Нам угрожает бензиновый кризис?

Возможно, вопрос пробок на дорогах Приморья решится скоро, но печально: короли бензоколонок предвещают дефицит топлива на АЗС края

25 окт. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3227 от 25 окт. 2012
38abce51aff3b6e876de074f584b52a5.JPG - Первостепенная проблема сегодня – это недостаток ресурсов в регионе. Даже растущая цена на топливо, вызывающая нарекания потребителей, не так страшна. Поскольку при отсутствии бензина и говорить уже будет не о чем, – испугал журналистов предстоящим коллапсом руководитель пресс- службы ОАО «Группа Альянс» Андрей Румянцев.За круглым столом по вопросам обеспечения региона топливом собрались поставщики нефтепродуктов, представители розничных сетей АЗС, антимонопольной службы, администраций края и города.Столь безрадостные перспективы вызваны растущим потреблением нефтепродуктов на Дальнем Востоке и нехваткой мощностей по выпуску бензина. По данным Андрея Румянцева, регион потребляет 1,2 млн тонн бензина ежегодно, при этом два нефтеперерабатывающих завода – Комсомольский-на-Амуре (входит в структуру Роснефтепродукта) и Хабаровский (НК «Альянс») производят общими усилиями 0,8 млн тонн. Недостающая часть завозится из других регионов России по железной дороге, и это обстоятельство влияет и на цену, и на своевременное обеспечение местных АЗС. В НК «Альянс» говорят, что принимают меры для наращивания объемов переработки сырья на Хабаровском НПЗ. Там уже завершен первый этап модернизации производства, в разгаре второй, призванный увеличить выпуск дизтоплива. Но «засада», как выразился представитель компании, в том, что одна модернизация предприятия не решит вопрос обеспечения региона топливом. Низкая пропускная способность железной дороги не позволит ни завезти большее количество сырья, ни отправить готовую продукцию в Приморье. Требуется принимать и отправлять с заводских терминалов 420 вагонов с сырьем и нефтепродуктами, а по факту железнодорожная магистраль едва успевает обрабатывать до 300 вагонов в сутки. – Мы рассматриваем возможность реконструировать подъездные железнодорожные пути к НПЗ, грузовые терминалы, а также использовать реку Амур – пустить по речной артерии баржи или танкер, – перечисляет Андрей Румянцев. – Хотя кардинально это ситуацию не поменяет – навигация по Амуру, к примеру, длится с мая по ноябрь. И затраты, которые предстоит понести компании на реализацию этих проектов, огромны. Они отразятся в конечном счете на себестоимости бензина.Кстати, о стоимости топлива для железных коней. Андрей Румянцев высказал предположение, что крупнейший поставщик нефтепродуктов в регион – Роснефтепродукт, на долю которого приходится более половины розничного рынка, терпит убытки от продаж самых ходовых марок бензина.– Компания «Роснефть» поставляет на рынок относительно дешевый ресурс и, насколько мне известно, несет убытки, – заметил Андрей Румянцев. – Мы также в течение всего 2011 года терпели убыток от розничной торговли бензином, такая же ситуация складывается в этом году. Мы фактически несем убыток в 50 копеек за каждый литр высокооктанового бензина популярных марок, проданных в розницу. И если производители топлива могут покрыть убытки за счет выпуска других нефтепродуктов, то у коммерсантов, занимающихся только продажей бензина, – розничных сетей АЗС – такой возможности нет. Такая ситуация может привести к сокращению количества АЗС в регионе и в итоге к очередям на оставшихся заправках. Андрей Румянцев рассказал, из чего складывается цена на бензин. Например, регуляр-92 (рубль/литр): закупка нефти — 10,7, транспортные расходы — 4,5, переработка — 2,13, перевозка по ж/д — 1,05, доставка на базы, АЗС, арендная плата — 2,6, акциз — 6,21, НДС — 4,8. Итого себестоимость — 31 рубль 99 копеек. – Если нефть будет дорожать, то наше последнее подорожание — не последнее, – подытожил глава пресс-службы «Альянса». По словам приморских антимонопольщиков, участившиеся в последнее время переписывания ценников на АЗС подозрение не вызвали, все происходит в рамках закона. – Специалисты антимонопольной службы отслеживают ситуацию на нефтерынке, да и крупные компании регулярно отчитываются о причинах повышения цен, – заметил специалист-эксперт аналитического отдела краевого УФАС Алексей Белоглазов. – Мы расследуем факты завышения ценников небольшими компаниями на мелкооптовом рынке, но это единичные случаи. Сейчас идет разбирательство. Массовыми эти явления не назовешь. Не видят причин для отчаяния автовладельцев и власти Приморья. Представитель краевой администрации края считает, что очереди на АЗС одного оператора имеют вполне объяснимую причину – значит, у того дешевле, чем в целом по рынку. – Я бы не стал драматизировать ситуацию, – заявил начальник отдела управления энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности администрации Приморского края Константин Рахматуллин. – На каких заправках наблюдаются очереди? Там, где бензин дешевле. Любой житель края старается заправляться по более низкой цене. На заправках «Альянса» и мелких трейдеров проблем в данный момент нет. Да, есть сложности у сети «Бензо», на это есть ряд объективных причин. Мы эти вопросы пытаемся решить. Как уже писал «В», с начала октября на АЗС «Бензо» почти перестали заправлять 95-м. В такой же ситуации, по мнению сотрудника сети, находятся все мелкие АЗС. По словам руководителя компании «Бензо» Игоря Лапчука, Роснефть с понедельника полностью прекратила оптовый отпуск бензина мелким операторам, это и вызывает перебои с топливом на АЗС «Бензо». А завозить из других регионов невыгодно. Например, себестоимость завезенного с НПЗ Уфы бензина марки 92 обойдется в 31 рубль за литр. В розницу выйдет еще дороже, на такой и покупателей не найдется. – Мы лучше закроем наши АЗС, чем будет торговать «бодяжным» топливом или себе в убыток, – заметил Игорь Лапчук.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»