Война машин

Автомобили на фронтах Второй мировой

16 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3134 от 16 май 2012
9315d130f59dd2ee89feece819cbc988.jpeg

До начала Второй мировой войны в боевых действиях никогда не использовалось такое количество разного рода механизмов – самолетов, танков, броневиков, амфибий. Свою роль, причем немалую, в этой войне сыграли и автомобили. Вспомним машины, благодаря которым советским солдатам удалось добыть победу, а также немецкие автомобили, которые им противостояли. Индустриализация в конце 1930х годов в Советском Союзе шла полным ходом: СССР производил больше военной техники, чем любая другая страна мира. К 22 июня 1941 года Советский Союз имел огромное количество военных автомобилей – 272 тысячи 600 штук. Плюс к этому в первые же недели войны из народного хозяйства было мобилизовано еще 160 тысяч 300 машин. Автопарк немецких войск, в свою очередь, насчитывал не более 150 тысяч машин. Казавшееся огромным преимущество было быстро растеряно – в первые же дни войны Советский Союз потерял десятки тысяч машин. Тем не менее советским войскам удалось оправиться от этого удара и ответить врагу наступлением.Колеса для «Катюши» 17 июня 1941 года на военном полигоне под Москвой правительственной делегации было продемонстрировано новейшее оружие – реактивные установки залпового огня «БМ-13», которые позже получили название «Катюша». Спустя три дня, 21 июня, вышел приказ о серийном производстве этих установок. До начала войны в этот момент оставались считаные часы. Благодаря этому оружию Советскому Союзу удалось выиграть немало сражений. «Катюша» устанавливалась на шасси самых разных машин – танков, тракторов, автомобилей. Однако гусеничный транспорт имел некоторые весомые недостатки – низкую скорость и высокий расход топлива. Да и асфальт при транспортировке основательно разрушался, поэтому для перевозки были необходимы специальные тягачи. Именно поэтому большинство «Катюш» устанавливали на грузовые авто. Первым автомобилем-носителем такой ракетной установки стал советский «ЗИС6», созданный на базе «ЗИС5» (формула 4х2). Этот четырехтонный грузовик с колесной формулой 6х4 имел отличную проходимость и вместе с реактивной установкой получил боевое крещение 14 июля 1941 года в захваченном немцами городе Рудня. На одной из центральных площадей этого города скопилось большое количество немецкой военной техники. С крутого берега реки Малой Березины автомобиль «ЗИС6» с ракетной установкой «БМ13» нанес сокрушительный удар по врагу. Когда утихли залпы установки, один из солдат запел популярную в то время песню «Катюша». Отсюда, по распространенной легенде, и произошло народное название «БМ13». «Катюша» устанавливалась не только на «ЗИСах». Многие автомобили, которые поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу (в основном английские и американские) также использовались как шасси для «Катюш». Причем самым массовым обладателем этого оружия стал именно американский Studebaker US6 – первый в мире грузовик с тремя ведущими мостами. На просторах СССР есть множество памятников «Катюше», однако далеко не все из них соответствуют историческим фактам. Например, существует памятник «Катюше» на базе «ЗИС5», на который никогда не ставили эту установку, или даже на базе «ЗИС150» – машине, которую начали выпускать уже после войны.По бездорожью В 1940 году армии США потребовался легкий разведывательный автомобиль, который без особых усилий преодолевал бы бездорожье. Выиграв в тендерном конкурсе, фирма Willys-Overland Motors представила машину, отвечавшую всем этим требованиям, – Willys MА. После вступления США во Вторую мировую войну началось полномасштабное производство этого автомобиля, а в 1942м компания «Форд» начала выпуск «Виллисов», но уже другой модели, – Willys MВ. С конвейеров «Форда» эти машины выходили под именем Ford GPW. Кстати, из-за созвучия двух первых букв индекса «Джи» и «Пи» произошло название «джип», которое впоследствии стало нарицательным. С 1942 года по программе ленд-лиза в СССР начали поступать «Виллисы» разной модификации. Автомобиль отлично зарекомендовал себя в условиях военных действий. В зависимости от рода войск и военной обстановки машина служила и как разведывательно-командирская, и как тягач пушек. На многие «Виллисы» устанавливали пулеметы и другое стрелковое оружие. Были машины и для медицинской помощи – в них устанавливались носилки. Существовала даже очень необычная модификация автомобиля с железнодорожными колесами – для передвижения по рельсам.