Возможна ли мелодрама в России?

Вот один из вечных кинематографических вопросов: отражает ли кино реальность и если да, то как?

28 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3193 от 28 авг. 2012

Не вдаваясь в глубокие и зачастую бесцельные размышления, можно сказать, что само наличие кино отражает реальность.Точно так же, как и его отсутствие. То есть если страна выпускает интересные фильмы, значит, стране есть что рассказать. У нее есть темы, которые еще не исчерпаны. Вот и вся реальность. Может ли что-то предложить наше отечество?Недавно на экраны вышел французский фильм «Любовь с препятствиями» – комедия, которая при всей своей художественной необязательности цепляет за нервы не хуже, чем гейша за струны сямисэна. А недавний французский фильм «1+1» вошел в десятку лучших фильмов по версии сайта Kinopoisk.ru. И все это кино – для массового зрителя, а не избирательного, пресытившегося критика.Франция, Китай, Германия, Чехия, Япония – во всех странах есть маленькие киносюрпризы, которые в шедевры не запишешь, но которые говорят, что у них с кино все нормально. А у нас из года в год: «Елки», «Мамы», «Карлосон», «Беременный», «Любовь в большом городе» и т.д. И что же в них хорошего? Беременный Дюжев? Галустян, который показывает малышу презервативы и с хищной улыбкой предлагает «пошалить»? Неужели наши разучились снимать? Да вроде нет – руки, ноги на месте, голова по-прежнему на плечах. В чем же дело?Дело в том, что кино отражает реальность так же, как реальность отражает кино. Проще говоря, какая реальность, такой и фильм. И в той реальности, в которой мы живем, все искреннее и настоящее считается то ли неприличным, то ли невыгодным. Поэтому и снимают все с оглядкой на чужое кино, чужие сюжеты, чужую ментальность. В результате получается смесь французского с черт знает чем, потому что нижегородское мы давно потеряли и уже непонятно, каким оно должно быть.И вот приходит народ в кинотеатр и смотрит российское кино. А на экране видны не герои, не сюжет, а стайка продюсеров, доящих золотого тельца. «А есть ли выход?» – спросите вы. На мой взгляд, его не может не быть. Есть строчки у Пелевина, что если поместить перед зеркалом свечу, то в зеркале возникнет ее отражение. Но если каким-то неизвестным способом навести в зеркале отражение свечи, то для того, чтобы не нарушились физические законы, свеча обязана будет возникнуть перед зеркалом из пустоты. Страна в одночасье измениться не может. А вот кино – может. И если оно покажет что-то искреннее, честное и истинно народное, то реальность это непременно отразит.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ «Владивосток»