Танки в городе!
Коллекционер из Владивостока Анатолий Козицкий собрал уникальную экспозицию автомашин и бронетехники. В его коллекции даже легендарный танк Т-34
Территория предприятия, которым руководит Анатолий Козицкий – это в пригороде Владивостока, на улице Грязелечебница, – больше похожа на склад законсервированной авто-, мото- и военной техники какой-нибудь киностудии, чем на производственные площади. Здесь под открытым небом стоят легендарный Т-34, несколько экземпляров колесной и гусеничной отечественной бронетехники образца 50-х годов прошлого столетия. Причем все машины на ходу, стоит лишь залить горючее и воду, поскольку на дворе середина ноября и все технические жидкости слиты.Чем дальше война, тем сильнее интерес к старине Но и это еще не все. В огромном ангаре отдыхают от трудов праведных российские, а также иностранные автомобили времен великой американской депрессии, Второй мировой войны и развитого социализма. К примеру, тот же прославленный «Виллис», наследие второго фронта, или мотоколяска, ближайший родственник которой снимался в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». С той поры это приземистое чудо советской техники в народе называют «моргуновкой». Мотоколяску привезли из Новосибирска. Есть здесь полноприводный «Москвич» А-410 с передним ведущим мостом и грузовой мотороллер «Вятка». Это признанные автораритеты. По словам хозяина этих сокровищ, бизнесмена, страстного коллекционера и знатока автомотостарины Анатолия Козицкого, большая часть его техники исправна. И даже время от времени эксплуатируется на всевозможных показательных выступлениях: на параде в честь Дня Победы, в дни проведения международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» или на автошоу в Уссурийске в честь Дня автомобилиста. И всегда возле четырехколесных и гусеничных экспонатов толпа с открытыми ртами. Особенно около настоящего танка Т-34. Повышенный интерес народа к исторической технике вполне объясним. Чем дальше от нас Великая Отечественная война, тем все меньше остается в «живых» технических средств, с помощью которых наши деды и прадеды громили врага в воздухе и на полях сражений: самолетов, танков, самоходок, бронетранспортеров, легендарных грузовиков-полуторок и так далее. Такая же участь у многих образцов послевоенной техники – автомашин, мотоциклов, мотороллеров. Время и металлисты берут свое. И взамен реальным железным свидетелям тех времен приходят новоделы, состряпанные для очередного «исторического» монумента. Тому пример танк-гибрид на постаменте около краевого Дома молодежи, склеенный из двух частей совершено разных бронемашин. В свое время этого монстра установили в честь танковой колонны «Приморский комсомолец». И теперь жители Владивостока, незнакомые с его реальным прототипом, думают, что именно так и выглядела когда-то героическая «тридцать четверка». Страсть по наследству В ангаре у Анатолия Козицкого, кстати, стоит великолепный экземпляр полуторки 1936 года выпуска. Эту машину ему уступил основатель и бессменный директор Владивостокского музея автомотостарины Николай Шульжицкий. – Машина у них была убитая. Она не ездила. Мы полностью перебрали двигатель, кузов переделали. Сделали из нее конфетку. Самое главное, у полуторки все оригинальное. Вплоть до родного мотора. В Москве есть компания, которая сделает любую деталь по старым чертежам. Там, конечно, ценник... мама не горюй! Если уж очень нужно, то мы заказываем некоторые детали. Но, как правило, собираем где что можно. Иногда по две, по три машины, чтобы потом собрать из них одну, – рассказывает Анатолий Михайлович. Реставрация машины – дело хлопотное, скрупулезное и длительное. На реанимацию одного экземпляра, чтобы довести его до полной кондиции, может уйти несколько лет. В основном из-за нехватки деталей. Чтобы машину признали раритетом, на ней должно быть всего 5 % деталей-новоделов, остальные должны быть оригинальными. Подробные чертежи машин размещены в Интернете. Коллекция Анатолия Козицкого пополняется, что называется, с миру по нитке. Большую часть экспозиции он разыскал в городах и селах Приморья. Но есть здесь машины, привезенные из других регионов России, например, красавицу «Чайку» доставили с Алтая, «Таврию» – из Хабаровского