Погребенные в «бутонах»

Археологам удалось обнаружить первое и пока единственное в Приморье захоронение чжурчжэней – народа, населявшего наш край в средние века

14 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3238 от 14 нояб. 2012
8b3872763b03c0d5fde1989682ed2819.jpg На данный момент раскопано 14 могил. По найденным артефактам можно судить, что в одной из них покоился прах важного военачальника. Корреспондент «В» побывал в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, где испытал остроту лезвия настоящего средневекового меча.Оценить наследие чжурчжэней автор этих строк – до встречи с историками – мог только по неудачному опыту распития напитков. Один знакомый угощал меня самодельным коктейлем, которому дал название «Крепость чжурчжэня». Коктейль был жестоким, безжалостным и вполне оправдывал свое название, так как его иначе как приступом взять было невозможно. В общем, первое «общение» с древним народом оказалось не из приятных. И вот передо мной настоящее наследие чжурчжэней – находки аккуратно расставлены на столе. Я беру склеенный из осколков горшок и заглядываю внутрь. – Перед вами сосуды, в которых был уложен прах умерших, – говорит Надежда Артемьева, заведующая отделом средневековой истории ИИАЭ ДВО РАН. По спине пробегает холодок. Ставлю сосуд на место. – Никаких ритуальных урн у чжурчжэней не было, – продолжает Надежда Григорьевна. – Прах помещали в обычную посуду, которая использовалась в быту. В одной из могил прах лежал в миске, придавленный сверху галькой. С чем это было связано? Может, империя подходила к закату и людям было некогда изготавливать ритуальные предметы. А может, таким был сам обряд. Говорить точно пока рано.Археологический памятник Новицкое – В Приморье раскопано более 30 городищ чжурчжэней, – отмечает Надежда Артемьева. – Но могильник в этом году копали впервые. Нашли его совершенно случайно – по черепице. В предыдущий полевой сезон велись исследования буддийского храма на территории Партизанского района – на так называемом Краснополье. Когда храм строили, крышу крыли характерной черепицей. Один из туристов, интересующихся историей, сообщил, что видел такую же черепицу рядом с селом Новицким. Когда мы подъехали туда, то сразу поняли, что это будет не храм. Буддийские храмы строились высоко на сопках. Здесь же место напоминало ущелье, закрытое сопками с трех сторон. Мы увидели 2-3 небольших всхолмления высотой около полуметра. Провели зачистку и обнаружили керамику чжурчжэней. Будет ли это могильник или еще что-то – мы сомневались. Но, когда вернулись сюда этим летом и приступили к раскопкам, обнаружили 14 могил. – Чжурчжэни собирали прах умершего в сосуды, – продолжает ученый. – Делали невысокие – сантиметров в 50 – платформы с небольшими углублениями. Туда ставилась галька или плоский камень, сверху – сосуд с прахом, а затем все сооружение обкладывали камнями. Помимо таких поминальных домиков мы обнаружили большое количество древесного угля. Скорее всего, сосуд обкладывали деревянными брусками и поджигали. Внешне захоронения напоминают бутоны лотоса. По всей видимости, это буддийский обряд. В некоторых таких «бутонах» сосуды отсутствовали. Гальки стояли так же, как и везде, внутри имелась сгоревшая органика, бывшая когда-то чжурчжэнем, но урн не было. – При этом в таких захоронениях мы обязательно находили гвозди, – отмечает Надежда Артемьева. – Скорее всего, останки человека складывались в какие-то ящички, забитые этими гвоздями. Дерево сгорало, а прах оставался. – С одной могилой нам очень не повезло, – продолжает она. – Буквально за 2-3 дня до того, как мы начали раскопки, на Новицком побывали черные археологи. Одно из всхолмлений оказалось взрыто. Потом, когда мы этот выброс стали зачищать, поняли, что это было центральное захоронение. Тому, кто был там захоронен, воздвигли более высокий курган и обложили его двойной каменной кладкой. Что досталось расхитителям гробницы – неизвестно. Зато известно, что им не досталось. – Мы вскрыли почти 1200 квадратных метров и начали раскапывать места рядом, – говорит Надежда Артемьева. – Когда вскрывали бровки, которые обычно оставляем во время исследований, обнаружили колчан с 11 стрелами, а сверху – меч. Я беру в руки этот меч. Им до сих пор можно пораниться. Провожу большим пальцем по гладкому, без зазубрин и сколов лезвию. Очевидно, инструмент не использовался по назначению. – Меч сделан очень качественно, – продолжает Надежда Григорьевна. – На нем видны красные пятна – его обжигали при высокой температуре. Оружие редко клали даже с самыми знатными воинами. Считалось, что меч – тот предмет, который должен передаваться по наследству. – Почему он согнут пополам? – Когда человек уходил из жизни, вещи, которые сопровождали его, тоже умертвляли. Меч предварительно разогрели на огне, после чего согнули. И умерший меч вместе с хозяином похоронили в этой могиле. – Создается впечатление, что погиб какой-то военачальник и вместе