Тема оседлает Петю, а Злата выберет Карата

Во Владивостокском цирке состоялась премьера уникального номера, который доказывает: лучший друг лошади – медведь

23 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3191 от 23 авг. 2012
89b8f8c1a72857362ae02d9e971d8de1.jpg Цыгане шумною толпою, прихватив с собой медведей и лошадей, заняли всю арену цирка. Пугаться не стоит: бродячий народ не захватывал культурное учреждение города. Это в рамках программы «Пять континентов» состоялась премьера номера «Ромэн. Медведи на лошадях». Этим косолапым и конь не в кормПоказывать владивостокцам премьеры, номера, которые еще никто не видел, для художественного руководителя и идейного вдохновителя программы Гии Эрадзе стало уже традицией. В начале века именно во Владивостоке он впервые показал то, что со временем превратилось в уникальные «Пять континентов». А четыре года назад именно владивостокцы первыми увидели номер со львами и пантерами в одной клетке. И вот – практически под занавес гастролей (финальные представления программа «Пять континентов» даст 2 сентября) – традиционная премьера. Медведи – на лошадях! – Кому пришло в голову выпустить лошадей и медведей, причем вместе, на одну сцену?– Мы хотели сделать что-то необычное, такое, чего нет сегодня в российском цирке, – гордиться новинкой Гия Эрадзе. – Не стану лукавить и говорить, что мы первооткрыватели: во времена СССР существовал номер «Медведи на лошадях». Но сегодня ничего подобного в России нет. А я, когда задумывал номер с косолапыми, хотел сделать что-то неординарное, непохожее ни на что. Поэтому и выбрал цыганскую тему, мне она показалась интересной для медвежьего аттракциона. А какие цыгане без лошадей!..– Но ведь в природе эти животные не слишком большие друзья…– Я люблю экспериментировать, соединять вместе животных, которые на воле не уживаются друг с другом. Например, у меня в одном номере работали леопарды и верблюды, обезьяны и бегемоты, львы и пантеры. Чем сложнее задача, тем интереснее – узнавать психологию животного, изучать ее. Заставить работать вместе медведей и лошадей, скажу честно, было тяжело. Поэтому мы начали работать над номером очень давно. Маленьких медвежат приучали к «коллегам» по номеру: садили их на лошадей, держали в стойле. Интересно, что лошади спокойно реагировали на маленьких медвежат, даже дружелюбно. А сегодня они спокойно работают вместе, не отвлекаясь друг на друга. Но самая большая сложность была в другом. Медведи реагируют на любые движущиеся предметы. А когда на манеже работают четыре медведя одновременно, да еще вокруг них пляшут 19 цыган – с развевающимися юбками, бренчащими монистами, бубнами, то топтыгины по заложенным в них природой инстинктам просто обязаны на все это отвлекаться. И приучить их не обращать на шумную толпу внимания, было сложнее всего. Мы репетировали номер по кусочкам, потом потихоньку их соединяли. Поэтому и ушло столько времени на репетиции и подготовку. И это не считая времени на приучение медвежат к лошадям. Так что над номером мы работали два года.Джигитовать – это чисто по-медвежьиПозвольте представить вам, читатель, всех четвероногих артистов номера «Медведи на лошадях»: 9-летний Карат – красавец-жеребец торийской породы; 2-летний Петя -жеребец породы тинкер. Скачут на них, а также танцуют, играют с «бревнами» коллеги-медведи: Тема (6 лет), его сестра Злата (6 лет), двухлетки Яша и Рада и совсем еще мелкий медвежонок Рома – ему и года нет. Карат, кстати, – любимая лошадь Гии Эрадзе. Когда Гия больше занимался дрессурой и выезжал на манеж на лошади, то брал только Карата, который Эрадзе твердо уверен, самая умная и интеллигентная лошадь. Кстати, артист убежден, среди животных есть те, кто талантливее и те, кто достигает всего трудолюбием и упорством… То есть все, как у людей! Поэтому и относится он к своим животным по-человечески.– Изначально, еще только обдумывая медвежий номер, говорит Гия, – мы не собирались заставлять медведей и лошадей выделывать какие-то сумасшедшие трюки. В номере медведи делают то, что им легко, что не идет против строения их тела: прыгают, ходят на двух лапах, крутят «бревна». Я не заставляю животных идти против природы и делать сверхъестественные трюки. И не потому, что не могу этого. Просто считаю, что это не нужно делать в цирке. И если дрессировщики освоили бы гуманные и разумные методы воспитания своих подопечных, тогда и «Гринпис» не стоял бы у цирков с плакатами: «Не издевайтесь над животными!». Я иногда сам смотрю на животное в другом цирке и думаю: бедняга, его же это из-под палки заставили делать, против природы… Кстати, мне на сайт и в книгу отзывов постоянно пишут зрители и благодарят за отличный внешний вид животных и их состояние.Сегодня Гия Эрадзе постепенно отходит от активной дрессуры, занимаясь разработкой номеров, концепции шоу. – У меня появились ученики, воспитанники, которые разделяют мои методы гуманной дрессуры. К примеру, номер с медведями на лошадях работают Екатерина и Алексей Плотниковы. Они со мной уже 12 лет, и я спокоен и за номер, и за животных. Конечно, тянет к дрессуре, все-таки 23 года отдал этой работе. Сколько через мои руки за это время прошло животных – не сосчитать. Но всему свой срок, свое время…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