Обслужите меня по-английски

Сферу услуг научат, как обращаться с иностранными гостями

5 июль 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3162 от 5 июль 2012
8023eb94f42b4c76e9a1c04c5e46c004.jpg Столица Приморья завершает подготовку к саммиту АТЭС - осталось только навести лоск. Почти вся инфраструктура готова, гостиницы, надеемся, тоже достроят к сроку. Но гостей нужно будет не только где-то поселить, но и чем-то накормить. Готовность наших предприятий к обслуживанию гостей обсуждали во Владивостоке на прошлой неделе специалисты городской и краевой администраций, приморского Управления Роспотребнадзора, а также представители предпринимательского сообщества.Английскому обучат бесплатноПо словам замдиректора департамента лицензирования и торговли краевой администрации Марины Королевой, на саммит ожидается порядка 40 тысяч гостей. Эта цифра, конечно, неточная и не позволяет составить впечатление о масштабе события. Понятно, что на плечи владивостокских предпринимателей ляжет большая нагрузка. Администрацией Владивостока совместно с департаментом лицензирования и торговли краевой администрации был разработан так называемый план гостеприимства, который предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на создание комфортных условий пребывания в городе участников и гостей саммита АТЭС. Один из таких пунктов – доведение сервиса на предприятиях общественного питания, розничной торговли и бытового обслуживания до приемлемого уровня. Здесь важны такие нюансы, как наличие вывесок на английском языке, в кафе и ресторанах – еще и двуязычного меню с фотографиями блюд. На входных дверях должны быть размещены специальные стикеры, говорящие о том, что к оплате принимаются банковские карточки. Попросят коммерсантов также позаботиться о достойном внешнем виде заведений и прилегающей территории. Может быть, установить вазоны с цветами или разбить клумбы. Еще одно условие – наличие англоговорящего персонала. С этим помогут власти города и края. В июле специалистов предприятий общественного питания начнут бесплатно обучать английскому языку. Две группы по 120 и 35 человек, которые будут работать во Владивостоке и на острове Русском, уже набраны. Обучение пройдет на базе ДВФУ и ВГУЭС. Если у предприятия нет возможности освободить от работы сотрудника и направить на языковые курсы, значит, на время проведения саммита за ним будет закреплен англоговорящий волонтер, который будет помогать объясняться с гостями.Без посетителей не останутся Подобного рода нюансы прописаны в рекомендательных письмах, разработанных администрацией Владивостока. Их получают все предприятия потребительского рынка, а с руководителями проводятся индивидуальные беседы. Выполнить рекомендации коммерсантам предлагается в течение месяца. В конце июля чиновники повторно обойдут все предприятия, чтобы посмотреть, что из этого перечня реализовано. Как подчеркивают специалисты, рекомендации – они на то и рекомендации, то есть не обязательны к исполнению. А потому ограничивать в работе коммерсантов, решивших их не выполнять, никто не вправе. – Напротив, мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше предприятий было открыто, – уверяет Марина Королева. – Гостей будет много, им всем нужно будет где­-то есть, захочется сходить в парикмахерскую, сделать маникюр, укладку, массаж. Потребуется много рабочих рук, чтобы обеспечить должный уровень комфорта. А впечатления ведь складываются из мелочей. Может быть прекрасным банкет и мероприятия – шикарными, но если негде пришить оторвавшуюся пуговицу, настроение будет испорчено. И если гостям не понравится в нашем городе, сюда никто не вернется. А нам нужно, чтобы был приток туристов и иностранных инвестиций.Но, как еще раз отметила Королева, выбор, работать ли предприятию во время саммита или нет, лежит все-­таки на его руководителе, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации будет нести за нее полную ответственность. А учитывая уровень мероприятия, последствия могут быть очень серьезные.– Предприниматели понимают это и относятся к мероприятию ответственно, – говорят представители городской и краевой администраций. – Не знаю таких руководителей, которые добровольно окажутся от дополнительной выручки. Только представьте себе покупательский поток… Дай бог, чтобы они справились с таким числом посетителей.По словам чиновников, некоторая уверенность в том, что наши предприятия достойно справятся с потоком гостей, у них уже есть, особенно это касается компаний бытового обслуживания.