Упорная «Мелодия»

«Мы нужны городу: к нам приходит много молодежи!»

16 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3134 от 16 май 2012

Эстрадно-симфоническую оркестру «Мелодия» – уникальному, можно сказать, музыкальному проекту и явлению в культурной жизни края – исполнилось пять лет. Маленький, но такой важный юбилей! Свой праздник «Мелодия» отметила большим концертом, на котором прозвучали произведения, ставшие, можно сказать, фирменным знаком оркестра: из советских кинофильмов, голливудских лент, из репертуара оркестра Поля Мориа. Публика – а на концерты «Мелодии» (что выгодно отличает ее от других коллективов) всегда приходит много молодежи – была в восторге. Чуть больше пяти лет назад юный студент академии искусств Дмитрий Бутенко, большой поклонник музыки кинематографа и советской эстрады, подумал, что можно попытаться организовать оркестр, который бы как раз и специализировался на исполнении такой музыки. Своим энтузиазмом он увлек многих – не только студентов Владивостокского музучилища и академии искусств, которые и составили костяк коллектива, но и профессиональных музыкантов, к примеру, Тихоокеанского симфонического оркестра, которые охотно играли вместе с «Мелодией». – Конечно, было трудно, – рассказывал Дмитрий Бутенко. – Мы начинали с нуля, не только я, но и музыканты некоторые в коллективе не знали симфонических инструментов. Но постепенно пришло понимание, мы много работали и исправляли собственные ошибки. А кроме того, нас поддержали! И какие люди! Репертуар для «Мелодии» предоставляли лично такие известные композиторы, как Александра Пахмутова, Евгений Крылатов, Эдуард Артемьев… Каким образом? Я нашел контакты, рассказал им, что вот есть такой оркестр, хотим играть ваши произведения. Евгений Павлович чуть ли не все свои сочинения – я имею в виду партитуры – выслал. А когда я позвонил Александре Пахмутовой, в первый раз трубку взял Николай Добронравов, ее муж. Я объяснил, он попросил перезвонить. Перезвонил, рассказал, что вот есть молодой оркестр, очень хотим сыграть «Нежность» и песню к фильму «Девчата». Она без проблем предоставила партитуры – не взяла, заметьте, ни копейки! Это были рукописные партитуры, я их перепечатал, выверил, издал и выслал ей в подарок такой минисборник. Понимаете, это поколение тех людей, которые знают, что такое поддержка молодых, бескорыстность, нет никакой звездной болезни, как у современных исполнителей. Интересно и немного обидно, что «Мелодию» поддерживали такие величины, как Александра Пахмутова и Евгений Крылатов, а вот в родных пенатах на оркестр смотрели косо, коллективу пришлось в буквальном смысле продираться сквозь недоброжелательную среду. И все же «Мелодия» выстояла! – Сейчас, на мой взгляд, у «Мелодии» оптимальный состав, – говорит Дмитрий Бутенко. – Мастерство музыкантов выросло, с нами работают многие профессиональные музыканты, кстати, большинство из них старше, чем я, и имеют больше опыта, работа с такими людьми взаимно обогащает… В нашем коллективе есть костяк тех, кто начинал вместе со мной: первая труба Алексей Барабаш, пианист Дмитрий Винер, скрипачки Светлана Трофимова и Анна Петрова, виолончелистка Людмила Гомозова, флейтистка Наталья Зорькина. Конечно, нет предела совершенству, и я не могу сказать, что «Мелодия» сегодня достигла идеала, но в том, что мы выросли за пять лет, сомнений нет. – Сложности вас закалили? – О да. Мелких трудностей было немало, и все они закаляли характер. Все их нужно было суметь преодолеть, грамотно решать – без конфликтов – ситуации. Правильно говорят, что, закрывая одни двери, судьба открывает другие, нужно только в них войти. Сложности в академии, проблемы во взаимоотношениях с музыкантами, которые часто опытнее и старше меня, выстраивание иерархии в оркестре – все это важные уроки. Сегодня я умею бесконфликтно проводить репетиции, решать быстро многие проблемы, главное же – я научился общаться с людьми. Это было сложнее всего и важнее всего. – Каков средний возраст вашего коллектива? – 2025 лет. Коллектив держится не только на взаимном уважении, но и на том, что нам нравится то, что мы делаем, нравится музыка, которую мы играем. Эта музыка нужна людям, на наших концертах публика отдыхает, часто мне говорят после концерта: то, что вы играли, навеяло такие приятные воспоминания. Да я и сам эмоционально переживаю какие-­то моменты, когда звучит, к примеру, музыка советского кино. – И репертуар ваш не изменился… – Нет. Почему? Потому что я люблю эти мелодии, это вам не сегодняшние однодневки, они в памяти людской уже не первое поколение и всегда проходят на ура. Люблю старые фильмы – особенно Гайдая. Вы знаете, что он был по рождению дальневосточником? Так вот эта музыка к его фильмам будет жить всегда! И ноты мне сами, можно сказать, идут в руки. Вот сейчас у меня лежат дома 150 партитур – музыка из мультфильмов Диснея, библиотека оркестра студии «Уорнер Бразерс», есть музыка некоторых фильмов, вышедших в этом году, и мы можем удивлять публику, делать ей сюрпризы, исполняя музыку, можно сказать, новейшую. Кроме того, мы подружились и с оркестром кинематографии, он тоже делится с нами партитурами. – И в ваших планах… – В следующем сезоне хочу сделать концерт полностью из репертуара оркестра Поля Мориа. Ведь на ней выросло несколько поколений. Есть желание – лично мое – поступить в аспирантуру, есть даже предложения. Знаю точно, что учиться буду заочно, оставить коллектив нет возможности. А главная моя мечта – чтобы «Мелодия» стала профессиональным оркестром, а лучше всего – городским. Мы нужны городу: к нам приходит много молодежи! Мы и к саммиту АТЭС готовимся.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