Землю – народу. Воду – частнику?

Общественность не поняла прелести приватизации КГУП. Придется создавать рабочую группу, чтобы определить, чем обернется для населения передача в частные руки важнейших объектов коммунальной структуры

28 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3246 от 28 нояб. 2012
43d098c54fd65c74196fd026187dac50.JPG

Приморье поделят на зоны, за отсутствие генпланов снимут с работы, а вопросы акционирования предприятий коммунальной сферы требуют проработки экспертов. Об этом говорилось на совещании глав муниципальных образований, которое провел губернатор Приморья на той неделе.Первым делом губернатор Владимир Миклушевский рассказал собравшимся главам об итогах визита во Владивосток первого вице-премьера Игоря Шувалова и министра обороны Сергея Шойгу. Историческим событием Владимир Миклушевский назвал достигнутую принципиальную договоренность о передаче в ведение региона и муниципалитетов около 400 военных городков. При этом он призвал посмотреть правде в глаза: состояние объектов, а это не только земельные участки, но и жилье, больницы, дома культуры, детские сады и школы, инфраструктура жизнеобеспечения, очень далеко от идеальных. У Минобороны, как подтвердил Шойгу, нет средств, чтобы привести свое имущество в должный вид, поэтому придется «дары» военных доводить до кондиции за счет местных бюджетов, без того похожих на тришкин кафтан. Губернатор пообещал не оставить наследователей военных городков один на один с проблемами. – Я специально говорю об этом, чтобы главы муниципальных образований не волновались, – заметил Владимир Миклушевский. – Мы вместе определим меры поддержки из регионального и федерального бюджетов на содержание и ремонт жилья, школ, котельных, иного имущества, где это действительно требуется. Вливания поменяют на вложения После этой вводной и приступили собственно к повестке совещания губернатора с главами муниципальных образований Приморского края. Первым выступил директор департамента экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Николай Дубинин. Он рассказал о том, как продвигаются дела по разработке программы экономического и социального развития Приморского края на 2013 – 2017 годы. Она будет реализовываться через 17 государственных программ, и важность этого проекта определяется тем, что через программы будут осуществляться практически все расходы краевого бюджета. Главная же задача документа заключается в том, что развивать территории предполагается за счет частных инвестиций, а не бюджетных вливаний, как практиковалось доселе. Готовы ли муниципалитеты к масштабному привлечению бизнеса в свои владения? По мнению Николая Дубинина, реализация частных проектов невозможна без формирования соответствующей инфраструктуры, и именно на этом он предлагает главам городов и сельских поселений сфокусировать свои усилия. Николай Дубинин также рассказал о том, что программа четко оговаривает рамки развития территорий региона: Приморье поделили на три экономические зоны, которые учитывают специализацию районов.Так, северо-восточной зоне, куда вошли Тернейский район, северо-восточная часть Красноармейского и восток Пожарского районов, определен путь «зеленой экономики». Здесь планируется внедрять ресурсо-эффективные и экологичные технологии производства, развивать проекты, предполагающие минимальное участие человеческого ресурса. Западная и центральная природно-индустриальная зона – это Арсеньев, Анучинский, Дальнереченский, Дальнегорский, Кировский, Лесозаводский, Михайловский, Октябрьский, Пограничный, Яковлевский, Спасский, Хорольский, Ольгинский, Черниговский, Чугуевский, Кавалеровский и другие районы и юго-западная часть Красноармейского. Предполагается, что эти территории сохранят свою специализацию на развитии сельского хозяйства и добыче полезных ископаемых. Помимо этого, здесь предлагается развивать предприятия пищевой индустрии и производство стройматериалов. В южную, постиндустриальную, зону войдут Артем, Владивосток, Находка, Партизанск, Уссурийск, Большой Камень и Фокино, Лазовский, Надеждинский, Хасанский, Шкотовский районы. Их путь – развитие сервисных секторов экономики, прежде всего финансового и транспортно-­логистического. В числе новых приоритетов этой зоны – создание нефтехимического и газохимического кластеров, формирование особой экономической зоны в районе бухты Троицы. В этой же зоне предполагается и создание туристического кластера, ключевыми проектами которого станут туристско­-рекреационный