– Практически во всех гостиницах присутствуют парикмахерские и ателье, где есть возможность отремонтировать одежду и почистить обувь, – рассказывают чиновники. – А там, где нет, в номерах будут лежать информационные материалы о подобных организациях, находящихся в шаговой доступности. Хотя многие гостиницы давно работают в соответствии с мировыми стандартам: вечером повесили блузку на дверь – утром чистую получили, выставили туфли – а утром они начищены и отполированы. Есть у нас и тренеры, которые учат персонал работать.Сотрудникам общепита сделают прививкиВместе с чиновниками работают и представители управления Роспотребнадзора. Ими уже определен перечень организаций, которые будут задействованы при облуживании ВИП-персон, а также предприятий, размещенных при гостиницах. К этим компаниям на период проживания гостей будут предъявляться особые требования.Специалисты ведомства побывали на всех предприятиях, расположенных в центре города – где с плановыми проверками, а где, если законодательство не позволяет, в рамках консультативной помощи. В последнем случае специалисты также оформляли все выявленные нарушения, выдавали предписания на их устранение, но без каких-­либо мер административного воздействия.Основные нарушения: нет лабораторного контроля как сырья, так и производимой продукции, в процесс приготовления пищи вовлечены лица без медицинского обследования, а условия хранения продукции не соблюдаются. Зачастую отсутствуют технологические карты и рецептуры, а в меню нет полной информации о пищевой ценности блюда и входящих в него компонентов.По мнению эпидемиологов, некоторую опасность представляют заведения общепита с нетрадиционной кухней – корейской, китайской, японской и сингапурской. Лабораторный контроль показывает: зачастую качество блюд по микробиологическим показателям неудовлетворительное.Помимо этого, в Роспотребнадзоре прошел ряд совещаний с руководителями предприятий общественного питания. Были оформлены предписания – какие мероприятия необходимо выполнить, чтобы обезопасить гостей и персонал. Весь обслуживающий персонал – администраторы, менеджеры, официанты, то есть все сотрудники, контактирующие с гостями, – должен быть привит от вирусного гепатита А, кори и дифтерии. А сотрудники, так или иначе имеющие доступ к продукции (повара, посудницы, официанты), пройдут обследование на носительство кишечных инфекций, брюшного тифа и стафилококка. Списки персонала, обязанного пройти медобследование, уже составлены.Конечно же будет ужесточен производственный лабораторный контроль каждого вида продукции. – Не так давно законодатели разрешили не оформлять качественное удостоверение на каждую партию вырабатываемой продукции, – объясняет Галина Лаухина, начальник отдела надзора по гигиене питания краевого управления Роспотребнадзора. – Но мы на период проведения саммита обязываем предприятия общепита оформлять этот документ.Это же коснется и предприятий, которые планируют оказывать кейтеринговые услуги. Каждая партия должна сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность.Пряник с мостомКак выяснилось, во Владивостоке найдутся и подарки, которые гости смогут увезти домой.– Мы акцентировали внимание предприятий сферы торговли на товарах, которые будут пользоваться повышенным спросом, – говорит Ольга Волошина, начальник управления торговли и услуг администрации Владивостока. – Это, конечно, продукция местного производства – конфеты, кондитерские и хлебобулочные изделия. Гости будут пробовать хотя бы затем, чтобы сравнить с продукцией своей страны. Будет спрос на сувениры с тематикой города и страны. Во Владивостоке можно найти и хохлому, и палех, и гжель. Представлены в нашем городе Павловопосадская платочная мануфактура, матрешки и балалайки. Есть местные компании, которые делают сувенирную продукцию из того, что водится в нашем, Японском, море. Представители «Росоружия» предлагают изделия мастеров города Златоуста: красивые ножи, сабли, шашки, шпаги, кортики, кинжалы – позолоченные, серебряные, с камнями…В июне управление торговли городской администрации проводило конкурс хлебопекарной и кондитерской промышленности. Местные производители представили ряд уникальных подарочных товаров, которые гостям будет приятно увезти домой. Это и наборы конфет в оригинальных сумочках с изображением мостов, и пряники в индивидуальной упаковке с символикой города и края. А на улице Адм. Фокина будет работать ярмарка книжной и печатной продукции.

Автор: Елена ЕЛИСЕЕВА, «Владивосток»