Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Тайны ХХ века

208-й во Владивосток не вернулся...

Дайверы нашли корабль, погибший в Русско-японскую войну
208-й во Владивосток не вернулся...
История окружает нас всюду. Даже Владивосток, буквально юнец по сравнению с иными российскими городами, может гордиться не только своей крепостью, но и участием – пусть не прямым – в Русско-японской войне. Более того, буквально рядом с Владивостоком найдены реликвии этого периода, которые могут стать ценными и даже уникальными экспонатами любого военно-морского музея. Трагедия 208-го В пять часов утра 4 июля 1904 года отряд российских миноносцев вышел из бухты Аякс острова Русского в залив Петра Великого на патрулирование. Когда корабли прошли траверз острова Скрыплева и повернули к Аскольду, раздался взрыв под кормой у миноносца № 208. Корабль тут же потерял ход и начал медленно уходить в воду кормой. Командир миноносца лейтенант А.Кавелин выяснил обстановку: взрывом ранено пять матросов, оторван кормовой торпедный аппарат, затоплено румпельное отделение, вода поступает в кают-компанию. Стало понятно, что небольшой корабль спасти не удастся. В машинном отделении кочегарный квартирмейстер Д.Стиплин принялся спешно выгребать жар из топок, чтобы предупредить взрыв котлов. Когда кормовая переборка уже прогибалась под напором забортной воды, он успел стравить пар. В это время матросы разобрали спасательные пояса, помогли надеть их раненым и без паники садились в шлюпку. К гибнущему кораблю полным ходом спешили на помощь другие миноносцы отряда. Вскоре на борту 208го остались только командир и сигнальщик. Убедившись, что в помещениях никого не осталось, лейтенант Кавелин приказал сигнальщику: «Передай на миноносцы: «Не подходить. Мины!» и прыгай за борт!». Отдав свой спасательный пояс сигнальщику, который не умел плавать, он покинул тонущий корабль, поплыв к поджидавшей его шлюпке. Через восемь минут после взрыва 208й встал почти вертикально, задержался в таком положении, как бы прощаясь с командой, а затем с шумом ушел в морские волны, затонув на глубине около 30 метров. Позже выяснилось, что минное поле, на котором подорвался 208й, было выставлено еще в ночь на 29 апреля 1904 года отрядом японских кораблей, состоящим из шести миноносцев и крейсера «Чихайа». Вскоре затонувший корабль обследовали флотские водолазы и пришли к выводу, что поднять его невозможно. Так что все работы свелись к снятию и извлечению на поверхность только палубных пушек Гочкиса. Затем проявил инициативу гражданский механик флота А.Сташкевич, который разработал план подъема миноносца с целью пустить его на металлолом. Но командование Сибирской военной флотилии ему отказало, рассчитывая все же поднять миноносец и после ремонта ввести его в строй. В 1930х годах специалисты ЭПРОНа попытались отыскать погибший 208й, но этот проект окончился неудачей… Маленький, но грозный такой Миноносец типа «Пернов» построен согласно пятилетней программе судостроения, разработанной в 1890 году. Для ее выполнения было решено заказать во Франции образцовый миноносец с целью копировать его на российских заводах. В январе 1891 года в Париже был подписан контракт на постройку корабля. 8 сентября 1892 года в Шербуре он был предъявлен к испытаниям. 1 ноября прибыл в Санкт-Петербург. Во время зимовки в Кронштадте на будущем 208м установили вооружение. Затем миноносец по частям был доставлен во Владивосток на пароходе «Херсон». В течение двух лет мастерские местного порта вели сборку корабля, и в 1899 году он вступил в строй, войдя в состав оборонительного отряда Порт-Артура. Осенью 1903 года отряд миноносцев, в который входил и 208й, был перебазирован во Владивосток. Миноносец типа «Пернов» имел две мачты и две трубы, стальной корпус. Экипаж – 24 человека (3 офицера). Водоизмещение – 120 тонн, длина – 42 метра, ширина – 4,5 метра, осадка – 2 метра, максимальная скорость хода – 25 узлов. Вооружение состояло из трех минных аппаратов и двух пятиствольных 37мм пушек Гочкиса на баке и на корме, их скорострельность доходила до 32 выстрелов в минуту, дальность стрельбы – до 2,8 км. Видимо, на 208м стояли пушки калибра 47 мм, о чем говорят гильзы, найденные участниками поисковых работ. Несмотря на весьма скромные размеры, этот новый тип боевого корабля был способен оперативно найти цель, выпустить торпеды (называемые тогда самодвижущимися минами) и быстро уйти под прикрытие своей эскадры. «Восток» уходит под воду О дальнейших усилиях найти и обследовать место упокоения миноносца № 208 расскажем словами Сергея Бевза, бывшего председателя клуба подводного поиска «Восток». В своей книге (вышедшей, к сожалению, посмертно) «Зов затонувших кораблей. Дневник поисковых экспедиций» он