Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика, финансы

Грузооборот приморских портов снижается

Суммарный грузооборот восьми крупнейших портов Приморского края в 1997 году составил 21 млн. 736 тысяч тонн, снизившись по сравнению с показателями предыдущего года почти на 3 млн. тонн. 1996 год, когда общий объем грузооборота достиг 24 млн. 596 тысяч тонн, оказался более удачным для большинства восточных ворот страны - грузов было больше, их поставщики действовали активнее.

Суммарный грузооборот восьми крупнейших портов Приморского края в 1997 году составил 21 млн. 736 тысяч тонн, снизившись по сравнению с показателями предыдущего года почти на 3 млн. тонн. 1996 год, когда общий объем грузооборота достиг 24 млн. 596 тысяч тонн, оказался более удачным для большинства восточных ворот страны - грузов было больше, их поставщики действовали активнее.

Если же говорить о каждом предприятии в отдельности, то лишь одному Владивостокскому рыбному порту в 1997 году удалось незначительно увеличить грузооборот, остальные порты, увы, свои позиции сдали. И даже некоторое снижение тарифов на перевозку транзитных грузов по сути не помогло большинству портов сохранить объемы 1996 года.

Познакомиться с основными показателями деятельности приморских портов и сравнить их мы предлагаем ниже.

Находкинский морской торговый порт в 1997 году обработал 4 млн. 957 тысяч тонн грузов, в 1996 году объем грузооборота составил 5 млн. 577,7 тысячи тонн. Снижение грузооборота представители порта объясняют прежде всего падением грузовой базы. В частности, объем перегрузки черных металлов в 1997 году снизился на 14 процентов. В силу ряда причин, в том числе из-за высоких железнодорожных тарифов, экспортерам было выгоднее отправлять металлы через балтийские порты. Однако в июне 1997 года железная дорога несколько снизила тарифы, и это помогло вернуть часть клиентов.

В то же время Находкинский морской торговый порт выполнил план по грузообороту (в 1997 году он составлял 4 млн. тонн), кроме того, по данным администрации, прошедший год АО закончило с прибылью, размер которой подсчитывается.

Грузооборот Владивостокского морского торгового порта по итогам 1997 года составил 3 млн. 288 тысяч тонн. В 1996 году аналогичный показатель деятельности грузооборота составил 4 млн. 79 тысяч тонн.

Снижение грузооборота в прошедшем году объясняется прежде всего недопоставками металла. Большую часть экспортируемого из России металла стали перерабатывать порты Латвии, где установлены льготные тарифы как на железнодорожные перевозки, так и на переработку грузов в порту.

Тем не менее по некоторым видам грузов в 1997 году здесь зафиксирован существенный рост грузооборота. В частности, по итогам минувшего года переработано 53 тыс. тонн целлюлозы (в 1996 году - 15 тыс. тонн). 40,5 тыс. тонн металлического лома (в 1996 году - 15,8 тыс. тонн).

Находкинский морской рыбный порт в 1997 году переработал 555,6 тысячи тонн грузов, в 1996 году - 626 тысяч тонн. По сравнению с предыдущим годом грузооборот предприятия сократился на 11,2 процента.

По данным администрации порта, это произошло в связи с сокращением объема поставляемых грузов - в первую очередь леса и металлов, которые наряду с хлопком и рыбопродукцией сегодня являются профилирующими. Доля рыбопродукции в общем объеме грузооборота в 1996 году составила 23 процента (127,5 тысячи тонн). 1997 год Находкинский морской рыбный порт, по предварительным данным, закончил без прибыли и убытков.

Предприятие при наличии грузов готово увеличить грузооборот - мощности порта это вполне позволяют. На 1998 год заключены договоры с клиентами, однако представители администрации порта сомневаются, будет ли потребность в этих грузах у стран-импортеров.

Находкинский морской нефтеналивной порт в 1997 году перегрузил 3 млн. 983 тыс. тонн нефтепродуктов, в 1996 году объем грузооборота составил 4 млн. 161 тысячу тонн. Таким образом, показатели порта снизились на 4,3 процента.

Основными причинами падения грузооборота явились нестабильная ситуация у наиболее крупных поставщиков нефтепродуктов, а также перераспределение грузов в пользу иностранных фрахтователей.

Восточный порт в 1997 году перегрузил 8 млн. 81,6 тысячи тонн, объем грузооборота в 1996 году составил 8 млн. 474,8 тысячи тонн. Несмотря на снижение грузооборота в 1997 году, по объему переработанных грузов Восточный порт по-прежнему с большим отрывом лидирует среди остальных портов Приморского края.