с ним похоронили всю его свиту. – Мы не знаем точно, умер ли один воин, а остальных умертвили и подхоронили к нему, или был какой-то поход, в котором погибли сразу все. Не исключено, что в дальнейшем мы обнаружим на Новицком новые могилы. И это окажется большим кладбищем. – Почему так долго не удавалось найти могильники чжурчжэней? – Раньше мы искали не там. Смотрели курганы и возвышенности. Теперь мы знаем, что чжурчжэни делали захоронения в ущельях. Место должно быть закрытое, очень тихое, уединенное, удаленное от городищ. Могильник в Новицком нельзя привязать к какому-либо археологичекому памятнику. Ближайший – Николаевское городище – находится в 7-10 километрах. Хотя, возможно, о каком-то поселении, расположенном поблизости, мы просто не знаем. – Удалось ли найти аналогию обряда захоронения чжурчжэней в других культурах? – На данный момент нет. Мы будем работать с материалами, связанными с нанайскими захоронениями. У нанайцев была традиция – в зимнее время, когда землю невозможно было отогреть, они клали покойного на дерево. Что-то истлевало, что-то расстаскивалось зверями, птицами. Через год приходили за останками. Клали их, правда, не в посуду, а в небольшие намогильные домики. Приморье – средневековый центр политики и экономики – Приморье было периферией империи чжурчжэней? – Нет. Нам есть чем гордиться. Приморье – это единственное место, где империя Цзинь и государство Восточное Ся оставили свои памятники. Государство чжурчжэней – империя Цзинь – существовало с 1115 по 1234 год и пало под натиском монголов. В этот период территория нашего края действительно была периферийным районом. Мы знаем, где были центры этой империи: Маньчжурия, центр Китая. Но история любого государства знает подъем, расцвет и падение. 30 лет династия Цзинь вела борьбу с монголами. Когда все считали, что монголы одержат победу, а сама империя шла к закату, в районе Ляодун на юго-востоке Китая появился мятежник императорского рода Пусань Ваньну. Письменные источники свидетельствуют, что он ушел куда-то с большим войском и создал новое чжурчжэньское государство Дун Ся, или Восточное Ся. С 1995 года мы начали раскопки Краснояровского городища под Уссурийском. Благодаря этому стало известно, что центр Восточного Ся находился в Приморье. Здесь Пусань Ваньну начинает строить селения, горные крепости, предназначенные для того, чтобы отразить монгольское нашествие. Он приводит с собой большое количество народа. Приморье становится не периферией, а центром нового государства. Перестраиваются города. Этапы перестройки мы видим в Краснояровском городище. И именно здесь, под Уссурийском, он делает главную столицу (их в государстве было три). Именно в XIII веке Приморский край становится центром экономического и политического развития. Но в итоге Восточное Ся было покорено монголами. Это произошло в 1233 году. Пусань Ваньну отправляется с какой-то миссией в Южную столицу, расположенную на территории провинции Хэйлунцзян. По пути его захватывают и убивают монголы. Государство приходит в упадок. Тем не менее какое-то время, находясь в вассальном положении, оно еще существовало. До того, как монголы в 1271 году создали свое собственное государство Юань. Тогда Восточное Ся распадается. – Чжурчжэни считаются потомками удэгейцев? – Да. Этническая линия прослеживается у чжурчжэней, удэгейцев, нанайцев. В XVII веке чжурчжэни на территории Маньчжурии основали новое государство Позднее Цзинь, потомки которого стали называть себя маньчжурами и правили в Китае до ХХ века.Если бы Владивосток строили чжурчжэни – Вам задают вопросы, зачем изучать историю Приморья? – Постоянно. Зачем изучать народ, к которому мы не относимся? Но жить на территории и не знать ее истории – это бескультурно. Я не могу сказать, что без прошлого мы не сможем построить будущее. Сможем, но какое оно будет? Наш город размещен на сопках. Нам это кажется красивым. А если бы Владивосток планировали чжурчжэни, они бы разместили его не на высотах, а между сопками. Ландшафт был бы очень удачным. Древние строили так, чтобы было удобнее, чтобы не было ветра. Русские пришли на территорию Приморья относительно недавно. Уссурийск построился на том месте, где в средние века было три больших городища. Село Сергеевка Партизанского района в средневековье было чжурчжэньским поселением. Русские, заселявшие Приморье, шли по древним дорогам, по тем направлениям, которые уже наметили народы, жившие здесь прежде. – На территории Владивостока есть археологические памятники? – Памятники средневековья мы пока, к сожалению, не нашли. Ближайший средневековый памятник – буддийский храм – находится в Шкотово. Но ранние, неолитические – их много на побережье. Есть сведения о том, что на острове Русском на побережье бухты Новик было древнее городище и когда военные строили канал, они его уничтожили. Но пока это не подтверждается археологически.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ «Владивосток»