Электрички загнали в тупик

Железнодорожники готовы провести очередное «обрезание» пригородных маршрутов

13 сент. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3203 от 13 сент. 2012

СПУСТЯ неделю после саммита АТЭС Владивосток, где с недавних пор курсирует ультрасовременный аэроэкспресс, может остаться без такого важного звена в транспортном сообщении, как пригородные электрички. Причина – многомиллионные убытки компании-перевозчика.На днях на сайте компании «Экспресс Приморья», которая осуществляет пригородные пассажирские перевозки, появилось объявление следующего содержания. «В связи с задолженностью администрации Приморского края перед пригородной пассажирской компанией ОАО «Экспресс Приморья», по компенсации выпадающих доходов, мы вынуждены сообщить, что во избежание увеличения убытка компании, влекущего за собой полное прекращение движения пригородных электропоездов, с 15 сентября 2012 года будет произведена оптимизация маршрутов».Реже и корочеЗа вполне благозвучным словом «оптимизация» скрываются отмена или сокращение маршрутов некоторых электричек. В частности, с 15 сентября планируется полностью отменить семь электропоездов – в том числе две электрички, курсирующие между Находкой и Партизанском. У жителей Кипарисово, Раздольного и Угольной станет меньше возможностей добраться во Владивосток станет – часть утренних электричек от этих станций во Владивосток также отменена. Еще девять электропоездов меняют периодичность движения. Например, утренняя электричка на Уссурийск станет ходить только по выходным дням. В бессрочный «отгул» отправятся и некоторые «чуркинские» электрички: поезда №6315 и №6335 до станции «Надеждинская» будут ходить по выходным, а утренняя электричка №6309 «Мыс Чуркин – Кипарисово» – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. – ОАО «Экспресс Приморья» с апреля этого года ведет переговоры с администрацией Приморского края по поводу компенсации выпадающих доходов компании, – сообщила «В» менеджер по коммуникационной деятельности ОАО «Экспресс Приморья» Ирина Сапрыкина. – В администрации говорят о понимании наших проблем, но дальше разговоров дело не идет. По словам Ирины Сапрыкиной, затраты на аренду и содержание одного электропоезда составляют 2,3 миллиона рублей в месяц. Итого расходы, выставленные компании Дальневосточной дирекцией моторвагонного подвижного состава ежемесячно составляют порядка 70 миллионов рублей. Доходы, получаемые от перевозки пассажиров, не покрывают этих затрат: только за 2011 год убыток ОАО «Экспресс Приморья» от организации пригородных пассажирских перевозок на территории Приморского края составил 255 миллионов рублей, а по итогам восьми месяцев 2012 года уже достиг 200 миллионов рублей. В то же время в ОАО «Экспресс Приморья» надеются, что оптимизация маршрутов пригородных электропоездов является временной мерой и в случае, если администрация края изыщет средства для субсидирования перевозчика, движение электричек будет восстановлено в полном объеме. Поэтому сокращать персонал компании в связи со снижением количества электропоездов не планируется. Возить – и никаких гвоздей!Добавим, что ситуация в сфере пригородных пассажирских перевозок в июле обсуждалась на совещании под председательством губернатора Приморья Владимира Миклушевского. Тогда генеральный директор ОАО «Экспресс Приморья» Сергей Кузнецов заявил о том, что растущие убытки компании могут вынудить ее пойти на крайние меры, значительно сократив количество пригородных электричек. Конкретных решений на той встрече выработано не было, а перевозчику настоятельно рекомендовали работать над повышением качества предоставляемой услуги, заявив, что причина бедственного положения компании кроется в неэффективном менеджменте. С тех пор конкретных договоренностей между железнодорожниками и администрацией достигнуто так и не было.Здесь нужно пояснить, что действующая в России схема организации пригородных пассажирских перевозок предусматривает, что субъект Российской Федерации, являясь организатором транспортного облуживания населения, определяет объем пригородных пассажирских перевозок, регулирует тариф, а также компенсирует перевозчику потери в доходах от установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня. Пригородная пассажирская компания оказывает услуги по перевозке пассажиров, а ОАО «Российские железные дороги» предоставляет перевозчику железнодорожную инфраструктуру и подвижной состав.Несмотря на перемены во властных структурах, ситуация с пригородными перевозками в крае не меняется: Приморье по-прежнему остается одним из немногих регионов, в котором компания-перевозчик не получает из бюджета компенсаций за понесенные убытки. В то же время в соседних регионах Дальнего Востока – Хабаровском крае, Амурской области, Еврейской автономной области (пригородными перевозками там также занимается ОАО «Экспресс Приморья». – Прим. автора) – региональные бюджеты компенсируют финансовые потери железнодорожников. В Хабаровском крае и ЕАО компенсируется 100 процентов объема выпадающих доходов, в Амурской области – 20 процентов. Таким образом, ОАО «Экспресс Приморья» не может ни получить дотации из бюджета, ни самостоятельно повысить стоимость проезда в электричках. Остается единственный выход – сокращать количество рейсов. К подобному шагу компания уже прибегала, в январе 2010 года исключив из расписания более 10 электропоездов.