А он говорил: L

Моя любовь живет на шестом этаже

23 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3138 от 23 май 2012
8315f8d4db2a3a04c1d0ac0b708666a0.jpg 24 и 25 мая на сцене Приморского академического театра имени Горького будут играть долгожданную премьеру – спектакль «L’amour» по пьесе Альфреда Жери «Шестой этаж».Париж. Монмартр… Небольшие «доходные дома», в которых сдаются внаем квартирки, причем чем выше этаж, тем меньше арендная плата – значит, на шестом этаже живут люди совсем уж небогатые, можно сказать – простые… Юная Соланж (актриса Наталья Овчинникова), дочь счетовода и по совместительству автора дешевых романов­-однодневок Дарселло (народный артист России Владимир Сергияков), влюбляется в нового соседа Жонваля (артист Сергей Миллер). Жонваль представляется ей едва ли не идеалом мужчины. Но кто он на самом деле такой? И любит ли он Соланж? И как поступит «население» шестого этажа, когда правда раскроется? – Это замечательная пьеса, – говорит Ефим Звеняцкий, главный режиссер театра имени Горького, – она пережила время своего создания и осталась актуальной, современной, понятной, важной. Именно поэтому я взялся за постановку. Да, «Шестой этаж» уже шел на сцене театра, в прошлом веке его ставил Ефим Табачников. Затем неплохой спектакль поставили в театре ТОФ. Но, тем не менее, я решил взять эту пьесу. У каждого режиссера должен быть свой взгляд на то, что он делает, свое чувство юмора, с которым он к себе относится, и если это есть и нет скотского серьеза по отношению к себе, любимому, то тогда ты никогда не повторишь ничей спектакль, а поставишь только свой, единственный. – «L’amour» получается таким искрометным, таким французским… – А черт его знает, – смеется Ефим Семенович, – то ли еврейский, то ли французский… Место действия – шестой этаж бедного квартала, отнюдь не Рублевка. Здесь живут другие люди – небогатые, социально, возможно, стоящие на низкой ступени, но у них есть качества, которые не определяются ни деньгами, ни чем­-то материальным: чувство стыда, достоинства, красоты, сочувствия. Это чрезвычайно важно! Мне важно говорить об этом. С этим не шутят. Это вечные ценности. – Судя по костюмам, по сценографии, вы решили не осовременивать пьесу… – Я решил не переносить тупо действие из 50х годов прошлого века в нынешние дни, а поставить спектакль как бы вне времени. Это видно в декорациях и костюмах. У нас декорации и бутафория вся из прошлого века, костюмы – из 50х, 70х годов и современные. Я хотел подчеркнуть, что в подобную историю мог попасть каждый человек вне зависимости от того, где он живет: в Париже, Москве или Владивостоке… Современность спектакля – в мыслях, в идее, которая мне кажется главной, в том, что я вкладываю в текст, написанный 50 лет назад. Вот это делает его созвучным сегодняшнему дню, а не нарочитое переодевание актеров или что-­то еще… Мне интересна психология факта, а не сам факт. И хочу подчеркнуть, что атмосфера спектакля благодаря сценографии Владимира Колтунова и костюмам Андрея Климова создается уникальная, волшебная, можно сказать! Интересно, что на несколько минут – но все же! – зрители смогут увидеть на сцене и самого Ефима Семеновича. Правда, в несколько необычном виде и амплуа… На киноэкране! – Мысль о том, чтобы внести в спектакль нотку современных технологий, – улыбается режиссер, – появилась у меня давно. Дарселло, штампующий романы-однодневки, в пьесе зачитывает краткое содержание одного из них. И я подумал: а что если снять это в виде фарса, в виде пародии на немое кино, чтобы более глубоко передать юмор и актуальность спектакля, чтобы дать возможность героям спектакля посмеяться над собой? Тем более что в спектакле заняты прекрасные актеры: Евгений Горенко и Евгений Вейгель, Марина Волкова, Яна Мялк, Виктория Денисенко, Александр и Валентин Запорожцы, Александр Белоконь. Я дал им возможность подурачиться, порезвиться на экране. Посмотрим, как это оценит зритель. – Как возникла идея сделать из «Шестого этажа» «L’amour»? – О, это серьезно… Мне было важно названием проявить суть, содержание этой истории. Это очень важно, не шуточки. Как звучит по-русски «моя любовь»? Нежно, ответственно и серьезно. Но скажи: «Лямур» – и ситуация меняется, звучит что-­то легкомысленное и не совсем, возможно, настоящее… А в пьесе так оно и есть, в ней – обманутое чувство, разбитые надежды девочки, которая слышала: «Любовь!» – а он говорил: «Лямур…». Понимаете? Спектаклем «L’amour» театр – в конце июня, после больших гастролей по краю – завершит театральный сезон. – О, краевые гастроли, – говорит Ефим Семенович, – это важно! У нас в списке и Спасск, и Арсеньев, и Кавалерово, и Лучегорск, и многие другие города и поселки. В это время на нашей сцене будут играть актеры БДТ и Хабаровского театра музкомедии. Гастроли по краю нам сейчас очень важны. Мы ушли в автономное плавание, чтобы не лечь на дно, нам надо работать, работать… И то, что в крае после всех этих чесов и попсы стали наконец нуждаться в хорошей драматургии, в приморских артистах, очень радостно. С другой стороны, без помощи спонсоров эти гастроли нам тоже не потянуть – сегодня аренда зала, гостиница в любом поселке и маленьком городке такова, что… Но… Работать, работать, работать! Мы откроем сезон тоже рано – в 20х числах сентября, потому что надо зарабатывать… Будет ли спектаклем открытия «L’amour»? Не знаю, и это не кокетство, я пока не знаю, каким получится этот спектакль, примет ли его публика. Хочется верить, что все будет хорошо.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