Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Главное

В Израиль за еврейским счастьем

В чем «еврейское счастье», пытался разобраться приморский банкир, проводя отпуск в библейском городе
В Израиль за еврейским счастьем
Некоторые наши граждане, читая в СМИ про события в Израиле, думают, что это сверхдержава, располагающаяся на половине Ближнего Востока, и что там проживает минимум миллиард человек, поскольку про Страну обетованную у нас пишут больше, чем, наверное, про Китай и Индию вместе взятые. И наш турист или паломник-пилигрим, попав впервые в Израиль, испытывает шок, узнав, что эта страна очень маленькая даже по европейским меркам. Ее площадь – около 30 тыс. км2 (наше Приморье в 5 раз больше – 166 тыс. км2), а живет в ней 7 миллионов человек (в Приморье – около двух миллионов). О чем тут вообще говорить и писать? – Писать об Израиле можно много, – уверяет председатель Лиги финансовых институтов Александр Ивашкин. – Ведь его столица – святой город Иерусалим – привлекает туристов в первую очередь сосредоточением величайших святынь трех мировых религий – иудейской Стены Плача, христианского Храма Гроба Господня и мусульманских Мечетей Скалы и Аль-Аксы. Каждая из них имеет огромное значение для своей религии. А поток туристов в Израиль не падает, несмотря на экономические неурядицы в мире, сложную и неблагоприятную геополитическую ситуацию и относительно высокую стоимость отдыха. В Израиле регистрируется впечатляющий поток туристов – около 3,5 миллиона человек в год. Боящиеся Бога возьмут власть демографией – Израиль – еврейская страна, которая живет по еврейскому календарю, еврейским законам и еврейским традициям. Мой приезд в эту страну, – рассказывает Александр Ивашкин, – совпал с очередным витком усиления нестабильности на Ближнем Востоке (а когда она там была стабильной?): противостояние в Сирии, угроза ирано­израильского вооруженного конфликта, неспокойная израильско-египетская граница. Прибавьте сюда также и внутренние проблемы, связанные, например, с вопросом о службе в армии ультра-ортодоксальных евреев (харедим) и арабов – граждан Израиля. Термин на иврите «харедим» означает «боящиеся Бога». Ценой огромных усилий в прошлом году израильской армии удалось убедить несколько сот граждан, исповедующих харедим, пойти на военную службу. Однако это вызвало еще больше проблем и едва не развалило армейскую дисциплину. Например, ортодоксальные евреи считают, что мужчинам грешно слушать женское пение, поэтому они предпочитают отправиться в тюрьму, чем на обязательные для отрядов концерты, где в числе артистов выступают и дамы. Военным приказам адепты харедим подчинятся только в том случае, если они отданы раввинами! Вы можете представить тот хаос, что произошел с военной дисциплиной в войсках? И хотя адептами харедим числятся около 8 процентов еврейского населения, тем не менее, у них большие семьи: восемь или девять детей – статистическая норма (в светских еврейских семьях 2-3 ребенка). Идея боящихся Бога проста и прозаична: плодитесь и размножайтесь. Вот они и стараются следовать заветам… Как мне показалось, движение харедим, постоянно увеличивая свою численность, имеет целью захватить власть над Израилем и установить строгие раввинистические нормы для всех – как основной закон страны. И люди из харедим верят, что смогут совершить это! У меня совсем нет желания унизить ультраортодоксов – это их вера и их понимание мира. Но вот пример, показывающий, насколько велико их желание «угождать Богу»: в субботу они ни за что не прикроют свои головы зонтом, даже если дождь будет лить как из ведра, потому что нести зонт – это работа. (А вообще куда-то в субботу идти – разве не работа?) У каждого Абрама своя программа Однако не это удивило. Интереснее другое – Израиль занял в этом году 14-е место в «Докладе о мировом счастье» (World Happiness Report), который был опубликован под эгидой ООН. Россия в этом рейтинге – 76-я. Израильтяне заняли свое место в списке самых счастливых народов, опередив и благополучных французов, и довольных англичан. По уровню доходов на душу населения Израиль не занимает первые места. Жизнь там сложная, весьма требовательная и даже жесткая, впрочем, мне, как россиянину, понятная. В Израиле рабочая неделя продолжается с воскресенья по четверг, и представьте, как жаловался мне банковский клерк, который говорил о том, что у него еврейский рабочий календарь отбирает еженедельно один рабочий день, необходимый для валютных операций (спекуляций) с западными банками. И это сильно влияет на его гешефт (доход). А есть ведь еще и еврейская религия, взаимоотношения населения с которой, а точнее, с отдельными ее представителями, складываются совсем не просто. Во время моего пребывания в Израиле серьезно обсуждался «новейший закон» все того же, уже упоминавшегося ультраортодоксального течения «харедим»: определить одну сторону улицы для прохода женщин, а другую – для мужчин. Результатом этих непростых отношений является то, что некоторая часть израильтян видит в еврейской традиции рудимент, активно мешающий влиться в семью цивилизованных