Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика

Агропром стал неприкасаемым

Краю посоветовали снять с молока дороги и мосты
Агропром стал неприкасаемым
Программа глобального продовольственного кризиса – одна из самых острых в мире. Вроде бы России голод не грозит, однако федеральные программы поддержки отечественного агропрома – единственные, финансирование которых не только не сокращается, как происходит сегодня практически со всеми мерами помощи разных отраслей народного хозяйства, а растет из года в год. Проблемы агропрома верховная власть страны считает приоритетными, и это не лоббистские настроения главы Минсельхоза, а заявление президента Владимира Путина о том, что продовольственный вопрос – это вопрос безопасности и суверенитета страны. Об этом заявил во Владивостоке на совещании с представителями сельскохозяйственного комплекса Приморского края министр сельского хозяйства России Николай Федоров. – Госпрограмма поддержки развития энергетики и энергоэффективности сокращается с 58 млрд рублей в 2012 году до 30 млрд рублей в 2013 году, и в 2014 году на нужды развития энергетики будет направлено всего 14 млрд рублей, – рассказал собравшимся в администрации края Николай Федоров. – Снижаются объемы финансирования социально значимых государственных программ – в области образования и медицины. А поддержка сельскохозяйственному комплексу гарантирована. И наша задача максимально эффективно использовать поддержку бюджета. Производство растет, но дорожает По мнению главы Минсельхоза, край нуждается в дополнительной помощи. Он привел некоторые статистические данные по развитию приморского агропрома. С одной стороны, есть оптимистичные показатели. Например, на сегодняшний день в Приморье произведено сельскохозяйственной продукции на 6 млрд рублей, что на 11 проц. больше по сравнению с прошлым годом. По выпуску с/х товаров край занимает второе место в Дальневосточном округе. Причем по производству мяса – первое, по сбору зерновых – второе, по надоям молока – третье место. Однако настораживает министра рост производственных затрат сельскохозяйственных предприятий. Это важный показатель – он выливается в рост себестоимости производимых продуктов питания. Так, уровень рентабельности сократился и составил 10,7 проц. Доля прибыльных организаций снизилась с 88 проц. в 2009 году до 84 проц. в 2011 году. Из бюджета края в прошлом году на поддержку сельхозпредприятий было выделено 422 млн рублей (в основном на кредиты). В этом году из-за невыполнения ряда ключевых показателей программы поддержки села в 2011 году уровень государственной поддержки из федерального бюджета снизился и составил 336,5 млн рублей. Застраховано 26 тысяч гектаров посевных площадей – это 11 проц. полевых культур. А брали обязательство – не менее 13 проц. Еще среди проблем, на которые министр особо обратил внимание, – это неэффективное использование пахотных и залежных земель – используется менее 60 проц. пригодных территорий. Причем часть занята иностранцами, предприятия которых применяют агрессивные методы обработки, приводящие к истощению и деградации почвы. Кроме того, в животноводстве нет качественного отечественного племенного материала, и племенной скот приходится закупать за границей. А импорт животных, по мнению министерских экспертов, не способствует развитию отечественного животноводства. Также в сельской местности снизилось строительство инженерных и социальных объектов. Остро ощущается недостаток кадров, например, число механизаторов за последние несколько лет сократилось вполовину. При этом безработица составляет 6 проц. Денег надо? Не надо! Министр озабочен тем, что Приморье, не самый богатый регион страны, пренебрегает возможностью воспользоваться в полной мере ресурсами федерального центра, который предлагает, по мнению министра, «вполне приличные деньги». Например, существует программа «Поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм», которая позволяет на безвозмездной основе семейной ферме получить 21,6 млн рублей, а начинающему крестьянско-фермерскому хозяйству – около двух миллионов рублей подъемных. Еще одна интересная подпрограмма в рамках госпрограммы – поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений. На финансирование мероприятий федеральной программы по строительству автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты, планируется выделить из госбюджета в этом году 6 млрд рублей, в следующем – 7 млрд. – Ни в одной из перечисленных программ Приморский край участие не принимает. Неужели нет нужды в межпоселковых дорогах, сельском строительстве жилья и инфраструктуры? – удивляется Николай Федоров. – Гораздо богаче вас регионы России участвуют в федеральных программах, осваивают миллиарды рублей, которые могло бы получать Приморье. Но я не хочу заниматься распределением средств между несколькими субъектами федерации, – сказал Федоров. – Необходимо, я считаю, развивать аграрный сектор страны, а не отдельных регионов. Поэтому я прошу вас помочь мне, чтобы я мог направлять деньги и вам тоже. При этом министр подчеркнул, что поддержку из бюджета получат те регионы, которые разработали комплексный перспективный план развития по всем территориям региона. – Должен быть генеральный план развития территории каждого сельского поселения, – отметил руководитель Минсельхоза. – Мы должны видеть перспективы, которые открывает нам реализация проекта. Как, к примеру, скажется на развитии конкретной местности строительство животноводческого комплекса. Если нет ясного понимания, что там будет через 5 -10 лет, то никто ничего не получит. Для меня это очевидно: если руководитель не видит перспективы, не может сделать план, то возникает вопрос: можно ли ему вообще доверять бюджетные деньги? Село ударилось в амбиции Вице-губернатор Приморья