достаточно подробно описал весь этот непростой процесс. В архивах удалось найти рапорт начальника отряда миноносцев о гибели 208го, в котором указывались курсы кораблей и дистанции. Нанеся на карту эти данные, сотрудники «Востока» вычислили предполагаемую точку гибели миноносца. Оставалось дождаться лета, чтобы проверить расчеты на практике. Но первой попытке помешала неустойчивая погода… В апреле 1995 года обнаружение 208го было продолжено уже с участием Тихоокеанского флота, проводившего учения по поиску затонувшего объекта в заливе Петра Великого. Командующий флотом скорректировал план и определил для учений район острова Скрыплева. В течение дня бороздили море близ острова тральщик «Заряд» и гидрографическое судно «ГИСУ397», которым оказывал помощь вертолет «Ка27». В результате поисковых работ было зафиксировано около 20 объектов. На следующий день в район вышли флотский водолазный бот «ВМ91» и востоковский «Ретвизан» (капитан Генрих Костин). И вновь подвела погода: пока катера совершали переход в район, резко усилились ветер и волнение и сорвали спуски водолазов под воду. Подводя итог на то время, Сергей Бевз писал: «Есть такое выражение – найти иголку в стоге сена. Исходные данные четкие и ясные. Стог перед тобой, иголка в стоге. Дело за малым: покопаться и найти. Но только покопаться тщательно. Аналогичная ситуация сложилась и для подводников «Востока». Стало ясно, что подводный поиск – это не только радость находок и открытий, но и кропотливая, изнурительная работа, требующая терпения, настойчивости и немалого времени. И не всегда она дает положительные результаты. Миноносец № 208 остался неспетой песней для аквалангистов «Востока». Но мы надеемся все же допеть ее до конца…» Однако в начале XXI века клуб «Восток» тихо умер – на его базе организовалась одноименная флотилия, а подводный поиск остался лишь в воспоминаниях… Кто ищет, тот всегда найдет! Конечно, энтузиасты-дайверы продолжали попытки отыскать место гибели миноносца. Информация о том, что он наконец-то найден, появилась только в 2011 году. 28 июля, накануне Дня ВМФ, его обнаружила группа участников некоммерческого проекта «Сфера дайвинга» и членов Общества изучения Амурского края (ОИАК) при технической поддержке клуба «Восток» и компании «Корпус». Роман Фадеев, Игорь Конков, Роман Козлов и Михаил Игнатов не только нашли точное место затопления миноносца, но и достали со дна ряд артефактов. Это керосиновый сигнальный фонарь и иллюминатор с визирной рубки миноносца, а также планка машинного телеграфа (сделанная из цветного металла, она осталась почти неизменной наперекор времени). Останки миноносца № 208 представляют собой остов самого парохода. В некоторых местах можно наблюдать набор шпангоута, который в более или менее целом состоянии поднимается на высоту до 35 см от грунта, но основа того, что находится на дне, – это неподверженные коррозии части миноносца. Хорошо сохранились паровые котлы и машины, на песчаном дне лежит один из якорей. На корме корабля находятся ящики с 47мм снарядами – один из них уже поднят и передан в музей Ворошиловской батареи на острове Русском. Между кормовым котлом и машинами зацеплена рыбацкая сеть. Надо сказать, что остатки миноносца превратились в своеобразный искусственный риф: на котлах, машинах и корпусе кипит морская жизнь во всех ее проявлениях. Летом 2012 года «Сфера дайвинга» при участии группы членов ОИАК собирается продолжить поисковые работы на 208м. Может возникнуть вопрос: есть ли в этом смысл через 108 лет? Да, есть. Так, по архивным данным, во внутренних помещениях корабля остались схема русского минного заграждения и опознавательные сигналы, а также четырехфлажная сигнальная книга. Существует вероятность найти один из штурвалов. Экспонаты, поднятые с 208го миноносца, могут пополнить коллекцию музея ТОФ и других российских музеев, занимающихся историей флота. А самое главное: будущий проект позволяет возобновить традиции подводного поиска на Дальнем Востоке России. Того, который работает на историю, а не на продажу найденных артефактов…

Автор : Иван ЕГОРЧЕВ

В этом номере:
Юбилейный мордобой
Юбилейный мордобой

Во Владивостоке прошел 10-й международный турнир по современному панкратиону

Ни слова о саммите
Ни слова о саммите

В редакции газеты «Владивосток» состоялась традиционная прямая линия с главой города

ТАСС не все уполномочен заявить...
ТАСС не все уполномочен заявить...

Контрразведка ловит шпионов уже 90 лет

Пожарные несли «Пургу»
Пожарные несли «Пургу»

Новому поезду ДВжд хочется пожелать всегда стоять на месте

Остаточная медицина
Остаточная медицина

Жители Черниговского района вышли на митинг, недовольные медицинским обслуживанием

Последние номера
газета
газета
газета
газета