Премьер Мариинки желает танцевать во Владивостоке

Отец троих детей Зеленский вечером танцует в Бразилии, а на следующий день – в Пекине

2 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3179 от 2 авг. 2012
2449bcf2a0a5a305f5f734259dee6668.JPG

Гастроли Новосибирского театра оперы и балета во Владивостоке вызвали небывалый энтузиазм у публики. В том числе потому, что балетоманы знали: уже не первый год балетной труппой театра руководит Игорь Зеленский, артист с мировой славой.– Хочу сказать, что с удовольствием приехал к вам на гастроли. Владивосток сегодня в центре внимания. У вас строится грандиозный театр, хочется верить, что он будет развиваться в правильном направлении и станет гордостью, жемчужиной Владивостока, – сказал Игорь Зеленский в самом начале интервью. – Игорь Анатольевич, почему вы решили возглавить труппу Новосибирского театра? Казалось бы, так далеко от столиц… – А я не искал столичности, я искал интересную работу. Во-первых, я познакомился с директором Новосибирского театра Борисом Мездричем. И понял, что мы с Борисом Михайловичем поймем друг друга, что это такая же ищущая, творческая натура. Во-вторых, в тот период я как раз задумался о том, что хочу работать как художественный руководитель. Вот так все сошлось, и считаю, что мне повезло. Вместе с театром мы работаем, развиваемся, ищем, пытаемся сделать что-то новое и интересное. – Современный или классический балет вам ближе?– Работая на Западе, я пропустил через себя и классическую, и современную хореографию. И то и другое мне нравится одинаково. Главное, чтобы это была высококачественная постановка. Сегодня можно, скрываясь за словом «современно», прятать огрехи хореографии. И иногда поставить что-то ультрасовременное легче, чем сделать по-настоящему классический спектакль – такой, какой ставил Петипа, к примеру. По-моему, лучше сделать один спектакль, но на высочайшем уровне, чем десяток в сезон, но кое-как. Что касается репертуара, то при всем полете фантазии я всегда исхожу из реальных условий. Сегодня театр имеет грант от государства, возможностей стало больше, мы понемногу стараемся «переодеть» те классические спектакли, которые были поставлены годы назад, чтобы они выглядели достойно. Не спеша, эволюционно. И, конечно, не забываем и о современном балете, вот «Шепот в ночи» выдвигался на «Золотую маску».Планка у меня высокая – качество на первом месте. Я требователен и к себе, и к хореографии, и к сценографии, и к артистам – ко всему. Театр – дело коллективное, и от усилий каждого зависит результат. – О вас говорят, что вы очень жесткий худрук…– Жесткий, но справедливый. Как артист я всегда был ответственным и дисциплинированным, безусловно, того же самого сегодня требую от артистов. – Есть ли в театре проблема кадров?– Она есть везде, даже в Академгородке. И решается она только созданием условий для комфортной жизни человека. И никак иначе. Я стараюсь прилагать в этом направлении все силы. Конечно, в нашем театре и сегодня текучка есть, но в разы меньше, чем пять-семь лет назад. Молодым артистам дают жилье, они танцуют интересный репертуар… Зачем уезжать?– Во Владивостоке строится театр оперы и балета. Но многие скептики говорят, что сегодня, когда можно дома поставить диск высокого качества с балетом, например из Ковент-Гарден, и посмотреть его на плазменном экране, когда в Интернете можно увидеть трансляции балета из любой точки мира, театр отживает свое, становится ненужным. Ощущаете ли вы конкуренцию, скажем так, со Всемирной сетью, с современными технологиями?– Конечно. Но никакие технологии не заменят живой энергетики артиста, контакта с залом. Театр всегда будет, как бы ни развивались современные технологии. Потому что он живой.– Расскажите о фестивале, который вы придумали в Новосибирске.– Это был естественный этап развития. Когда финансы стали позволять, мы создали балетный фестиваль, который развивается с каждым годом. К нам приезжали все ведущие театры страны – Большой, Мариинский, в этом году – имени Станиславского, на будущий год планируем театр Михайловский пригласить. Фестиваль дает новосибирцам возможность увидеть балет столичный, увидеть тенденции развития балета. – В прошлом году вы стали художественным руководителем еще одной труппы – в театре имени Станиславского. Танцуете в Мариинском театре и успеваете при этом еще и гастролировать сольно…– Да. Из Владивостока наш театр поедет в Сеул, а затем – домой. Я же после гастролей в Корее лечу в Токио как приглашенный солист, там у меня 10 спектаклей. Нормальная жизнь артиста, я привык: танцуешь вечером в Бразилии, на следующий день – в Лондоне или Пекине. Главное – выкладываться и быть ответственным. И все получится. – То есть нагрузка вас не пугает?– Знаете, у меня трое детей. Когда появилась первая дочка – ей 5 лет, – казалось, что справиться просто невозможно. Потом появилась вторая – ей 2,5 – стало даже легче. А с третьим ребенком – сыну моему уже четыре недели – помогает опыт. Так что я считаю, что предложений, работы должно быть много. Чтобы не было застоя. Недавно в Китае открылся театр, мне предложили быть консультантом, я намерен согласиться. И если такое предложение поступит от театра во Владивостоке, не откажусь. Я болею за свое дело и всегда готов оказывать помощь. Тем более российскому театру. Силы мне дает моя работа, человеку так важно быть востребованным, понимать, что в тебе нуждаются. Справка «В» Игорь Зеленский сразу после окончания Тбилисского хореографического училища был принят в труппу Мариинского театра, танцевал все ведущие партии балетного репертуара. С 1990 г. – приглашенный солист Deutsche Oper (Берлин). В 1992-1998 гг. – премьер труппы New York Сity Ballet. С 1996 г. – приглашенный солист The Royal Ballet. В 1997-2001 гг. – солист Covent Garden. В качестве главного приглашенного солиста танцевал в Teatro alla Scala, Bayerisches Staatsballett, Teatro Colon, в театрах Бостона, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро. В 2001-2006 гг. – ассистент директора Афинского театра. По настоящее время – премьер Мариинского театра.С 2008 г. по инициативе Игоря Зеленского в Новосибирске проводится единственный международный балетный фестиваль за Уралом – Сибирский фестиваль балета. Народный артист России, лауреат и дипломант Национальный театральной премии «Золотая маска», член совета по культуре и искусству при президенте России.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