Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Экологи мира против спешки

Серия международных консультаций во вопросам промышленной и экологической безопасности при добыче нефти и газа на шельфе Сахалина прошла в Южно-Сахалинске. В семинарах и заседаниях “круглого стола”, инициированных неправительственной организацией “Экологическая вахта Сахалина”, приняли участие представители природоохранных групп из Калифорнии, Вашингтона, Аляски, Москвы и Владивостока, местные активисты, журналисты, работники областных природоохранных органов и администрации.

Серия международных консультаций во вопросам промышленной и экологической безопасности при добыче нефти и газа на шельфе Сахалина прошла в Южно-Сахалинске. В семинарах и заседаниях “круглого стола”, инициированных неправительственной организацией “Экологическая вахта Сахалина”, приняли участие представители природоохранных групп из Калифорнии, Вашингтона, Аляски, Москвы и Владивостока, местные активисты, журналисты, работники областных природоохранных органов и администрации.

В сущности, эта сахалинская неделя стала первым прорывом в массы полноценной информации о том, какого масштаба и характера сюрпризы готовят для дальневосточников, когда подписываются документы и постановления, открывая тем самым зеленую улицу проекту “Сахалин-2”. Из 4 существующих этот проект сегодня лидирует по степени продвижения к реальной добыче нефти. И по степени незаконности всех исполняемых процедур тоже лидирует.

Главный оператор проекта, компания “Сахалин Энерджи”, уже после консультаций в самом конце года, старательно выполняя свои обязательства перед Москвой и кредитором - Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), официально объявила о начале подготовительных работ по освоению Пильтун-Астохского месторождения, о выплате России $30-миллионного “бонуса” и $20-миллионного взноса в фонд развития Сахалина. Естественно, в ожидании этих солидных для области денег власти Сахалина блокировали любую публичную критику шельфовых проектов, закладывая под свое светлое завтра настоящую мину. Начать добычу нефти предполагается уже в этом году, хотя технико-экономическое обоснование (ТЭО), по итогам рассмотрения которого должно быть дано заключение экспертизы, не выдерживает в нынешнем варианте никакой серьезной критики.

По утверждению руководителя весьма авторитетной в мире и в стране организации “Эко-Юрис” из Москвы Веры Мищенко, в материале множество пробелов, из-за которых он в принципе не может быть принят на экспертизу. И заполнение этих пробелов очевидно потребует немало времени. Это ставит под большие сомнения план компании установить промысловую буровую установку уже нынешним летом. Характерно, что разведочная скважина, пробуренная компанией “Экссон” на другом, Аркутун-Дагинском месторождении, в рамках проекта “Сахалин-1”, вызвала смятение в кругах специалистов-нефтяников, поскольку оказалась пустой. И вообще “Экссон”, по мнению объективных аналитиков, сильно завысил запасы, хотя как оператор своего проекта более тщательно подошел к проведению геофизических исследований, чем конкуренты из “Сахалин Энерджи”.

Немало тревог вызывает гигантская платформа “Моликпак”, работавшая 6 лет во льдах у северных берегов Канады и выведенная из эксплуатации еще в 1990 году по неведомым причинам. “Сахалин Энерджи” полагает силами Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре реанимировать эту разведочную платформу, приспособив ее к промысловой добыче, чтобы затем внедрить в крайне опасную природную среду Охотского моря - в район рифтовых разломов, землетрясений, мощных приливов, штормов, торосистых и очень подвижных льдов, покрывающих море в течение полугода.

