не будет иметь право участвовать в выборах президента и предлагать свою кандидатуру?

Отвечая на вопрос о Беловежских соглашениях, разорвавших Советский Союз, Александр Григорьевич заметил, что, к сожалению, еще не пришло время рассказать всю правду о том, как это было. Подробности этой встречи ему стали известны со слов председателя белорусского КГБ. По версии Лукашенко, три страны должны были воссоединиться после ухода Горбачева. Но тогдашние лидеры Украины и Белоруссии фактически обманули Ельцина.

Белорусский президент подчеркнул, что считает визит очень полезным и что Белоруссия западный, а Приморье - восточный форпост “нашего государства”. И чтобы показать, что это не оговорка, он еще раз заметил: “Белоруссия для России - как собственная земля”.

Лукашенко - единственный (!) из депутатов Верховного совета СССР голосовал против одобрения Беловежских соглашений. Все прочие, как завороженные, “предпочли свободу и независимость”. Сейчас стыдно вспоминать путаные объяснения Ельцина о славном будущем России, независимой от республик Закавказья, Средней Азии, Прибалтики и прочих земель, собранных не только русскими царями, но и большевиком Сталиным вокруг Москвы.

В нашем фольклоре нет анекдотов о белорусах, это говорит о том, что мы настолько близки, что практически нет между нами различия.

Приморье с его смешанным русско-украинским-татарским населением и Белоруссия могут как обручами с двух сторон стянуть ослабевшую державу. И спасибо А. Лукашенко, что он нам говорит о возрождении России и делает все, чтобы страна объединилась.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, "Владивосток"