Горожане желают ездить как в Лондоне

Корреспондент «В» посмотрел на пассажиров глазами водителей автобусов

28 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3246 от 28 нояб. 2012
a1d874d994e5570ad2131dcd212a6c7c.JPG

Если спросить у владивостокцев их мнение о водителях автобусов, ответ найдется сразу: они и хамят, и автобусы водят, как будто дрова везут, и сдачи с крупной купюры дать не могут. Но мало кого волнует, что существует и оборотная сторона медали.То, что за последние пару лет ситуация с автобусами в городе серьезно изменилась, причем в лучшую сторону, способен признать даже самый отъявленный скандалист. Как-то стала свидетелем разговора между двумя дамами в обувном магазине. Одна из них, примеряя зимние сапоги, уверяла, что на теплый носок они ей будут малы, а если надевать обувь на одни колготки, то замерзнешь, дожидаясь автобуса.– Когда это ты замерзнуть успеешь, если автобусы один за другим идут и больше 5 минут ждать не приходится? – возразила подруга покупательницы.Большое дело, когда с пассажирским транспортом проблем нет. Трудно вспомнить без дрожи, сколько эти автобусы когда­-то приходилось ждать, какая толпа собиралась на остановках и какие усилия надо было приложить, чтобы эта толпа внесла тебя внутрь… И еще один немаловажный момент: ныне жалобы горожан не растворяются в воздухе. Администрация Владивостока постоянно напоминает: курит водитель, матерится, нарушает правила ПДД – не молчите, звоните в управление транспорта. В итоге водители несут наказание, а компании-перевозчики твердо знают: будет слишком много косяков – прощай контракт с гор-администрацией.И мы – потребители транспортных услуг – с упоением стали жаловаться…– Пассажиры стали очень требовательными. Порой предъявляют к водителям такие претензии, как будто мы в Лондоне! – привел неожиданное сравнение генеральный директор ООО «КАСЛАР» Андрей Силантьев. Действительно, недовольные или даже агрессивные пассажиры встречаются часто. Да почти в каждом рейсе найдется пара-тройка людей, возмущенных всем и вся. Вот «В» и решил посмотреть на нас – пассажиров – глазами водителя автобуса. Что-то подсказывает, что мы тоже не всегда им нравимся. Причем небезосновательно. Корреспондент «В» выбрала маршрут, которым пользуется большая часть редакционного коллектива. Тут уж написать одни хвалебные слова не получится – коллеги быстро поправят. Итак, своими соображениями о поведении людей в общественном транспорте с корреспондентом «В» поделились водители маршрутных автобусов 54 и 54а. Путь следования у них довольно длинный, и за рабочий день они успевают насмотреться на рассерженных людей.«И кидает мне мелочь в лицо»– Самая больная тема – это время. Никто не хочет ждать. Полторы минуты – это уже огромный срок! – сетует водитель автобуса Сергей. – А ведь у нас есть определенный график следования, и каждый водитель обязан строго соблюдать временной интервал в 4 минуты между автобусами. В самом деле, мы же не можем, как паровоз, прицепиться друг к другу! Постоянно задают вопросы: «Когда уже поедем?», «Сколько можно ждать?». А зачастую еще и кричат. К примеру, стоим в пробке, сидит дама на одном из передних сидений, громко возмущается на весь салон, а потом встает, швыряет деньги мне в лицо и выходит, нецензурно ругаясь! Вот как в таких ситуациях оставаться спокойным? Но я стараюсь сдерживаться. Еще, оказывается, у нас «ветеранов Великой Отечественной войны» целая тьма в городе. Показывают мне свои удостоверения, а я смотрю на этих пассажиров – ну какие же это ветераны, молодые совсем?! Прошу развернуть документ – отказываются. Почему я должен им на слово верить? Многие ведут себя порой по-свински. Заглянешь в салон – валяются обертки от конфет, сиденья порваны – и это после двух рейсов с утра! А вот с нетрезвыми гражданами лично у меня почему-то никогда не возникало проблем. Раз нерусский, зачем за руль сел?..Других водителей помимо нетерпеливых людей возмущает оскорбительное отношение к ним самим.– Пассажиры стали очень требовательными и даже агрессивными, – делится своими впечатлениями водитель Владимир. – Я понимаю, все хотят скорее добраться до дома после работы. Попадаем в пробку – тут же недовольные начинают предъявлять претензии, кричать, что долго едем. Поведение некоторых людей выходит за рамки приличий – иногда слышу насмешки и оскорбления в мой адрес: мол, раз нерусский, зачем за руль сел в России? Наверное, время сейчас такое. Я подобное отношение могу объяснить тем, что во Владивостоке много неадекватных водителей­-узбеков, вот меня за одного из них, видимо, и принимают, говорят гадости. Правда, некоторые все же обращают внимание на то, что фамилия у меня грузинская, и их это останавливает. Вообще я считаю, что довольный жизнью человек будет ехать в автобусе спокойно. Если кто­-то позволяет себе оскорбления или угрозы в мой адрес, я быстро такое пресекаю. Но всегда отвечаю вежливо. Посылать на три буквы не в моих правилах, я не ругаюсь в общественных местах, при женщинах и детях в отличие от этих людей. «Я плачу из своего кармана»Кого­-то удивляют наивность наших граждан и нежелание оплачивать проезд согласно тарифу.