В этих льдах будет болтаться огромный танкер-хранилище со шлангами для перекачки нефти с платформы и далее - на транспортные танкеры Приморского пароходства для доставки в том числе и на нефтеперегонный завод в Чажме, решение о сооружении которого было принято уже нашей думой. На эту схему вместе с сомнительной платформой уже ориентированы не только ТЭО проекта, но и все региональные администрации, потирающие руки в ожидании скорого потока собственной нефти. Хотя на рассмотрение российской общественности - обязательный элемент экспертизы - не представлена ни техническая оценка состояния платформы, ни анализ соответствия проекта закону РФ о промышленной безопасности. Об этом, похоже, просто забыли. Нет проработки альтернативных вариантов решения энергетической проблемы региона, ни сколько-нибудь серьезной оценки воздействия крупных разливов нефти на рыбные ресурсы Охотского моря, которыми кормимся мы все.

Особую тревогу мировой общественности вызвала степень финансовой ответственности компании за нефтяные разливы - тема, которой посвятила 10 лет борьбы и судебных разбирательств лидер аляскинской организации Trustees for Alaska Энн Ротэ. При этом, хотя там экологи имели дело с крупной и солидной компанией “Экссон”, добиваться удовлетворения всех исков о компенсации ущерба от аварии танкера “Экссон Валдиз” приходилось годами. Здесь же, на Сахалине, открылось поразительное: исполнитель проекта юридически расположен и зарегистрирован на Бермудах, хотя налоги обещает неведомым образом платить в российские бюджеты. Информация о регистрации представительства компании на Сахалине общественности не представлялась. Наконец, базовый финансовый документ проекта, соглашение о разделе продукции, по которому только и можно судить о размере истинных доходов компании от добычи сахалинской нефти, до сих пор хранится в тайне вопреки действующим российским законам.

Об этом очень легко забыть на стадии проекта. Но очень трудно отлавливать дочерние компании, расположенные на Бермудах, когда в случае очень вероятной трагедии нужно будет потребовать от них финансовой ответственности. Кстати, как рассказали гости с Аляски, разлив танкера “Экссон Валдиз” по протяженности с лихвой перекрыл бы весь Сахалин и достиг берегов Японии и Приморья. Каждый Спитак, Чернобыль и Нефтегорск начинается именно так - со спешки на проектной стадии, стремления как можно скорее выйти на прибыль. Таков интерес крупного капитала. Интерес граждан - не позволить ему сделать нас вечными заложниками поверхностных и опасных проектов.

На совещании было решено сделать представление председателю Госкомэкологии от группы организаций о недопустимости принятия на экспертизу материалов проекта “Сахалин-2” в нынешнем виде.

Автор : Анатолий ЛЕБЕДЕВ, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Грузооборот приморских портов снижается

Суммарный грузооборот восьми крупнейших портов Приморского края в 1997 году составил 21 млн. 736 тысяч тонн, снизившись по сравнению с показателями предыдущего года почти на 3 млн. тонн. 1996 год, когда общий объем грузооборота достиг 24 млн. 596 тысяч тонн, оказался более удачным для большинства восточных ворот страны - грузов было больше, их поставщики действовали активнее.

Удаленные терминалы разъединяют биржи

Проект установки удаленных терминалов Московской фондовой биржи на бирже во Владивостоке обсуждался недавно на собрании членов некоммерческого партнерства “Владивостокская фондовая биржа”.

Фонд поддержит крестьянина

Постановлением администрации края сформирован региональный бюджетный фонд ценовой компенсации по зерну и продуктам его переработки для расчетов с сельскими производителями продуктов питания, поставляющими зерно и его производные в региональный продовольственный фонд.

Экологи мира против спешки

Серия международных консультаций во вопросам промышленной и экологической безопасности при добыче нефти и газа на шельфе Сахалина прошла в Южно-Сахалинске. В семинарах и заседаниях “круглого стола”, инициированных неправительственной организацией “Экологическая вахта Сахалина”, приняли участие представители природоохранных групп из Калифорнии, Вашингтона, Аляски, Москвы и Владивостока, местные активисты, журналисты, работники областных природоохранных органов и администрации.

Всю жизнь на лекарства работают

Вчера в здании краевой администрации открылась выставка “Медицина-98”.

Последние номера