С опорой на «Мистраль»

На вертолетоносцы, которые войдут в состав Тихоокеанского флота, возложат функции плавучих военных баз России

3 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3180 от 3 авг. 2012
40b268dc1968dc8aed44c611c1a76b8a.jpg

Конкретное место базирования вертолетоносцев «Мистраль» до сих пор уточняется, а ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» во Владивостоке готовит причальную стенку для ремонта кораблей такого типа.Накануне Дня Военно­-морского флота России, а его, напомним, в этом году отмечали 29 июля, главнокомандующий ВМФ вице-адмирал Виктор Чирков назвал место базирования вертолетоносцев типа «Мистраль». — Их разместят во Владивостоке, там же находятся судоремонтные заводы, там же будем готовить кадры, – передает его слова РИА «Новости». Напомним: контракт стоимостью более миллиарда евро на постройку двух французских вертолетоносцев типа «Мистраль» был подписан в июне 2011 года. Еще два вертолетоносца типа «Мистраль» планируют собрать на предприятии ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Оправдывая дорогостоящий контракт, тогдашний главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий подчеркивал, что вертолетоносцы помимо своего прямого назначения – решения боевых задач на море – помогут освоить российским корабелам новейшие технологии строительства многоцелевых крупнотоннажных судов. Сегодня, как отмечают эксперты, еще большую актуальность для российского флота «Мистрали» приобретают и с возможностью использовать их в качестве не только десантного, но и штабного, управленческого корабля. Это связано с тем, что последнее время возникают вопросы по аренде военных баз для нужд нашей армии в ряде стран бывшего СССР, а также в других государствах. – Гораздо эффективнее иметь плавучий аэродром, который может прийти к Африке, к Америке, еще куда-то, чем иметь систему баз, – высказал свое мнение федеральным СМИ исполняющий обязанности начальника морской авиации ВМФ России генерал­майор Игорь Кожин. – Учитывая нынешшнюю нестабильность, сегодня она базой  является, а завтра – не является. А «Мистрали» могут служить плавучим аэропортом. Первый «Мистраль» для ВМФ России уже собирается на стапелях во Франции и будет спущен на воду, как ожидается, в 2014 году. Возможно, в 2015 году второй вертолетоносец усилит военно-морскую мощь нашей страны. Корабли оснастят современными российскими системами вооружения, в том числе крылатыми ракетами. На площадках будут размещаться транспортно­-боевые вертолеты ОАО «Камов», предназначенные для перевозки грузов и морского десанта, а также обеспечения их огневой поддержкой.Вместе с тем, пока не решено – или военные держат в тайне – сколько «Мистралей» получит ТОФ. В штабе флота отказываются давать комментарии на эту тему, но кулуарно говорят, что рассчитывают на два вертолетоносца, которым уже даны названия – «Владивосток» и «Севастополь» (хотя последний сегодня и не российский город, но все знают, что он, как поется в известной песне, «гордость русских моряков»). Сейчас специалисты ТОФ ведут работы по подбору кадров для «Мистралей». – Это, в принципе, обычный десантный корабль, но есть особые требования к экипажам военных судов такого класса, – сказал представитель ТОФ корреспонденту «В». Собеседник «В» заметил, что вертолетоносцы, после того как их построят, не скоро поступят на «службу» в ТОФ.– Их еще принять надо, а приемо-сдаточные испытания кораблей могут затянуться, не все так просто, – заметил офицер и напомнил трагический случай с приемкой многострадальной подводной лодки «Нерпа». Также не внесена ясность, где конкретно во Владивостоке будут размещены «Мистрали». Ранее военными обсуждалось возможность базирования вертолетоносцев на военно-морской базе ТОФ в Фокино, в заливе Стрелок. В настоящее время там находятся соединения ракетных и десантных кораблей, военные суда вспомогательного флота, атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», ракетный крейсер «Варяг». Большие противолодочные корабли стоят во Владивостоке. Зато бывший ОАО «ХК «Дальзавод», а ныне входящий в структуру ОАО «Дальневосточный центр судостроения и ремонта», ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» готовит мощности для проведения надводного и докового ремонтов кораблей типа «Мистраль». Проект ремонтной площадки разрабатывает Дальневосточный проектный институт «Востокпроектверфь». По планам, он будет готов в марте следующего года. – Существующая набережная Дальзавода для спуска кораблей в районе остановки Луговая будет модернизирована под габариты «Мистралей», – рассказал «В» представитель ОАО «Дальневосточный центр судостроения и ремонта». – Придется удлинять причальную стенку. Кроме того, под вертолетоносцы будет закупаться новое оборудование, например, башенные краны и подъемники. Справка «В» Универсальный вертолетоносец «Мистраль» водоизмещением 21 тысяча тонн и максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания — до 20 тысяч миль. Численность экипажа — 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Планируется размещать на этих кораблях восемь вертолетов «Ка-52К» и восемь «Ка-29».

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»