«Звезде» добавят мощностей

В Приморье будут строить суда дедвейтом до 100 тысяч тонн

15 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3133 от 15 май 2012
eefdd6f6b884fde7b3bf7a574bf04df4.jpg

В этом году в Большом Камне планируется ввод в эксплуатацию первой очереди судостроительного комплекса «Звезда», который создается на базе одноименного градообразующего предприятия. Новое производство позволит обрабатывать до 45 тысяч тонн металла в год и станет крупнейшим в регионе.С рабочим визитом в ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» побывал врио первого вице-губернатора Приморского края Сергей Сидоров, которому показали, как продвигаются строительные работы. В настоящий момент завод занимается преимущественно ремонтом атомных подводных лодок и выполняет работы по их утилизации. Предприятие, создававшееся, как и подобные ему в Приморье, исключительно для нужд военной отрасли, по-прежнему имеет основную прибыль именно за счет такого рода контрактов. Например, в этом году «Звезда» планирует выполнить работ на 11 млрд 140 млн рублей. Из них более 10 млрд поступят в рамках гособоронзаказа. Сейчас производится реструктуризация производственных мощностей предприятий. Упор планируется сделать на развитие универсального, достаточно широкого по производственному ряду судостроения.Производство на местах Соответствующий комплекс «Звезды» предполагает четыре очереди строительства. По их завершении мощности производства позволят строить крупнотоннажные судна грузоподъемностью до 100 тысяч тонн. Для сравнения: сейчас в здешнем эллинге собирается судно, которое будет перевозить до 3,5 тонны нефтепродуктов. Комплекс возводится за счет средств Объединенной судостроительной корпорации с привлечением средств регионального субхолдинга «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». Он является основным держателем акций всех дочерних предприятий компании, включая завод «Звезда». Стоимость реализации первой очереди строительства – 11 млрд 665 млн рублей. На сегодняшний день средства освоены наполовину. Первый этап предполагает строительство блока корпусообрабатывающих производств и окрасочных камер. Иначе говоря, здесь будет сосредоточено производство крупных блоков и секций корпусов судов различного назначения (прежде всего гражданского) и элементов этих судов для последующей сборки и достройки. Сюда станет приходить листовой и различный профильный металл, из которого будут формироваться блоки с полным насыщением: проложенными трубопроводами, кабельными каналами, установленными различными топливными и балластными баками. Затем блоки, как конструктор, будут соединяться на тяжелом стапеле. Введение в строй первой очереди планируется завершить до конца этого года. По оценкам главного инженера дирекции по строительству ДЦСС Сергея Неделько, в декабре будет оформлено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, после чего начнется непосредственная работа судостроителей. На сегодняшний день готов металлокаркас зданий, в завершении находятся кровельные работы. Закуплено основное технологическое оборудование, предполагается, что к июлю в цехах начнется его монтаж. Контракты на поставки заключены как с российскими, так и зарубежными поставщиками. Оборудование для обработки металла придет с немецких заводов, крановое – из Финляндии, окрасочное – из Италии. Пока небольшие судна собираются в существующем эллинге «Звезды». Благодаря новым производственным мощностям формировать корпусную часть танкеров можно будет с 2014 года. Портфель заказов уже формируется, на сегодняшний день он представлен такими компаниями, как Роснефть, Транснефть, рыболовецкими предприятиями. Одновременно со строительством первой очереди в компании приступили к формированию площадок и территорий для второй очереди. – Окончание работ второй очереди запланировано на середину 2014 года, – рассказывает Сергей Неделько. – График очень напряженный. За короткий срок нужно будет возвести цеха сборки крупных блоков, подготовки металлов, трубопроводной цех и выйти на сборочный тяжелый стапель. Сейчас ведется проектирование, планируется, что в этом году мы подготовим экспертизу работ второй очереди. Тогда рабочая документация позволит нам на будущий год, начиная с весны, приступить к строительству.Кадры решают Сергей Сидоров поинтересовался размером средней заработной платы на предприятии, где трудятся более 3,5 тыс. человек. Как пояснили в компании, на сегодняшний день фактическая заработная плата составляет 27 тысяч, зарплата основных производственных рабочих – 39600. В первой половине текущего года планируется повышение зарплаты на 10-30 процентов для разных категорий сотрудников. При этом предполагается, что заработок квалифицированных рабочих вырастет до 45 тысяч. К слову, кадры – большая проблема, характерная для всей судостроительной отрасли. В большекаменском институте экономики и технологий учатся около 540 человек. 400 ребят получают среднее образование, остальные – высшее. По подходящим для судостроительной отрасли специальностям учатся всего две группы. Также существует местный судостроительный колледж, где готовят сварщиков и корпусников. – Ребята идут на предприятие, но не в таком количестве, как бы хотелось. Всех механиков и корпусников с высшим образованием мы забираем. Что касается тех, кто получает среднее образование, то здесь есть такая проблема, как армия. Хотя молодежи продлили обучение на два месяца, чтобы они не попадали под призыв. Так ребята получают диплом, приходят к нам на практику, работают три месяца, получают некоторый опыт и уходят в армию работниками завода «Звезда». Мы стараемся не терять связь, даже ведем с ними переписку, чтобы после армии они вернулись к нам, – рассказывают представители предприятия. По их словам, сейчас стоит задача хорошо оборудовать учебные аудитории и создать конкурсные условия для набора персонала.

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН, «Владивосток»