В 1-й класс или еще поиграем?

Какие проблемы светят родителям будущих школяров?

1 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3178 от 1 авг. 2012

– Не спешите отдавать ребенка в школу, если считаете, что он еще не готов, – именно так ответила детский психолог Татьяна Кацура на просьбу дать несколько советов родителям будущих первоклашек. – А выпавший вам год потратьте... на игры. Нынешние первоклашки, несмотря на умение читать, считать, психологически абсолютно не готовы к школе, считает специалист. О пользе пряток Это раньше в семь лет мы были физически и психологически готовы к школе. При этом заранее никто нас не учил ни читать, ни писать. Нынешнее поколение детей идет в школу, умея читать, но при этом не умеет выполнять правила школьного поведения. Одна из причин этого курьеза весьма неожиданна: современную ребятню лишили дворовых игр. Прятки, пятнашки, казаки-разбойники, иные подвижные и ролевые игры, которые выручили в свое время десятки поколений, нынешними детьми не освоены, заменены на долгое сидение перед компьютером и телевизором. Список последствий длинный. Ребенок не умеет ориентироваться в новой ситуации. Попадая в школьную среду, первоклашке нужно как можно быстрее адаптироваться в ней, завоевать авторитет среди сверстников. Чему как раз здорово способствует участие в дворовых, групповых играх. Дети не умеют подчиняться правилам. А в школе это одно из первых и важнейших требований – умение следовать правилам, сначала поведения, а затем и русского языка и математики. Именно этому очень успешно учат групповые детские игры. Хочешь играть с нами – выполняй правила игры, иначе с тобой играть никто не будет. А играть-то хочется! Вот так непринужденно, в игре закладываются основы саморегуляции, умение организовывать свои действия. У нынешних детей не формируются пространственные представления, на которых крепятся азы школьного обучения. Слабо развита моторика пальцев – мало лепят из пластилина, не собирают мозаику. – Проблемы в учебе очевидны, когда ваш сын (или дочь) до ночи делает уроки, не хочет идти в школу, – поясняет Татьяна Николаевна. – Нужно искать причину, ведь нормальному, здоровому ребенку свойственно познавать новое, для него это органично. И без вашей помощи на всех фронтах ему, увы, не обойтись. Речь, как вы понимаете, не идет о сидении за компанию до ночи за уроками. Поэтому давайте для начала определимся с проблемами, с которыми сталкиваются школяры и их родители. А заодно расскажем о способах корректировки этих проблем. Заметьте, корректировки в домашних условиях, без обращения к специалистам. Начнем с чтения. Если первый этап обучения идет очень тяжко, читайте сами, а ребенок вслед за вами пусть ведет по прочитанному пальчиком, таким образом следя за текстом. Не спешите и не подгоняйте его – он сам в какой-­то момент начнет читать. Следующий этап – читайте по очереди: один абзац – вы, другой – ребенок. Если ребенок не понимает смысла прочитанного, то у него не сформированы межполушарные взаимодействия. В процессе чтения работают практически все отделы головного мозга. При этом они должны трудиться слаженно. Как исправить ситуацию? Играйте в мяч, лепите, занимайтесь оригами, то есть займитесь делом, в котором активно задействованы сразу две руки. Раз – жираф, два – бегемот Задавайте почаще ребенку вопросы о прочитанном. И слушайте! Если ребенок рассказывает слово в слово, но теряется, если выпадает из памяти хотя бы одно слово, это говорит о недостатке словарного запаса. Кстати, очень актуальная проблема для нынешних школьников. На протяжении всех трех лет классный руководитель моего ребенка практически на каждом родительском собрании повторяла: «У ваших детей слабый словарный запас». Я более чем уверена, подобная фраза звучит практически в каждом классе. – Этот недостаток эффективно корректируется, – успокаивает Татьяна Николаевна. – Обсуждайте просмотренные мультфильмы, фильмы, ситуации, которым стали свидетелями. Просто говорите: идете, допустим, по лесу, описывайте то, что видите, обращая внимание на зелень листвы, краски цветов и т.