Сергей Сидоренко не во всем соглашается с министерской оценкой краевого агропрома. Он обратил внимание Николая Федорова, что присутствующие на совещании – а это главы сельских территорий, представители аграрной науки, руководители крупных и не очень предприятий – элита приморского агропрома. Их усилиями, а также стараниями возглавляемых ими коллективов обеспечен устойчивый рост производства сельхозпродукции за последние пять лет, причем темпами, превышающими среднероссийские. И все это в экстремальных климатических условиях. Ну, конечно, проблемы есть, этого Сергей Сидоренко не отрицает, и они верно замечены. Но администрация не бездействует – сейчас экспертный совет работает над комплексной программой развития Приморского края, рассчитанной до 2020 года. В ней проработаны точки роста каждого муниципального образования, каждого села. Такой программы в регионе еще не было. Программа, которая работала 2008 – 2012 годы, не учитывала возможности и нужды каждого муниципального образования и принималась по общим показателям. – Социальное развитие села – наша боль, – заметил Сергей Сидоренко. – Мы понимаем, что если сейчас не начнем вкладывать в социальную сферу и иметь региональные планы развития каждой территории, то через несколько лет некому будет работать на селе или это будут сплошь гастарбайтеры. Мы всячески препятствуем засилью иностранной рабочей силы, поскольку уже сейчас ситуация такова, что безработица в приморских селах составляет 30 проц., а не 6, как указано в данных Минсельхоза. В числе приоритетов новой программы развития села Сергей Сидоренко назвал модернизацию и техническое переоснащение. – Это связано с тем, что, находясь по соседству с очень развитыми экономиками, мы понимаем, что продукция нашего агропрома будет конкурентоспособна, если мы в разы увеличим производительность труда, а это возможно только с внедрением самых современных технологий, – заметил вице-губернатор. – Также планируется развивать свиноводство – эта сфера на Дальнем Востоке слабо развита. Будем и далее активно поддерживать производство сои, кукурузы и риса. Это перспективное направление не только внутри нашего рынка, но и у заграничных соседей – Япония, Корея и Китай являются крупными потребителями этих культур. В общем, подытожил Сергей Сидоренко, наша программа развития села более амбициозна, чем федеральная. За 8 лет планируется удвоить объем производства валовой продукции, реализовать на территории края более 50 крупных инвестиционных проектов стоимостью более 70 млрд руб. Подобных средств не вкладывалось в сельское хозяйство Приморья в течение последних 30 лет. Министр пообещал сахару свеклу Тем временем представители приморского агропромышленного комплекса воспользовались случаем и обратились к министру со своими вопросами. Представитель уссурийского предприятия «Приморский сахар» просил финансовой поддержки для переоснащения завода, с тем чтобы расширить возможности и использовать не только сахарный тростник в качестве сырья, но и свеклу. А еще его волнует дискриминационная тарифная политика железнодорожных перевозчиков. Отправить на запад продукцию, сделанную в Приморье, стоит на 25-199 проц. дороже, чем привезти оттуда же по той же магистрали. – Расстояние одно и то же, дорога та же, почему тарифы разные? – недоумевает бизнесмен. – Тем самым отсекается Дальний Восток от центральных регионов страны. Министр поддержку модернизации сахарного предприятия (с сахаром будем!) пообещал, а по поводу ж/д тарифов сказал: «Уже оскомину набило». По словам главы Минсельхоза, вопросы к железной дороге есть, но не так легко преодолеть сопротивление. – Это даже политический вопрос, не буду больше об этом, – заявил Николай Федоров. Также министр уверил собравшихся, что он – не большой сторонник экспорта зерна, но категорический противник эмбарго, «поскольку все случаи эмбарго возвращаются повышением цен для потребителя». А еще высказал серьезный упрек региональной власти за то, что на селе порой предприятия по производству сельхозпродукции вынуждены содержать большой инфраструктурный комплекс – строить детские сады, медицинские пункты, тянуть коммуникации. – Бизнес не должен нести на себе обременения в такой степени, – заметил Николай Федоров. – Потому у вас экономика и не складывается, и себестоимость продукции сильно растет – на литр молока ложится такой объем затрат, что никакой конкуренции вы не выдержите. Образование, здравоохранение, дороги – это заботы власти, она должна инфраструктуру обеспечить. И тогда бизнесу будет легче.

Автор : Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
«Восток» закрывает сезон
«Восток» закрывает сезон

Сегодня на стадионе «Авангард» пройдет заключительная гонка чемпионата России по спидвею 2012 года.

100 лет на рельсах
100 лет на рельсах

В дни 100-летия владивостокского трамвая, когда в ОАО «Электрический транспорт» награждали сотрудников трамвайного депо, а владивостокские ребятишки соревновались в умении изобразить трамвай и его будущее мелом на асфальте, появилась новость, которая взбудоражила общественность приморской столицы…

Рост желаний не выльется в подорожание

– Уважаемая редакция, в последнее время в СМИ все чаще появляется информация о том, что стоимость проезда в автобусах поднимется до 23 рублей. Скажите, правда ли это? С чем связано такое сильное повышение цены за билет? Максим Терехов, г. Владивосток

Чисто там, где не сорят

Недавно одно информационное агентство Приморья провело опрос среди жителей Владивостока, что готовы они делать, чтобы город стал экологически чистым

Интернет живой книге – не соперник

Глава Владивостока Игорь Пушкарев побывал на торжественном вечере, посвященном 125-летию Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького

Последние номера
газета
газета
газета
газета