народов мира. В чем тогда «еврейское счастье»? В неисправимом еврейском оптимизме или постулате иудаизма, требующем от евреев быть счастливыми во что бы то ни стало? Или в том, что «не в деньгах счастье»? В последние годы мои коллеги­экономисты пришли к выводу, что такого инструмента, как ВВП, недостаточно для измерения экономического и социального успеха страны. Счастье народа не всегда связано с экономическим процветанием страны, и, думаю, на примере Израиля это показательно: социальные отношения и здоровье нации значительно важнее для успешности, чем бурный рост производства. А на мой вопрос: «Где евреям жить хорошо?» – израильские партнеры и знакомые отвечали: «Ну а где это вы видели, чтобы у евреев на какой­то вопрос был лишь один ответ? У каждого Абрама своя программа!» Вывод, который сделал я: хорошо там, где каждому конкретному еврею хорошо. И где от этой хорошей жизни он и его дети не перестают быть евреями. Эта ситуация мне напомнила ту, которой озабочены ВИП-чиновники Дальнего Востока и Приморья – почему же народ уезжает из региона? Да очень просто: следуют обычному житейскому еврейскому принципу – идут туда, где жить комфортно. Чего стоит жизнь, если не за что умереть Именно посещая Израиль – весь пропитанный цитатами, памятными из древней истории человечества, населенный древними городами, названия которых звучат подобно странной, полузабытой музыке (Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Цфат, Тверия, Хеврон, Яффа, Акко, Арад, Кейсария), – начинаешь понимать, что истина нужна каждому человеку, ибо она его защищает от манипуляций, приводит к успеху и делает свободным. Да и вообще – свято место пусто не бывает: если в человеке не живет вера, то обязательно приживется что­то иное – страх, ненависть, депрессия, жадность, зависть, подлость, идолопоклонство и поклонение богатству. У каждого человека должно быть святое – то, ради чего ему не страшно умереть! Да и чего стоит жизнь, если не за что умереть? У всякого народа должна быть своя святыня, вокруг которой он объединяется. Посещая Израиль – родину трех религий (иудаизм, ислам, христианство) – не считаю правильным говорить, что одна религия истинная, а другая нет. Единственным критерием оценки, по-моему, является понимание: помогает ли данное вероучение творить добро или разжигает ненависть и злобу, как, например, в ситуации с тремя скандалистками из эпатажной панк-группы. У Стены Плача в Иерусалиме я был три раза. Просто не могу представить, как у Стены, где всегда огромное число верующих и много полицейских, кто­то проведет церемонию, пусть даже самую религиозную, без разрешения служителей Стены? А у нас стало возможно выступление панк-дам в храме... Стена Плача – это западная часть когда­то стоявшего здесь Второго храма. Храм – это место концентрации духовных сил, место святости. Когда я приблизился к Стене, ко мне подошел раввин и стал спрашивать, откуда я, как меня зовут. Оказалось, он даже слышал о новых «больших мостах во Владивостоке». Услышав мой ответ, он стал молиться у Стены, а после объяснил, что нужно дать ему денег на синагогу. Согласно иудаизму молитва – это работа, если ты работаешь (молишься, то есть просишь чего-то у небес) сам – пожалуйста, молись бесплатно. Но в Израиле считается, что небеса лучше слышат «правильную молитву», а раввин лучше знает, «как правильно» ее донести. Он поработал за меня, и мне пришлось отдать ему несколько шекелей, а то вряд ли будет услышана его молитва за меня. И вообще, общаясь с израильтянами уже не первый год, заметил одну их особенность – они всегда считают себя правыми. В отличие от нас, россиян, которые почему-то постоянно ощущают себя «чуть виноватыми». Может, в этой своей убежденности в собственной правоте и кроются оптимизм и экономические успехи еврейского народа? А его почетное 14-е место в мировом рейтинге счастья тому подтверждение.

Автор : Александр КАРАСЁВ «Владивосток»

В этом номере:
Убеждение Кореи
Убеждение Кореи

Печальное известие о безвременной кончине лидера КНДР Ким Чен Ира наполнило глубокой скорбью всех корейцев, которые все дрожали от горя, не сдерживая вырывавшиеся из глубины сердец чувства печали

На Толстого зажгутся сакуры
На Толстого зажгутся сакуры

В краевом центре Приморья появилась первая новогодняя иллюминация

Электричка подорожает с понедельника
Электричка подорожает с понедельника

С 3 декабря в Приморье увеличится стоимость билетов на электропоезда, курсирующие в пригородном направлении, сообщает компания- перевозчик ОАО «Экспресс Приморья»

Землю – народу. Воду – частнику?
Землю – народу. Воду – частнику?

Общественность не поняла прелести приватизации КГУП. Придется создавать рабочую группу, чтобы определить, чем обернется для населения передача в частные руки важнейших объектов коммунальной структуры

Обещали вернуть муниципалитету, а на деле – приватизируют
Обещали вернуть муниципалитету, а на деле – приватизируют

Тема приватизации «Примводоканала» ныне одна из самых востребованных в политических и экономических кругах Владивостока

Последние номера
газета
газета
газета
газета