Гастроли БДТ – первая ласточка звездного десанта

Владивосток оставил Питер без лучших спектаклей

31 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3143 от 31 май 2012
e952df30d159aa22081337d423e30f2d.jpg

Во Владивостоке театральном разговоры сегодня только об одном: кто попал на спектакли Большого драматического театра имени Товстоногова, кому что больше понравилось, от каких актеров в восторге… Во второй раз приезжает БДТ в столицу Приморья. На этот раз нам привезли пять спектаклей, среди которых – и драма, и комедия, и трагедия. На все вкусы, что называется. Но независимо от того, что выберет зритель – «Время женщин», посвященное 60м годам и поколению «мы из СССР», толстовскую мудрую и печальную «Власть тьмы», горестную и очень женскую трагедию Гарсиа Лорки «Дом Бернарда Альбы», комедию в купеческом стиле «Блажь» или яркую, смешную и поучительную «Школу налогоплательщиков», ясно одно: это будет потрясающее зрелище, великолепный спектакль. Ведь «сделано в БДТ» можно считать своего рода театральным знаком качества… О том, что такое традиции БДТ и что значит быть актером Большого драматического театра имени Товстоногова, рассказывали звезды театра – народный артист России Георгий Штиль, народная артистка России Нина Усатова, заслуженная артистка России Мария Лаврова, а также режиссер БДТ Андрей Максимов, композитор и заведующий музыкальной частью театра Николай Морозов, театровед Ирина Шимбаревич.Русский «Идиот» отправил королевскую семью в СССР – Помню, мы первыми из всех театров СССР поехали на гастроли в Англию и Францию в начале 60х, – сказал Георгий Штиль (этого актера, короля эпизодов советского кино, зритель помнит по таким фильмам, как «Трое в лодке, не считая собаки», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Шла собака по роялю», «Мастер и Маргарита» и десяткам других). – И перед нашим приездом газеты в Лондоне писали, мол, для двух спектаклей собрали труппу со всего СССР (мы привезли «Идиота» и «Я, бабушка, Илико и Илларион»). Когда же после первого спектакля выяснилось, что нет ни одного приглашенного актера, стали писать, что каждый артист – даже из массовки – может украсить любой английский театр. И после наших гастролей в Лондоне впервые в посольство СССР пришла королевская семья. Вот что такое БДТ и что такое русский психологический театр! На нашем знамени было написано: «Высокая комедия, высокая трагедия, романтическая драма». Мы этого и придерживаемся. Все зависит от того, кто… – Я пришла в театр уже после смерти Георгия Александровича, – рассказала Нина Усатова. – Копелян, Луспекаев, Стржельчик, Лебедев, Смоктуновский, Доронина, Юрский, Лавров, Трофимов, Штиль, Толубеев – какие имена!!! И это ведь только малая часть… Наш театр – с огромным историческим и художественным наследием. И такому уровню надо соответствовать. Потому не раз и не два случалось, что приходили новички на роли, играли, а удержаться не получалось. Они понимали, что не этого театра люди… Те же, у кого получилось удержаться, я считаю, счастливые люди. У нас всегда в репертуаре много классики, хорошей литературы. И само имя Товстоногова не позволяет расслабиться. У нас не принято, простите, выходить на сцену в уличной обуви. Мы понимаем, что это – храм. – Что касается традиций БДТ, – считает режиссер Андрей Максимов, – то я, как ученик Товстоногова, могу сказать: на мой взгляд, главная традиция наша – собирать в театре потрясающих актеров. Товстоногов подмечал таланты, приглашал к себе и растил, лелеял… И сочетание в человеке глубокого актерского таланта и порядочности, гражданственности считал необходимым. Еще он всегда говорил: все зависит от того, кто. Эта фраза и сегодня – девиз театра. И сегодня к нам приходят те люди, которые готовы этому театру соответствовать, равняться на лучшее. И мы можем гордиться тем, какая у нас молодежь! Мы не уходим в сторону, мы продолжаем традиции психологического театра. Товстоногов всегда говорил: «Все равно когда­нибудь придет новый Станиславский, и мы вернемся к истокам!»В театре Горького артистам БДТ устроили эксперимент В столицу Приморья БДТ приехал на настоящие гастроли. Полтора месяца добирались к нам несколько контейнеров с декорациями, костюмами. Как шутят артисты, после отправки контейнеров возникла проблема с репертуаром, ведь лучшие спектакли уже невозможно было играть – все ушло во Владивосток. 98 человек приехали, чтобы обеспечить гастроли, и среди них – оркестр БДТ. – В отличие от многих театров, в последнее время избавившихся от оркестров, – говорит Николай Морозов, – БДТ свято чтит традиции Георгия Товстоногова, который считал, что музыка в драме – не иллюстрация, а часть спектакля. На наших спектаклях звучит живая музыка. – И вообще, у нас – не просто оркестр, а собрание талантливых музыкантов, – добавила Нина Усатова. – К примеру, Юрий Смирнов аккомпанировал на гитаре Павлу Луспекаеву в «Белом солнце пустыни» – играл «Госпожу Удачу», с Олегом Борисовым исполнял песню в фильме «Рабочий поселок»… Вообще, у нас в БДТ театр располагается в ложе над сценой. А у вас часть музыкантов посадили в оркестровую яму, а часть – на сцене. И это совсем не помешало, наоборот, даже было интересно так играть. Сначала было непривычно, я все время ловила себя на мысли: что на сцене Юра Смирнов делает. А после спектакля даже подумала, что можно было бы так и в Питере сделать, оркестр живее реагирует на наши импровизации… – Да, интересно было играть с оркестром на сцене, – подтвердила Мария Лаврова, – они так живо реагировали на нашу импровизацию, искренне смеялись. Мне тоже этот опыт очень понравился! Нынешние гастроли БДТ во Владивостоке – часть культурной программы в преддверии саммита АТЭС. Можно не сомневаться, что на саммит в наш город съедутся замечательные актеры и коллективы. Но! Первая ласточка – БДТ и его великолепные спектакли – не забудется. Театр с такими великими традициями остается в сердцах зрителей…КстатиУ БДТ сегодня немало общего с Приморским академическим театром имени Горького. Во­-первых, с 1932 по 1992 год БДТ также носил имя Горького. Кроме того, сегодня основное здание театра на ремонте и спектакли проходят на малой сцене. – Малая сцена, – говорит Ирина Шимбаревич, – это наша гордость, это подарок, который Кириллу Лаврову в 2005 году сделал Владимир Путин. Мы играем в знаменитом императорском Каменноостровском театре. Это здание уникальное, историческое – один из трех деревянных летних театров, памятник деревянного зодчества. Он находится на набережной реки Крестовки, построен в 1827 году. Сюда захаживал, прогуливаясь рядом со своей резиденцией на Елагином острове, Николай I. Здесь для него ставили и дневные, и вечерние спектакли. Основное же здание нашего театра – на Фонтанке, 65 – на реконструкции. Интересные, кстати, она принесла находки. На потолке, над так называемым зеркалом сцены у нас был нарисованный в советские времена герб СССР. С колосьями, лентами, как положено. Когда реставраторы стали его убирать, под ним обнаружились фрески времен постройки здания – путти, ангелочки такие, и розы. Говорят, что основные работы будут завершены к декабрю и к 310летию Санкт-Петербурга, которое отмечается 27 мая, мы въедем в наше здание.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