Закрыт открытый Portmay

«ЭТО БИЗНЕС, и ничего более», – так суховато и коротко прокомментировали учредители «Portmay» свое решение закрыть галерею

5 июнь 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3145 от 5 июнь 2012
d0c5cabae72d539162eec9b4b737e6a7.JPG

10 июня завершит свою работу выставка «Восторг цвета, радость бытия» – и «Portmay» захлопнет двери навсегда. Вместе с галерей свою работу прекратят арт-студия и багетная мастерская… До своего 8-летия «Portmay», днем открытия которой считается 25 июля 2004 года, недотянул совсем немного. За эти восемь неполных лет в галерее прошли такие яркие выставки, которые долго еще будут памятны владивостокцам: «Красота в изгнании» Александра Васильева, «Краткий курс изобразительного искусства для всех любителей этого самого» Сергея Семенова, «Свободно лежащая» Виктора Федорова, «Искатель женьшеня» Ивана Дункая, «Лица театра» (к юбилею театра имени Горького)… А как славился «Portmay» своими вернисажами! Вы-ставка миниатюрных картин, выставка эротического искусства, выставка картин патриотической тематики, картин на тему «Водка и засто-лье в русской жизни»… Здесь проводили свои выставки генеральное консульства США и Японии, здесь случались интереснейшие встречи с современными российскими писателями и литературные диспуты, проводились мастер-классы флористов. Красивое двухэтажное – очень современно отделанное, можно даже сказать, гламурное – помещение «Portmay» всегда привлекало посетителей и совсем уж пустовало крайне редко. Владивосток, понятно, не какой-нибудь там Сан-Франциско, где в день галерею с интересной выставкой и сто человек посетить могут, но тем не менее в культурном пространстве Владивостока и Приморья «Portmay» был заметным явлением.Реакцию художников и общественности на закрытие галереи – учитывая, что в столице Приморья их всего-то было три – предсказать было несложно. В каком-то смысле ее можно было даже назвать истерической. Кто-то собирался чуть ли не сжечь себя на входе в «Portmay», кто-то – с горя и разочарования – навсегда уехать из Владивостока…В нашем городе не так много мест, где художник может выставить свои работы, совсем мало богемных местечек, где можно было бы и с коллегами по творчеству встретиться, себя показать, других посмотреть… Конечно, потеря «Portmay» ощутимо скажется на общем культур-ном пространстве города, тем более, если учесть, что все за те же восемь лет ни одной новой галереи в городе не появилось. Не все знали, что существовал также закрытый арт-клуб, нечто вроде VIP-заведения, члены которого приглашались на встречи с интересными людьми – актерами, певцами в уютном и изысканном кафе, находившемся в том же здании. В клубе, к примеру, выступали Семен Стругачев, приморские известные театральные актеры и музыканты, знаменитая джаз-певица из Хабаровска Тина Носуль, читал лекции Александр Васильев… Кухня клуба славилась своей изысканностью и качеством… Словом, «Portmay» делал попытку выживать в том числе и за счет привлечения к миру искусства богатых мира сего. Это был разумный ход, другое дело, что уровень развития «богатых и знаменитых» в России вообще и на Дальнем Востоке в частности не предполагает, увы, стремления к искусству. Может быть, через два-три поколения и появятся меценаты и истинные ценители среди владельцев торговых центров, «заводов и пароходов», а также депутатов и прочих «суперменеджеров», но – не сегодня.Конечно, частная галерея – это бизнес. Причем, что тоже многие понимают, изначально бизнес не прибыльный. И владелец галереи сам вправе решать, что ему делать со своим бизнесом. Другая же сторона в том, что все, что касается искусства и культуры, сегодня в об-ществе воспринимается с повышенной болезненностью. Может быть, народ не станет танцевать от радости, если некто, вложив немалую сум-му, откроет галерею или арт-клуб. Но если по прошествии времени владелец сочтет этот бизнес убыточным, в мнении общественности он навсегда останется буржуем недорезанным – на культуру покусился. И неважно, что по сути это – личное дело владельца, учредителя…Закрытие «Portmay» постарались сделать как можно более тихим – и тем самым породили, как это часто бывает, почву для слухов и истерии. Достаточно почитать комментарии в Интернете – в ЖЖ или на лентах информагентств, чтобы понять: было бы лучше, если бы существовала ясная и прозрачная позиция учредителей галереи, донесенная до всех заинтересованных сторон. Позиция «это бизнес», увы, откли-ка в народе не находит.Слухов по поводу того, что именно появится на месте «Portmay», сегодня немало. Не станем озвучивать все, скажем только, что со-вершенно ясно: здание в центре Владивостока, на Алеутской, пустовать не будет. Может быть, там и правда откроют ресторан, может быть – элитный бутик, но что бы там не появилось, восторга у жителей (особенно не чуждых искусству) это не вызовет.Хочется надеяться, что свято место пусто не бывает, и во Владивостоке, который вот-вот станет местом притока туристов, таки поя-вятся галереи, арт-клубы и так далее. Но этот оптимизм очень робкий…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