Дело в форме?

Может быть, ни один вид одежды на свете не пережил за свою достаточно короткую историю столько бурных перемен, как школьная форма

8 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3182 от 8 авг. 2012

И, возможно, именно школьная форма самый по сию пору возбуждающий споры вид одежды, уж во всяком случае – в России.Напомним: в 1834 году в России был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. В 1896 году было утверждено положение о гимназической форме для девочек. Ясное дело, что после революции, точнее в 1918 году (как только руки дошли, называется), гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена (вместе с многими другими разумными наработками в области образования). В школы форма вернулась аж после Великой Отечественной, в 1949 году: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником-стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. В 1962-м мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах, форма для девочек осталась прежней; в 1973-м форму для мальчиков опять переделали: синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой (многие помнят это солнышко и учебник) и алюминиевыми пуговицами, в 1973-м форму поменяли и для девочек: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Окончательно от школьной формы в России было решено отказаться в 1992 году, но уже через семь лет в некоторых краях и областях ее вернули, а сегодня каждая школа имеет право решать, в чем будут ходить на уроки ученики и как, собственно, будет выглядеть форма…Споры на тему «школьная форма: pro и contra» не утихают по сегодняшний день. Главные аргументы «за»: форма дисциплинирует, нивелирует различия в материальном положении детей, во всяком случае, самые явные, форма практична, она дает возможность осознать и подчеркнуть принадлежность к школе, в конце концов, разработанная стилистами и дизайнерами, она прививает хороший вкус…С большинством этих аргументов противники школьной формы не согласны, и у них в запасе также немало веских доводов.- Форма стирает различия? – расставив хохочущие смайлики, пишет одна из участниц женского форума. – Да будет вам! А телефоны, а обувь, да, в конце концов, те же рюкзак и канцтовары! Что, по ним не видно, какой в семье доход? Что касается дисциплины, то я считаю, что здесь все наоборот: подростки, к примеру, хотят выделяться, быть индивидуальностью, и если им не дают возможности выделиться одеждой, они выделятся поведением, и еще неизвестно, что хуже… Кроме того, форма не пойми из каких тканей шьется, во всяком случае, в нашей школе. Своего ребенка я добровольно в такую синтетику не одену. И фасон ужасный, почему выбрали этот дурацкий сарафан, не знаю. Возникает только одна мысль: директору откат дали за то, что он выбрал именно этого производителя… Словом, я против формы.- Я - за форму, но не такую, как носили мы, - пишет другая мамочка. - Унылые шерстяные платья и фартуки в любой день и любую погоду - это очень неудобно! Поэтому, на мой взгляд, форма должна представлять собой комплект взаимозаменяемых вещей. Например, юбка (или сарафан)+пиджак+жилет+брюки. И в зависимости от погоды - блузочка нарядная или повседневная либо водолазка. Конечно, это дороже одного-единственного платья, зато гораздо удобнее. У нас в школе разумно вообще поступили – выбрали только жилеты с эмблемой школы как знак принадлежности к коллективу. И установили еще: темный низ, светлый верх, никакого голого тела, как любят подростки. И мне кажется, это правильно. Когда дети более или менее одинаково одеты, они не отвлекаются на рассматривание нарядов друг друга. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.В двух этих мнениях – основные доводы за и против. Золотую середину находит каждая школа сама для себя. И это, наверное, самое правильное решение.В нашем городе школьную форму предлагает наряду с другими- магазин «Сибирский наряд» - школьная одежда производства новосибирских фабрик: от первоклашек до старшеклассников.Менеджер магазина Александра Чусикова считает, что школьная форма нужна – она дисциплинирует, повышает работоспособность и, в свою очередь, положительно влияет на успеваемость. Ребята приучаются к деловому стилю, что формирует их вкус. - Наша продукция имеет российские сертификаты качества и выпускается согласно Госстандартам санитарно-технических норм Российской Федерации. В наших коллекциях основное требование к тканям – это натуральность. Мы предлагаем стильную школьную классику из высококачественного сырья. С добавлением шерстяных и вискозных волокон. Правильный технологический процесс обработки сырья (сначала ткань проходит термическую обработку, то есть отпариванивание, и только потом идет в раскрой), поэтому одежда не теряет своего вида и качества после стирки и длительной носки, модельеры следят за тем, чтобы одежда была модной, удобной, красивой и полезной.Широкий размерный ряд (в каждом размере несколько размеров роста, то есть, например, в размере 42 следующие роста: 42 – 140, 42 – 146, 42 – 152, 42 – 158, 42 – 164, 42 – 170 и т.д. для других размеров.),разнообразный выбор сопутствующих товаров- сорочек, блуз - позволит создать полноценный гардероб школьника по демократичной цене.Основное наше преимущество – это высокое качество и низкие цены! А КАК У НИХ? Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. Самой большой европейской страной, в которой принята школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В США и Канаде школьная форма введена во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых из них существуют правила ношения одежды (dress code). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. Для большинства средних и старших школ Японии школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя, но в целом стиль общий: обычно белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, для девочек – белая рубашка, темные пиджак и юбка или же «сейлор фуку» – форма в стиле «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, носят обычную детскую одежду.

Автор: Лидия ИВАНОВА, «Владивосток»