– Каждый день одно и то же: просят довезти за 8, 10 рублей или даже бесплатно, – жалуется водитель Александр. – Неужели эти люди не понимают, что я плачу из своего кармана! Я привожу пример: если в магазине не будет денег хватать, вам же никто не продаст продукты. Так же и здесь – почему я должен тратить собственные деньги на таких пассажиров? Иногда меня начинают винить в том, что очень долго едем. Я отвечаю, что для быстрых поездок существует такси. Ведь водителю нужно двигаться в соответствии с графиком: если проехали расстояние между остановками быстро, то на самой остановке придется простаивать разницу во времени. Так положено. У меня есть совет для тех, кто постоянно опаздывает и винит в этом водителя: выходите из дома пораньше! Еще поражает наплевательское отношение к безопасности движения. Однажды был такой случай: пассажиров зашло много, уже нужно ехать, а я не могу дверь закрыть. Громко прошу освободить подножку. Второй раз прошу, третий. Встал со своего места и пошел в середину салона. А там стоит парень в наушниках. Конечно же он меня не слышал! Пришлось снять их с него и еще раз повторить, чтобы поднялся со ступеньки. И, главное, никто это ему без моей помощи сказать не мог. Пассажиры мне порекомендовали наклеить предупреждение на дверное стекло – а почему я должен это делать? Все права и обязанности пассажира отображены в документе, который висит на перегородке за водительским креслом в начале салона – все должны знать, что можно делать в общественном транспорте, а что нельзя. Ведь все соблюдают правила безопасности в общественных местах и почему-то забывают о них, когда садятся в автобус. Хотя всем известно, что это средство повышенной опасности. «Дома люди так не делают»Некоторые водители, наоборот, негатива от пассажиров почти не видят.– Сколько лет вожу автобус – никогда никто не портил нервы, не хамил, не кричал, – признается водитель Сергей. – Единственная проблема – отношение людей к чистоте в салоне. Получил абсолютно новый автобус – за два месяца исписали и порвали сиденья, обертки бросают на пол каждый день. Ну ведь дома же люди так не делают и бумажки с бутылками выбрасывают в мусорное ведро. Так почему же дома мусорить нельзя, а в автобусе можно? Воспитанный человек должен вести себя культурно везде.«Если хватают за горло, я их руки быстро «обрубаю»Иногда водителей выводят из себя пассажиры, находящиеся во власти зеленого змия. – Бывало, что пьяные пытались меня ударить, схватить за горло, – приводит пример водитель Сергей. – У меня с такими личностями разговор короткий. Если меня нагло хватают, я их руки быстро «обрубаю». И Сергей демонстрирует, как в подобных ситуациях он ставит блок руками. – Хорошо, что подобные случаи единичны, – продолжает он. – Но и трезвые люди тоже бывают агрессивными – если человек заболел, устал, его что­-то не устраивает в жизни – может сорвать злость. Конечно же бесконечных вопросов о том, почему так долго едем, слышу за день много. Но все равно встречаются и те, кто поднимает настроение: говорят мне о том, что в автобусе чисто, что вожу я хорошо. С человеческой точки зренияКак говорят пассажиры, их наплевательское отношение к водителям – это ответ на хамство и непредсказуемый стиль вождения, нескончаемые разговоры по телефону... Но не стоит судить всех по отдельным личностям и мстить невиновным.Между прочим, в салонах всех автобусов, где побывала корреспондент «В», не было ни фантиков от конфет, ни шелухи от семечек, приятно пахло, а водители даже под конец рабочего дня приветливо улыбались!Кстати, о национальности… Как-то моя коллега стала свидетелем удивительной ситуации. В автобусе иностранная гражданка обратилась к водителю с просьбой объяснить, как добраться до нужной улицы. Мужчина неславянской внешности, который по-русски, скажем откровенно, изъяснялся с трудом, под удивленный вздох толпы дал леди развернутый ответ на эталонном английском языке. Другая сотрудница однажды пришла на работу вся в положительных эмоциях. Говорит, чуть не попутала, каким транспортом двигалась, ибо с водительского места регулярно раздавалось: «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны». Стопроцентно – за рулем не мигрант. Не угадала, внешность водителя была далека от славянской. Вот только не надолго мужика хватит – обязательно ведь гадость кто­-то из пассажиров скажет…

Автор: Татьяна АНДРЕЕВА