комплекс на острове Русском и развлекательная зона под Артемом, в бухте Муравьиной. Формирование программы экономического и социального развития Приморского края подходит к своему завершению – сейчас она проходит согласование в структурах исполнительной власти. Как отметил Николай Дубинин, муниципальным образованиям предложено сформировать свои программы развития таким образом, чтобы они являлись продолжением госпрограмм на местном уровне. Разрабатываемый документ у глав муниципалитетов вопросов не вызвал. Единственное, что попросили, так это схему получения кредитов из бюджета сделать более понятной и менее волокитной. Без генплана лопату будет не воткнуть Вторым вопросом стало территориальное планирование населенных пунктов края. Срок разработки документов градостроительного зонирования определен до конца 2012 года. Вице­-губернатор Владимир Балан заявил, что уже в следующем году при отсутствии документов территориального планирования невозможно будет принимать решения о резервировании участков, их изъятии для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, также это тормозит разработку правил землепользования и застройки, без которых будет невозможно получить разрешение на строительство уже в 2013 году. – В настоящее время отсутствуют генеральные планы двух из 12 городских округов, – перечисляет Владимир Балан. – Не приступили к разработке генпланов в 7 из 26 городских поселений и в 13 из 111 сельских поселений. Схемы территориального планирования не завершены в 8 из 22 муниципальных районов. И в этом плане меня очень беспокоят Тернейский, Кавалеровский и Пожарский районы.По словам Владимира Балана, основная проблема, возникшая при разработке документов, – отсутствие средств на эти цели в местных бюджетах. Хотя существует договоренность, что средства, которые ранее уходили на содержание медицинских учреждений, теперь в связи с переходом этих полномочий целиком в ведение краевых властей муниципалитеты будут направлять в том числе и на оформление генеральных планов территорий. Мало того, многим муниципалитетам на условиях софинансирования оплачивается до 90 процентов работ по территориальному планированию. – Но притом что освободились «живые» деньги, многие руководители поселений оставляют на потом решение проблем территориального планирования, – возмущается вице-губернатор. Он заявил, что переносов сроков не будет, а значит, земли муниципалов грозят стать «мертвыми», поскольку без такого плана станет невозможным участвовать в программах развития территорий.– Есть распоряжение заместителя председателя правительства Дмитрия Козака о том, чтобы с 2013 года не рассматривать вопросы финансирования регионов, пока не будет выполнено распоряжение правительства по территориальному планированию, – уведомил собравшихся Владимир Балан. – Конечно, положительная динамика есть: на начало года значилось 47 процентов муниципальных образований, приступивших к разработке генпланов, к концу года мы будем иметь таковых 75 процентов. Но и эта цифра не позволяет нам выполнить задачу, поставленную перед нами правительством. – Никого не хочу пугать, но отказ от работы над составлением документов градостроительного зонирования заставляет задуматься над адекватностью глав данных территорий или об объединении, укрупнении территорий, – заявил Владимир Миклушевский. – Вопрос по территориальному планированию нужно закрыть. Мы готовы помочь. Чтобы муниципальные образования смогли оплатить работу специалистов, администрация края выделяет 50 млн рублей дополнительно к тем 50 млн, что были запланированы на эти цели. Надо больше – мы найдем необходимые средства. Но в течение первого квартала следующего года все работы по терпланированию должны быть завершены. Есть долги – готовьтесь к отключениям Также на совещании с главами муниципалитетов обсуждали вопросы подготовки территорий к зимнему периоду. По словам директора департамента по жилищно­-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Виктора Кулинского, отопительный сезон идет в штатном режиме, запасы мазута, дизельного топлива и угля превышают нормативные. Хотя есть и отдельные районы, вызывающие опасение в плане стабильного прохождения отопительного сезона. – Это Анучинский, Шкотовский, Надеждинский районы, – перечисляет Виктор Кулинский. – И нам уже в этом сезоне приходилось устанавливать там передвижные дизель-электростанции, чтобы обеспечить устойчивую работу отдельных котельных. Также был вал жалоб на некачественное теплоснабжение от