Основным грузом здесь остается уголь, экспортируемый из Сибири в Японию. Его объемы, как правило, стабильны. В то же время по грузам металлов порт не выполнил план. В целом план по грузообороту составляет 8 млн. 209 тысяч тонн и был недовыполнен на 127 тысяч тонн. Вместе с тем, по данным администрации порта, план по прибыли за 1997 год будет перевыполнен - только за 11 месяцев прошлого года балансовая прибыль АО “Восточный порт” составила 44 млрд. рублей (в неденоминированных рублях).

В 1997 году порт был вынужден снижать тарифы на обработку грузов, чтобы не потерять клиентуру. В результате жесткой конкуренции среди портов в отдельных случаях тарифы вплотную приблизились к себестоимости грузообработки.

Грузооборот Владивостокского морского рыбного порта в 1997 году составил 520,2 тысячи тонн. Объем грузооборота увеличился по сравнению с 1996 годом (тогда его объем достиг 462 тысяч тонн).

По данным администрации порта, доля рыбной продукции составила примерно четверть от всего объема грузооборота. Несмотря на увеличение грузооборота, порт по-прежнему ощущает дефицит грузов металла. В течение прошедшего года предприятие несколько раз меняло тарифы на перегрузку. При этом тарифные ставки менялись как в сторону снижения, так и в сторону увеличения.

Морской порт Зарубино (бывший Хасанский морской коммерческий порт) в 1997 году обработал 73,037 тысячи тонн грузов при плановом задании 290 тысяч тонн. В 1996 году грузооборот порта составил 611,7 тысячи тонн.

В администрации порта считают, что одной из причин падения объемов грузообработки стало невыполнение плана поставок. Тем не менее в 1998 году руководство порта надеется на стабилизацию отношений с поставщиками и рассчитывает увеличить грузооборот до 422 тысяч тонн, а также ликвидировать убытки.

Порт Посьет в 1997 году обработал 279 тысяч тонн грузов, в 1996 году объем грузообработки достиг 606 тысяч тонн. План на 1997 год составляет 760 тысяч тонн.

Значительное падение грузооборота и невыполнение плана в прошедшем году здесь также обусловлены отсутствием грузов и прежде всего - клинкера. На клинкер, поставляемый “Спасскцементом”, порт возлагал большие надежды, однако потенциальные потребители отечественного клинкера отдали предпочтение продукции 2 новых заводов в Юго-Восточной Азии. Кроме того, на грузооборот порта также негативно повлияла ситуация с металлами.

Как видно из результатов 1997 года, местным портам есть к чему стремиться, производственные мощности вполне это позволяют (были бы грузы). Вместе с тем, несмотря на некоторое снижение показателей основного вида деятельности - грузооборота, порты Приморья по-прежнему остаются сегодня наиболее стабильно работающими предприятиями края, которые обеспечивают население рабочими местами, а бюджет - налоговыми поступлениями.

Автор : Вадим БРАТУХИН, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Грузооборот приморских портов снижается

Суммарный грузооборот восьми крупнейших портов Приморского края в 1997 году составил 21 млн. 736 тысяч тонн, снизившись по сравнению с показателями предыдущего года почти на 3 млн. тонн. 1996 год, когда общий объем грузооборота достиг 24 млн. 596 тысяч тонн, оказался более удачным для большинства восточных ворот страны - грузов было больше, их поставщики действовали активнее.

Удаленные терминалы разъединяют биржи

Проект установки удаленных терминалов Московской фондовой биржи на бирже во Владивостоке обсуждался недавно на собрании членов некоммерческого партнерства “Владивостокская фондовая биржа”.

Фонд поддержит крестьянина

Постановлением администрации края сформирован региональный бюджетный фонд ценовой компенсации по зерну и продуктам его переработки для расчетов с сельскими производителями продуктов питания, поставляющими зерно и его производные в региональный продовольственный фонд.

Экологи мира против спешки

Серия международных консультаций во вопросам промышленной и экологической безопасности при добыче нефти и газа на шельфе Сахалина прошла в Южно-Сахалинске. В семинарах и заседаниях “круглого стола”, инициированных неправительственной организацией “Экологическая вахта Сахалина”, приняли участие представители природоохранных групп из Калифорнии, Вашингтона, Аляски, Москвы и Владивостока, местные активисты, журналисты, работники областных природоохранных органов и администрации.

Всю жизнь на лекарства работают

Вчера в здании краевой администрации открылась выставка “Медицина-98”.

Последние номера