100 лет на рельсах

В дни 100-летия владивостокского трамвая, когда в ОАО «Электрический транспорт» награждали сотрудников трамвайного депо, а владивостокские ребятишки соревновались в умении изобразить трамвай и его будущее мелом на асфальте, появилась новость, которая взбудоражила общественность приморской столицы…

11 окт. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3219 от 11 окт. 2012
47a0cc97f01a7447167ac256b9683621.JPG

Глава Владивостока Игорь Пушкарев выступил с заявлением: «Город сам восстановит трамвай на Борисенко, а потом взыщет потраченные средства с Примводоканала через суд». Краевая структура «Примводоканал» по-прежнему отказывается восстанавливать трамвайные пути от Сахалинской до Борисенко после прокладки новой канализации. И это несмотря на то, что жители Первомайского района требуют вернуть им электротранспорт и единогласно высказываются за возвращение трамвая на этом участке. Администрация Владивостока подала на Примводоканал в суд. Глава города Игорь Пушкарев принял решение не ждать, когда завершатся судебные тяжбы, и восстановить движение трамвая на участке Сахалинская – Борисенко уже сейчас, а потраченные средства взыскать с краевой структуры через суд. «Я знаю, что людям нужен здесь трамвай и они ждут его восстановления, – подчеркнул мэр. – Мы и так долго ждали, когда Примводоканал исполнит свои обязательства. Будем восстанавливать трамвай сами и через суд добиваться от Примводоканала возврата денег». История в фактах и воспоминаниях Владивостокский трамвай — старейшая трамвайная система в азиатской части России. Первый трамвай вышел на улицы Владивостока 9 октября 1912 года. Первая трамвайная линия «Вокзал – Луговая» была заложена 23 июня 1908 года, строительство велось бельгийской электрической компанией, выигравшей тендер, объявленный городской думой. Четыре года спустя по ней прошел первый трамвай (маршрут № 1). Всего на маршрут выходило 5 вагонов. Подвижной состав составляли деревянные вагоны бельгийского производства. Владивосток стал первым городом на Дальнем Востоке, где появился электротранспорт. Сохранилась фамилия первого водителя трамвая — Вигурский. В 1915–1917 годах была сооружена линия «Вокзал – Первая Речка», протяженность трамвайных путей составила 11 километров, а подвижной состав увеличился до 14 вагонов. В 1934 году началась широкомасштабная реконструкция трамвайных путей, в ходе которой трамваи были переведены на широкую колею. При этом колею не только расширили, но и перенесли на другие улицы. В частности, с Океанского проспекта пути переместили на улицу Алеутскую, одновременно маршрут № 2 был продлен от Первой Речки до Рабочей слободки (ныне 3-я Рабочая). В конце 60-х годов прошлого века появился маршрут № 4 – до Сахалинской и № 5 – до Минного городка. Вот как описывала Сахалинскую 50-х годов жительница Владивостока Людмила Крамар: «Сахалинская тогда была глушью. Помню, соседи хоронили кого-то, дело было зимой, и машина просто не смогла на наши выселки пробиться. Тогда гроб просто поставили на улице и присыпали снегом, а через пару дней, когда дорогу кое-как расчистили, его увезли на Морское кладбище». А вот что писал о Минном городке Валерий Кравец: «Это был такой лесной массив. Минный городок был военным объектом, гражданских туда не пускали, весь массив охранял ВОХР. Все дороги, ведущие к бетонным хранилищам военной техники, были ровными, посыпанными песком и битым красным кирпичом. Луговская же – «мирная» – дорога была очень ухабистой, извилистой, со множеством подъемов и спусков, а еще – жутко пыльной. До конца 30-х годов трамвай ходил не по Ивановской, а по Ленинской – пересекал Луговую и упирался в тупик (там, где сейчас Луговской рынок). Вагоновожатая переходила по салону в противоположную часть – там тоже была кабина управления – и вагон двигался в обратном направлении. Спаренные вагоны и разворот появились в начале 40-х, а до Загородной (Борисенко) трамвай стал ходить в середине 50-х». В 80-х годах линия от 3-й Рабочей была продлена до гормолококомбината и появился маршрут № 7 – «Вокзал – Молокозавод». В 1991-м этот маршрут довели до остановки «Баляева» (где ныне ТЦ «Бачурин»). В 1991 году трамвайная система достигла наибольшего развития за всю историю. Протяженность линий (по оси улиц) составила 18,4 км.Добрые слова – трудяге-юбиляру Как сегодня стало ясно, трамвай на участок Борисенко – Сахалинская будет возвращен. В целом же будущее нашего юбиляра в администрации города видят так: современные вагоны на отдельно выделенных полосах движения, не мешающих автомобильному транспорту. Как это происходит во всем мире. Много говорится о том, что трамвай может стать туристической достопримечательностью Владивостока. В трамвайно-троллейбусном управлении есть позитивный опыт тематических маршрутов: экскурсии для школьников, был и свадебный трамвай. Словом, будущее у владивостокского трамвая есть.

Автор: Лидия ИВАНОВА, «Владивосток»