края. Чаще всего о «завалявшихся» в сараях или гаражах машинах или мотоциклах он узнает благодаря сарафанному радио или из вездесущего Интернета. Как правило, образцы автостарины продают дети или внуки прежних владельцев техники, зачастую требуя несуразные суммы. Кто-то где-то им шепнул, что старина нынче в моде, вот они и ломят цену. Чаще всего необоснованно. Так было с автомобилем «ГАЗ» М-1, за который хозяин «эмки» просил бешеные деньги. Козицкий давал реальную цену. Не сговорились. Так машина и гниет в Уссурийске. Между тем некоторые граждане отдают машины за копейки, только чтобы убрать хлам со двора или освободить сарай. Анатолий Михайлович шутит, что страсть к автомобилям у него наследственная: перешла от отца Михаила Петровича, гвардейского минометчика. – Отца призвали в 1942 году из Владивостока. Первый бой он принял в августе под Ржевом. Помните, как у Твардовского: «Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте, в пятой роте на левом, при жестоком налете». Это о моем отце и о таких молодых солдатиках, как он. Отец рассказывал, как зимой едва не замерз в окопах. Ночью он вмерз в землю, и его выдалбливали. А многие так и не встали. Он дошел до рейхстага и оставил на нем свою роспись. Отец служил в Германии до 1947 года, у него от товарища Сталина было 15 именных грамот! Возвращаясь домой, он исхитрился провезти на железнодорожной платформе под брезентом «Опель»! Как он его провез, для меня загадка, – смеется коллекционер… Старший Козицкий умер в 1991 году от рака легких, сказалась простуда, заработанная в окопах под Ржевом. «Победу» забрали киношники Самой первой машиной в коллекции Анатолия Михайловича стал старенький «Москвич», который откуда-то пригнал его сын Алексей. Пригнал и бросил. А через некоторое время отец использовал его как донора для реставрации других «Москвичей». – Самое главное, надо было успеть их натаскать. Потому что в те годы все стремительно сдавалось в металлолом. Упрямству людей нет предела. По-моему, они назло сдавали в металлолом машины, лишь бы только не отдать на восстановление. Что поделаешь, люди у нас такие, – говорит коллекционер. По его словам, у каждой машины из его собрания – своя история, читай: биография. Взять ту же грозную «тридцать четверку». Выпустили с конвейера в 1943 году, успешно, без «ранений» прошла по полям Великой Отечественной, а после войны ее «трудоустроили» тягачом на железную дорогу. Правда, башню с танка железнодорожники сняли. Козицкий приобрел юоевую машину полностью в рабочем состоянии. Потом прикупил башню с 76-миллиметровой пушкой, которую военные использовали на полигоне в качестве мишени. Башня тоже была с настоящей боевой однотипной машины. Среди раритетов Анатолия Михайловича числится автомобиль «Победа» М-20. Эта надежная и долговечная машина еще встречается на дорогах нашей страны. У Козицкого было два таких долгожителя, но один купили московские киношники и увезли в прошлом году на Камчатку для съемок фильма «Территория» по роману Олега Куваева. Дай бог М-20 послужить на благо российского кино. Надеемся на ШойгуСегодня в коллекции Анатолия Козицкого около 40 автомобилей заводов ГАЗ, ЗИЛ, ИЖ, АЗЛК и довольно «скромная» экспозиция бронетанковой техники, всего шесть единиц: ПТ-76Б, Т-34, Т-54Б, Т-62, Т-55, Т-72-А. С недавнего времени Анатолий Михайлович одержим идеей создания музея достижений отечественной авто- и мотопромышленности. Чтобы на одной территории, желательно под крышей, собрать и сохранить образцы техники для будущих поколений. Понимая, что в одиночку этот проект не осилить, он создал военно-патриотический клуб «Техника ХХ века в Приморском крае», в который вошли такие же фанаты автомотостарины, как он. Не далее как летом этого года Козицкий обратился с письмом к руководителю департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой с просьбой разрешить приобрести клубу по остаточной стоимости списанные артиллерийские системы, заявленные на утилизацию в одной из воинских частей Уссурийска. Общий вес систем почти 100 тонн. Но ответа не дождался, помешал известный скандал в ООО «Оборонсервис». Сейчас Анатолий Михайлович возлагает надежды на нового главу Минобороны Сергея Шойгу. Говорят, что он симпатизирует Приморью.
Автор:
Сергей КОЖИН