д. Кстати, есть десятки упражнений, на которые можно не тратить драгоценное домашнее время. Например, возвращаясь из школы, играйте в слова. Или попросите ребенка перечислить все синее, или красное, или круглое. Или острое – нож, спицы, перец, язык. Чем хороши эти игры – они дают возможность параллельно знакомиться с новыми речевыми оборотами. Например, есть выражение «острый язык». Возможно, для ребенка это будет открытием. Играйте в «снежный ком». Дети очень невнимательно слушают, они практически нас не слышат. Так что здесь, получается, мы ловим сразу трех зайцев: тренируем внимание, память и обогащаем лексикон ребенка. Пример: вы говорите, допустим, «жираф». Малыш повторяет и добавляет своего – «жираф», «бегемот». Вы по такому же принципу продолжаете цепочку: «жираф», «бегемот», «зебра». И так, пока кто­-нибудь не собьется. Можно играть, перечисляя транспорт, овощи, мебель, утварь. Все что угодно. Играйте в «паровозик» – наряду со всеми уже перечисленными достоинствами это развивает пространственные представления. Принцип игры таков: ребенок говорит одно слово, например «машина». Вы продолжаете: «машина едет». Он: «красная машина едет». Вы: «красная машина едет на море». Он: «красная машина быстро едет на море». И здесь вы можете внести абсурдную ситуацию, например: «красная машина быстро едет на море без водителя». Детям смешно, и это цепляет внимание. Они начинают придумывать, фантазировать. Думают, какое слово поставить, чтобы смысл был, куда это поставить, и при этом нужно помнить всю фразу. И еще. Хотите, чтобы ребенок говорил хорошо, умейте его внимательно слушать, утверждают психологи. Смотрим в книгу… Довольно распространенное явление и для первого класса, и в принципе для всей начальной школы: ребенок переписывает слова с доски с ошибками. Причина – нарушение зрительного восприятия. И с этим можно работать. Проходите мимо какого-нибудь дома, поинтересуйтесь у чада, сколько в нем подъездов, какого цвета крыльцо. Это тренировка непроизвольного внимания. Тренировать произвольное внимание можно следующим образом: разными цветами в несколько рядов нарисуйте звездочки, и пусть ребенок, глядя на рисунок, перечисляет цвета звездочек в каком­-нибудь из рядов. Зачастую дети делают ошибки из-за спешки. Это отсутствие организованности, саморегуляции. Выход – учите его планировать свои дела. – Как-то я наблюдала такую ситуацию, – рассказывает Татьяна Николаевна, – мама только лишь в ответ на вопрос своего четырехлетнего ребенка, сколько сейчас времени, выстроила целый план действия на весь остаток дня: сейчас полседьмого, в семь часов мы придем домой, поужинаем, поиграем, и в девять часов ты ляжешь спать. Татьяна Николаевна считает, что мама поступает правильно, вот так исподволь приучая малыша планировать свое время. Школьнику, понятно, так подробно проговаривать последовательность действий уже поздно, но вот запланировать (и написать свои планы) хотя бы выполнение своих уроков лишним не будет.Скиньте себя с пьедестала – Дайте ребенку шанс на самостоятельность, – призывает родителей психолог. – Смотрите, какой курьез получается: мы опекаем своих детей практически на каждом шагу, при этом ждем, что они вырастут самостоятельными людьми. Мама одного очень самостоятельного сына на вопрос, как ей удалось так его воспитать, ответила: «Не знаю, наверное, когда мне по утрам лень было вставать готовить ему завтрак». По мнению автора материала, оставить ребеночка без завтрака – это сродни преступлению, во всем нужно знать меру. Задумайтесь: когда ребенок знает, что мама вовремя разбудит, все приготовит, форму погладит и учебники проверит, зачем ему напрягаться? Он привыкает к соломке, которую ему подстилают на все случаи жизни. Поэтому он ждет до вечера, когда придет мама с работы, приготовит ужин и сядет наконец делать с ним уроки. А еще, признаюсь, бывают моменты – нервы сдают, когда десятый раз подряд объясняешь ему условия вроде бы элементарной задачи, и хочешь изо всех сил учебником вдарить по крышке стола, а еще лучше – ремнем по заду незадачливого школяра… – Помните, – предупреждает Татьяна Николаевна, – именно в этот момент он больше всего нуждается в вашей поддержке и понимании. Не бойтесь расписаться в своем бессилии. Ведь агрессия – это именно проявление бессилия. Обнимите его и скажите: «Я уже и не знаю, как тебе здесь помочь. Но я тебя люблю, и я в тебя верю». Что тоже ведет к самостоятельности.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО