Экскурсия для министра

В предстоящие несколько лет система образования подвергнется ряду изменений

23 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3191 от 23 авг. 2012
ea96d305d8a3576b5330d3f12e5ad840.JPG ВО ВЛАДИВОСТОКЕ с рабочим визитом побывал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Чиновник, вступивший в новую должность в мае, приехал в Приморье впервые. Краевая столица стала отправной точкой поездки по городам Дальнего Востока, которые министр намерен посетить. После краевого центра Приморья Ливанов направился в Хабаровск.Будущее нового образованияВо Владивостоке министр образования побывал в кампусе ДВФУ на острове Русском, а также принял участие в совещании педагогических работников региона, где сделал несколько интересных заявлений.Свой визит Дмитрий Ливанов начал с осмотра кампусов федерального университета. Министру показали конференц-центр, спорткомплекс, корпуса для проживания студентов и профессорско-педагогического состава, включая стандартную ученическую комнату и президентский номер. Также главный по российскому образованию побывал на набережной ДВФУ, где сделал несколько снимков панорамы акватории.– Кампус красивый, удобный, мне очень понравился, – заявил министр после осмотра здания. – Но самое главное, чтобы он нравился людям, которые там будут работать и учиться. Университет построен в соответствии с новейшими мировыми требованиями. Очень важно, чтобы здешние специалисты тоже отвечали высоким профессиональным стандартам. Это задача, которая сегодня стоит перед руководством университета. Я думаю, что с учетом имеющихся ресурсов и качества набранной команды эта задача будет решена. ДВФУ – один из ключевых проектов модернизации российского высшего образования, – подчеркнул Ливанов. – Мне кажется, что в Приморском крае эта система динамично развивается, руководство региона уделяет ей внимание. Это ключевой фактор успеха, в том числе – ключевой фактор привлечения федеральных денег в регион.Недочеты – как у всехЧто касается проблем приморской системы образования, то они, по мнению главы министерства, характерны для всей страны.– Мне кажется, что сейчас вам нужно заниматься тремя основными вопросами, – сказал чиновник. – Первая проблема – это статус педагога. Буквально за последние год-два государство сделало очень серьезные шаги по повышению престижа учительской профессии. Говорю абсолютно точно: этот курс взят на несколько лет вперед. Наша задача – сделать так, чтобы заработная плата учителя была достойной, чтобы она обеспечивала ему нормальную жизнь. Есть четкие целевые ориентиры повышения уровня зарплаты, которая, естественно, будет отличаться в разных регионах, поскольку и экономическая ситуация в них разнится.Также нужно думать, как привлечь в школу больше молодых учителей, причем хорошо подготовленных. А сейчас наша система педагогического образования, мне кажется, не работает на том уровне, который мы ждем. Вторая важная проблема – это инфраструктура. Много было сделано за последние годы, вложены большие деньги, эти вливания и дальше будут продолжаться. В-третьих, нужно работать над изменением составляющих образования. Жизнь меняется, и система обучения также не должна отставать. Особое внимание нужно уделить тому, что у нас хорошо получается. В течение последнего десятилетия каждый год проводятся международные сопоставления уровня учебных достижений школьников между ведущими странами. Могу сказать, что, к примеру, по результатам выпускников 4-х классов наши школьники – одни из самых лучших в мире по чтению и естественно-научным направлениям. Прежде всего – математике. Еще один момент. Начиная с 2020 года будет введен третий обязательный единый экзамен – по английскому языку. Исходя из этого нам уже сейчас нужно думать, как будет изменяться преподавание иностранных языков, прежде всего английского, в наших школах.ЕГЭ круглый годКак уведомил министр, сейчас правительством внесен в Государственную думу новый закон об образовании в РФ, который осенью будет рассмотрен в первом чтении, а в окончательном виде, вероятно, его примут весной. То есть в течение грядущего учебного года мы увидим новый закон как уже действующий.– Законопроект фиксирует нынешний уровень развития системы образования в России – и высшего, и среднего, и среднего профессионального, – пояснил Ливанов. – Он не меняет существо образовательных отношений, но устанавливает новые рамки, детализируя необходимые вещи. Закон также создает возможность для развития системы – и в государственном, и в негосударственном секторе. При этом документ впервые в российской практике закрепляет права и обязанности всех участников образовательного процесса, это очень важно.Помимо этого, разрабатывается новый стандарт для учителей. Сегодня фактически формируется техническое задание на эту работу. На основе стандарта предполагается разработать систему профессиональных экзаменов, которые выпускники педагогических вузов будут сдавать, прежде чем придут работать в школу.В следующем году будет введена в штатном режиме система ГИА-9. Что касается новаций в системе единого государственного экзамена, то сейчас обсуждается несколько изменений. Часть из них касается появления в некоторых экзаменах компонента, связанного с говорением. Это актуально для русского, иностранного языков, литературы и других гуманитарных дисциплин.Также обсуждается возможность сдачи ЕГЭ в течение всего года, а не только в узко ограниченный промежуток времени.– Мы считаем правильным, чтобы после 10-го класса ученик мог сдать экзамены по тем предметам, изучение которых он уже завершил, – отметил Ливанов. – Безусловно, изменения затрагивают очень большое число людей, поэтому мы будем их претворять аккуратно: проводить эксперименты, внедрять пилотные проекты, работать с центрами сдачи ЕГЭ в регионах. Перейти на такую систему можно будет ориентировочно за 2-3 года.Помимо этого, предполагается усилить общественный контроль за проведением экзаменов.

Автор: Ольга СИРОТКИНА