По одну сторону баррикад

Центр защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ открывает отделения по краю

27 июнь 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3157 от 27 июнь 2012
15dfa0598b8bccbf2034d6bbe139bcbb.jpg

Приморская региональная общественная организация «Центр защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ» создана недавно, но ее уже многие знают как хорошего помощника в решении вопросов жилищно- коммунального хозяйства – самой близкой для каждого из нас и в то же время самой болезненной стороны повседневной жизни. Кроме Владивостока отделения центра открылись в Уссурийске, Артеме, Надеждинском, Кировском районах, организуются они и в других муниципальных образованиях края.Большая работа проводится во Владивостоке по консультированию предпринимателей и жителей города, разъяснению прав потребителей, информированию населения по актуальным проблемам ЖКХ. – Наши юристы ведут прием по рабочим дням, и обращений все больше, – рассказывает председатель Центра защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ Илья Фроленко. – Только за май я лично рассмотрел более 50 жалоб горожан о нарушениях потребительских и жилищных прав. За месяц мы проанализировали договоры управления многоквартирными домами пяти управляющих компаний с целью выявления положений, ущемляющих права потребителей. Оказываем помощь в составлении исковых заявлений, сопровождаем рассмотрение дел в судебных инстанциях (например, сейчас готовим судебный иск к нерадивой обслуживающей организации в защиту интересов жильцов одного из домов на улице Космонавтов). Проводим семинары для населения по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ. Они проходят на базе муниципальной библиотеки (ул. Калинина, 21) и офиса ООО «Приморские Коммунальные Системы». Желающие могут приезжать на занятия. Наша организация представлена в Общественном совете по вопросам ЖКХ при главе Владивостока. Я являюсь членом рабочей группы совета по урегулированию споров между управляющими компаниями и ТСЖ и считаю, что проблема двойных квитанций просто вышла из-под контроля. Совместно с ассоциацией управляющих компаний и предприятий ЖКХ г. Владивостока, АНО «Тихоокеанский проект», МУП «РКЦ ЖКХ г. Владивостока» мы направили на имя губернатора Приморского края свои предложения на этот счет. – И как вы намерены бороться с двойными квитанциями и другими правонарушениями в ЖКХ? – Во-первых, хочу напомнить, что при администрации Владивостока продолжает действовать согласительная комиссия в сфере управления многоквартирными домами (в дальнейшем ее функции, скорее всего, будут переданы Общественному совету по вопросам ЖКХ при главе города), которая может вмешаться в такой ситуации. Кроме того, считаю, проблему двойных квитанций и нейтрализации фирм-однодневок могут разрешать третейские суды в коммунальной сфере. Общественным организациям дано право выступать их учредителями. И такие суды должны появиться в Приморье. – Илья Владимирович, давайте вернемся к тому, что Центр защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ – это общественная организация. Какими полномочиями она обладает или, проще говоря, что в ее власти? – Закон РФ «О защите прав потребителей» наделяет общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) немалыми полномочиями. Например, «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти». Мы вправе участвовать в разработке обязательных требований к работам, услугам, а также в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Закон не запрещает нам проводить независимую экспертизу качества, безопасности работ и услуг, допустим, управляющей компании. Очень важной прерогативой Центра защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ, на мой взгляд, является право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей. – Жизнь все больше подтверждает, что без эффективного общественного контроля порядок в ЖКХ не наведешь. Наверное, поэтому сейчас стали активно создаваться общественные организации, работающие в этой сфере? – Да, государство всерьез озабочено необходимостью общественного контроля в ЖКХ. 7 мая – в первый же день своей работы в должности президента России Владимир Путин подписал указ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этим документом он обязал региональную власть до 2015 года обеспечить создание сети общественных организаций, которые бы помогали осуществлять контроль по выполнению предприятиями коммунального комплекса своих обязательств. При губернаторе Приморья сейчас идет формирование Общественного совета по вопросам ЖКХ. А в городе Владивостоке при главе города такой общественный совет, как мы уже говорили, создан и работает. Но очень много зависит от инициативы снизу. Если не отстаивать свои жилищные права, не стремиться быть грамотными в этих вопросах, то разве можно добиться высокого качества жилищно-коммунальных услуг? Требуется также выстраивать систему самоконтроля внутри отрасли, например, через саморегулируемые организации (СРО). Предприниматели, объединившись в СРО, союзы, ассоциации, смогут очистить свои ряды от нерадивых членов. А мы, общественные организации потребителей в сфере ЖКХ, будем взаимодействовать с властью и с этими корпоративными сообществами и совместно наводить порядок в жилищно-коммунальной сфере края. Приморская региональная общественная организация «Центр защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ»: офис № 1 – ул. Черемуховая, 7 – 407 (здание Сбербанка), тел. 277-30-66; офис № 2 – ул. Никифорова, 55а, тел. 225-18-90.

Автор: Надежда БРАЖИНА