граждан, дома которых отапливаются от котельной №19 в поселке Сибирцево (Черниговский район). Много обращений от жителей поселка Нового Надеждинского района. Но одна из самых больших проблем – неудовлетворительная работа организации «Оборонэнерго». Не проходит и дня, чтобы потребители, проживающие в домах, которые обслуживает это предприятие, не заявляли об отключениях. А ведь еще и морозов-­то сильных не было…Виктор Кулинский высказал опасения, что задолженность муниципальных образований перед предприятиями ЖКХ также чревата срывом нормального прохождения отопительного сезона. – Я бы хотел особо остановиться на задолженности Красноармейского муниципального района перед электроснабжающими предприятиями, – предостерег Виктор Кулинский. – У вас действуют два частных предприятия, обеспечивающих население электроэнергией от дизельных электростанций. И вы должны понимать: долги объектов бюджетной сферы перед предприятиями ЖКХ могут привести к отказу в электроснабжении от дизель-электростанций или вылиться в веерные отключения, что мы наблюдали в последние годы. Невольно Виктор Кулинский поднял тему, вызвавшую широкий общественный резонанс в Приморье: предложение краевых властей отдать в частные руки государственные компании – КГУП «Примводоканал» и КГУП «Примтеплоэнерго». Население опасается роста тарифов – ведь инвестору необходимо вернуть вложенный капитал, да еще и с процентами. А главы муниципалитетов готовятся к худшему – далеко не все они смогут обеспечить теплом и водой жилые дома и социальные объекты.Так, один из присутствующих глав поселений рассказал, что из-за долгов перед «Примтеплоэнерго» (порядка 3 млн рублей) энергетики отказываются обслуживать ряд социальных объектов, и местной администрации уже второй год приходится самостоятельно изыскивать способы отопления двух школ и двух детских садов.– Мы дважды обращались в департамент финансов администрации края по поводу получения кредита, чтобы ликвидировать задолженность, но есть ряд проблем, которые мешают оформить заем, – сетует глава поселения. – Я не смог убедить руководителей «Примтеплоэнерго», что мы выполняем одну государственную функцию и предоставляем тепло нашим детям. Они уже сейчас говорят, что объект им неинтересен, поскольку нерентабелен, а что будет, когда предприятие уйдет в частные руки? На нашей территории из всех объектов, которые обслуживает «Примтеплоэнерго», только 2-3 будут приносить прибыль. И что делать с остальными? Кто найдет управу на коммерческую организацию?Коллегу поддержал еще один «начальник Чукотки» – он посетовал, что на подведомственной ему территории за последние три года частные предприятия, которые отапливали жилой фонд, прекратили свою деятельность, поскольку это убыточно. Другой руководитель территории усомнился, что можно будет удержать в приемлемых рамках рост тарифов на услуги монополистов. Он напомнил, что уже сейчас себестоимость услуг предприятий коммунального комплекса выходит за рамки разумного, но государственные компании, по крайней мере, «раскрывают» калькуляцию. А вот акционерные общества будут более закрытыми, ссылаясь на коммерческую тайну. И им не составит большого труда обосновать перед комиссией по тарифам увеличение расценок на свои услуги, ссылаясь на повышенные затраты на обновление и модернизацию основных фондов. Губернатор Владимир Миклушевский счел нужным объяснить свою позицию по поводу акционирования предприятий коммунального комплекса. – У нас с водоснабжением плохая ситуация в крае, с водоотведением также неважнецкая, ну а тепло – это уже притча во языцех, – сокрушается губернатор. – Тарифы высокие, сети изношены. И приватизация нацелена на решение насущной задачи – уладить проблемы с водоснабжением и теплом в крае. Исключительно за счет бюджета мы этого не сделаем. Но других способов, кроме как акционировать и привлекать дополнительные средства для финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры, наука еще не придумала. Да, есть неудачные примеры – и их все знают, потому и приводить не буду (и до сих никто не может привести хотя бы один опыт, где бы приватизация подобных предприятий имела положительные последствия. – Прим. авт.). Но если кто­то знает иной способ привлечения средств, то поделитесь знаниями, я не настаиваю на акционировании.И тем не менее глава региона предложил создать рабочую группу, эксперты которой рассмотрели бы все плюсы и минусы акционирования предприятий «Примводоканал» и «Примтеплоэнерго».

Автор: Евгений СИДОРОВ