«Захар» и его команда Поистине культовым грузовиком на войне был «ЗИС5». В народе он получил названия «Захар», «Захар Иванович», «трехтонка». По своей надежности ему не было равных. Двигатель объемом 5,5 литра легко запускался в любую погоду и был неприхотлив к качеству бензина. При собственном весе в 3 тонны на борт он мог брать еще столько же. Также надо отдать должное проходимости «Захара» – при колесной формуле 4х2 грузовик преодолевал различные препятствия и вел себя на военном бездорожье практически как полноприводный автомобиль. Отдельное внимание заслуживает гибкая рама «ЗИС5» – при наезде на препятствие она изгибалась, помогая автомобилю проехать неровность более мягко. Максимальная скорость этого грузовика составляла 60 километров в час. К 1941 году грузовики «ЗИС5» составляли почти половину военного автопарка Советского Союза. В первые месяцы войны большое количество автомобилей было уничтожено. Частичная мобилизация машин народного хозяйства временно решила проблему, но фронту и тылу срочно нужны были грузовые автомобили в больших количествах. Для экономии материала грузовики «ЗИС5» начали делать максимально упрощенной модификации. Вместо железной кабины ставили фанерную, отсутствовали передние тормоза, также на грузовик устанавливали всего одну фару (водительскую), а на протяжении некоторого времени эти машины выпускали вообще без фар! На каждом грузовике завод экономил 124 килограмма металла. Но самым распространенным грузовиком в годы Великой Отечественной войны был «ГАЗ – АА», в народе именуемый полуторкой. По сути, это была модернизированная версия американского грузовика «Форд – АА». Производство этого автомобиля началось задолго до войны – в 1932 году. До 1933 года машины собирали из американских машинокомплектов, однако их качество не совсем подходило для эксплуатации в наших дорожных условиях. Специалисты Горьковского автозавода внесли ряд конструктивных изменений в «ГАЗ-АА», и с 1933 года автомобиль стали собирать полностью из советских комплектующих. За долгие годы войны полуторка сумела завоевать солдатские сердца. Безотказный двигатель запускался с пол-оборота, правда, зачастую ручным стартером, так как рабочий аккумулятор на войне – большая редкость. Неприхотлив мотор был и к бензину. Горючее заливали любого качества – машина работала даже на керосине и спирте.Немецкие машины Некоторые немецкие автомобили с технической точки зрения были на голову выше отечественных и показывали отличные результаты как на дорогах Европы, так и в песках Африки. Но, столкнувшись с условиями советского фронта, они зачастую оказывались слабее и беззащитнее отечественных машин. Немецкие автомобили часто требовали качественного технического обслуживания, что в полевых условиях обеспечить было крайне сложно. Впрочем, после нескольких неудачных попыток немцам все же удалось наладить выпуск более выносливых автомобилей. Самым массовым немецким грузовиком был «Опель-Блиц». Фашистская «трехтонка» выпускалась на заводе в Бранденбурге. На армейских машинах стояли 3,6литровые двигатели мощностью 75 лошадиных сил. На ровной дороге грузовик развивал скорость до 90 километров в час. Opel Blitz выпускался в двух вариантах – заднеприводном 4х2 и полноприводном 4х4. Автомобиль служил базой для автобусов, санитарных автомобилей, передвижных радиостанций. Для войск SS были произведены полугусеничные версии этого грузовика, получившие название Maultier (в переводе с немецкого – «мул»). С целью экономии материалов были выпущены машины с деревянной кабиной, а в Африку Opel Blitz отправлялись вообще без нее. Автором легкого внедорожника стал Фердинанд Порше, создавший его на базе знаменитого «Жука». После нескольких вариантов прототипов в серийное производство этот «Фольксваген» пошел в 1940 году. Внедорожник весом всего 750 килограммов имел двигатель объемом 985 кубических сантиметров, выдававший 23,5 лошадиной силы. С марта 1943 года на него начали устанавливать более мощный 25сильный двигатель объемом 1,1 литра. Заднеприводный внедорожник с колесной формулой 4 х 2 благодаря своему легкому весу и независимой торсионной подвеске отлично чувствовал себя на бездорожье. Но все же самым популярным немецким внедорожником стал «Хорьх 901». Автомобиль обладал неплохой проходимостью по бездорожью, а также имел высокую максимальную скорость для того времени – 90 километров в час. Два топливных бака общим объемом в 110 литров давали этой машине запас хода до 400 километров.

Автор: Отдел новостей «В»