Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

Получит ли Приморье сахалинский газ?

Правительство России подготовило долгосрочный проект газификации юга Дальнего Востока - Амурской и Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев. Федеральные власти уповают на разработку нефтегазового шельфа возле северо-восточной оконечности Сахалина. Но так ли реальна программа обеспечения Приморья природным сахалинским газом?

Правительство России подготовило долгосрочный проект газификации юга Дальнего Востока - Амурской и Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев. Федеральные власти уповают на разработку нефтегазового шельфа возле северо-восточной оконечности Сахалина. Но так ли реальна программа обеспечения Приморья природным сахалинским газом?

АО “СахалинНИПИприморнефтегаз” предлагает для внедрения проект газификации основных энергоузлов в нашем крае. “В” известно, что существует несколько вариантов решения этой проблемы. В нашей газете уже сообщалось о планах строительства ТЭЦ в свободной экономической зоне “Находка”. Газ для нее предполагается доставлять танкерами “Приморского пароходства”, вначале из Арабских Эмиратов, а затем с Сахалина. Пока неясно, кто возмется финансировать этот проект.

По мнению специалистов, предлагаемый вариант транспортировки сжиженного природного газа метановозами к специальным терминалам Владивостока и Находки будет в 2 раза дороже, чем подача природного сетевого газа по трубе с Сахалина. Мало того, в Приморье еще нет таких терминалов, установок регазификации и разводящей сети газопроводов среднего и низкого давления от терминалов к потребителям. Кроме этого надо и на острове построить терминалы и завод по переработке газа: ведь для транспортировки газа метановозами требуется охлаждать его до минус 162 градусов. Масса неясностей возникает и с компанией “Сахалин Энерджи”, предлагающей долгосрочные контракты на поставку экспортного газа на внутренний российский рынок.

Администрация Приморья больше склоняется к варианту подачи сетевого газа в край к 2004 году. Он должен поступать по предполагаемому газопроводу Даги-Комсомольск-Хабаровск-Лучегорск-Владивосток-Находка-Партизанск. Однако его строительство в ближайшее время за счет федерального бюджета или российских инвесторов проблематично. Здесь необходимо отметить, что российская доля газа от проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2” недостаточна даже для газификации Хабаровского края и вовсе не предусматривает снабжение им Приморья в ближайшие годы. Освоение месторождений по проектам “Сахалин-3” и “Сахалин-4” позволяет рассчитывать на получение газа для нашего края только после 2010-2012 годов. И это при том, что найдутся средства для прокладки трубопроводов и строительства промежуточных станций от Хабаровска на юг.

Проект “Сахалин-2” предусматривает экспорт в Японию сжиженного природного газа в объеме 10 миллиардов кубометров в год. Однако известно, что у Японии имеются долгосрочные контракты на 10 и более лет с Малайзией, Индонезией, Катаром и Алжиром.

Специалисты считают, что заявления, с одной стороны, мэрии Владивостока о строительстве нефтеперерабатывающего завода в бухте Горностай, с другой стороны, создание структуры по строительству нефтегазового комплекса в бухте Чажма - по большей мере популизм. В пользу этого говорят следующие причины.

Отсутствует разветвленная сеть газопроводов на территории края. Нет средств на приобретение уникальной технологии работы с терминалами и установками регазификации. Дороговизна получаемого сжиженного природного газа, в том числе и из-за необходимости использования огромного количества электроэнергии. Неоспариваемая очевидность того, что получаемый на нефтеперерабатывающих заводах сжиженный углеводородный газ гораздо дешевле привезти уже в готовом виде, как, впрочем, и другие виды переработки нефти (бензин, диз. топливо, мазут и др.), нежели производить его в вышеуказанных бухтах из завозимой сырой нефти.

Учитывая и то, что объемы переработки сырой нефти на заводах, откуда мы завозили сжиженный углеводородный газ, снижаются, то получается неприятный вывод: край получать с каждым годом газ будет все в меньших и меньших объемах, газовую отрасль (АО “Приморский газ”) ждет плачевное будущее, а именно - через 3-5 лет она прекратит свое существование.

В России в начале девяностых годов потребление сжиженного газа неизменно сокращалось. Происходило это из-за резкого падения промышленного производства в Советском Союзе и, в первую очередь, в сталелитейной и нефтехимической отраслей народного хозяйства. Одновременно бытовые потребители, особенно в сельской местности, постепенно переходили на сжиженный газ. Такая тенденция изменилась в 1995-1996 годах, когда потребление природного газа в нашей стране вновь стало возрастать.

В Приморье сжиженный газ поставляется из Тобольска, Ангарска, Ачинска, Омска, Перми и Оренбурга. Этим видом топлива край снабжает только одна организация - ОАО “Приморский газ”. Реализация газа населению для бытовых нужд производится по ценам, которые устанавливает администрация края. Поэтому разница между фиксированной ценой и себестоимостью дотируется из краевого бюджета. Дотация ОАО “Приморский газ” в 1997 году составила всего 21 процент от предусмотренных средств из краевого бюджета и продолжает снижаться.

Автор : Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Японские грузовики пользуются спросом

“В” неоднократно поднимал тему реализации во Владивостоке иномарок различного класса. На этот раз речь пойдет о грузовиках.

Получит ли Приморье сахалинский газ?

Правительство России подготовило долгосрочный проект газификации юга Дальнего Востока - Амурской и Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев. Федеральные власти уповают на разработку нефтегазового шельфа возле северо-восточной оконечности Сахалина. Но так ли реальна программа обеспечения Приморья природным сахалинским газом?

Дальневосточный банк готовится к годовому собранию

Совет директоров ОАО “Дальневосточный банк” назначил дату годового собрания акционеров банка - 15 мая 1998 года.

ГАИ начинает “пломбировать” номера

С 1 марта в Приморье вводится система “пломбирования” автомобильных номерных знаков. Подробнее об этом мы попросили рассказать начальника отдела автотехнической инспекции и по контролю за деятельностью регистрационно-экзаменационных отделений краевой ГАИ Валерия Пермякова:

Архив открывает секреты

Вчера в государственном архиве Приморского края начались дни открытых дверей. Любителей истории на улице Алеутской, 10а ждут и сегодня.

Последние номера