208-й во Владивосток не вернулся...

Дайверы нашли корабль, погибший в Русско-японскую войну

2 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3128 от 2 май 2012
ced5c84ef4871443f0ed90a876e9d69a.jpg

История окружает нас всюду. Даже Владивосток, буквально юнец по сравнению с иными российскими городами, может гордиться не только своей крепостью, но и участием – пусть не прямым – в Русско-японской войне. Более того, буквально рядом с Владивостоком найдены реликвии этого периода, которые могут стать ценными и даже уникальными экспонатами любого военно-морского музея.Трагедия 208-го В пять часов утра 4 июля 1904 года отряд российских миноносцев вышел из бухты Аякс острова Русского в залив Петра Великого на патрулирование. Когда корабли прошли траверз острова Скрыплева и повернули к Аскольду, раздался взрыв под кормой у миноносца № 208. Корабль тут же потерял ход и начал медленно уходить в воду кормой. Командир миноносца лейтенант А.Кавелин выяснил обстановку: взрывом ранено пять матросов, оторван кормовой торпедный аппарат, затоплено румпельное отделение, вода поступает в кают-компанию. Стало понятно, что небольшой корабль спасти не удастся. В машинном отделении кочегарный квартирмейстер Д.Стиплин принялся спешно выгребать жар из топок, чтобы предупредить взрыв котлов. Когда кормовая переборка уже прогибалась под напором забортной воды, он успел стравить пар. В это время матросы разобрали спасательные пояса, помогли надеть их раненым и без паники садились в шлюпку. К гибнущему кораблю полным ходом спешили на помощь другие миноносцы отряда. Вскоре на борту 208го остались только командир и сигнальщик. Убедившись, что в помещениях никого не осталось, лейтенант Кавелин приказал сигнальщику: «Передай на миноносцы: «Не подходить. Мины!» и прыгай за борт!». Отдав свой спасательный пояс сигнальщику, который не умел плавать, он покинул тонущий корабль, поплыв к поджидавшей его шлюпке. Через восемь минут после взрыва 208й встал почти вертикально, задержался в таком положении, как бы прощаясь с командой, а затем с шумом ушел в морские волны, затонув на глубине около 30 метров. Позже выяснилось, что минное поле, на котором подорвался 208й, было выставлено еще в ночь на 29 апреля 1904 года отрядом японских кораблей, состоящим из шести миноносцев и крейсера «Чихайа». Вскоре затонувший корабль обследовали флотские водолазы и пришли к выводу, что поднять его невозможно. Так что все работы свелись к снятию и извлечению на поверхность только палубных пушек Гочкиса. Затем проявил инициативу гражданский механик флота А.Сташкевич, который разработал план подъема миноносца с целью пустить его на металлолом. Но командование Сибирской военной флотилии ему отказало, рассчитывая все же поднять миноносец и после ремонта ввести его в строй. В 1930х годах специалисты ЭПРОНа попытались отыскать погибший 208й, но этот проект окончился неудачей…Маленький, но грозный такой Миноносец типа «Пернов» построен согласно пятилетней программе судостроения, разработанной в 1890 году. Для ее выполнения было решено заказать во Франции образцовый миноносец с целью копировать его на российских заводах. В январе 1891 года в Париже был подписан контракт на постройку корабля. 8 сентября 1892 года в Шербуре он был предъявлен к испытаниям. 1 ноября прибыл в Санкт-Петербург. Во время зимовки в Кронштадте на будущем 208м установили вооружение. Затем миноносец по частям был доставлен во Владивосток на пароходе «Херсон». В течение двух лет мастерские местного порта вели сборку корабля, и в 1899 году он вступил в строй, войдя в состав оборонительного отряда Порт-Артура. Осенью 1903 года отряд миноносцев, в который входил и 208й, был перебазирован во Владивосток. Миноносец типа «Пернов» имел две мачты и две трубы, стальной корпус. Экипаж – 24 человека (3 офицера). Водоизмещение – 120 тонн, длина – 42 метра, ширина – 4,5 метра, осадка – 2 метра, максимальная скорость хода – 25 узлов. Вооружение состояло из трех минных аппаратов и двух пятиствольных 37мм пушек Гочкиса на баке и на корме, их скорострельность доходила до 32 выстрелов в минуту, дальность стрельбы – до 2,8 км. Видимо, на 208м стояли пушки калибра 47 мм, о чем говорят гильзы, найденные участниками поисковых работ. Несмотря на весьма скромные размеры, этот новый тип боевого корабля был способен оперативно найти цель, выпустить торпеды (называемые тогда самодвижущимися минами) и быстро уйти под прикрытие своей эскадры.«Восток» уходит под воду О дальнейших усилиях найти и обследовать место упокоения миноносца № 208 расскажем словами Сергея Бевза, бывшего председателя клуба подводного поиска «Восток». В своей книге (вышедшей, к сожалению, посмертно) «Зов затонувших кораблей. Дневник поисковых экспедиций» он достаточно подробно описал весь этот непростой процесс. В архивах удалось найти рапорт начальника отряда миноносцев о гибели 208го, в котором указывались курсы кораблей и дистанции. Нанеся на карту эти данные, сотрудники «Востока» вычислили предполагаемую точку гибели миноносца. Оставалось дождаться лета, чтобы проверить расчеты на практике. Но первой попытке помешала неустойчивая погода… В апреле 1995 года обнаружение 208го было продолжено уже с участием Тихоокеанского флота, проводившего учения по поиску затонувшего объекта в заливе Петра Великого. Командующий флотом скорректировал план и определил для учений район острова Скрыплева. В течение дня бороздили море близ острова тральщик «Заряд» и гидрографическое судно «ГИСУ397», которым оказывал помощь вертолет «Ка27». В результате поисковых работ было зафиксировано около 20 объектов. На следующий день в район вышли флотский водолазный бот «ВМ91» и востоковский «Ретвизан» (капитан Генрих Костин). И вновь подвела погода: пока катера совершали переход в район, резко усилились ветер и волнение и сорвали спуски водолазов под воду. Подводя итог на то время, Сергей Бевз писал: «Есть такое выражение – найти иголку в стоге сена. Исходные данные четкие и ясные. Стог перед тобой, иголка в стоге. Дело за малым: покопаться и найти. Но только покопаться тщательно. Аналогичная ситуация сложилась и для подводников «Востока». Стало ясно, что подводный поиск – это не только радость находок и открытий, но и кропотливая, изнурительная работа, требующая терпения, настойчивости и немалого времени. И не всегда она дает положительные результаты. Миноносец № 208 остался неспетой песней для аквалангистов «Востока». Но мы надеемся все же допеть ее до конца…» Однако в начале XXI века клуб «Восток» тихо умер – на его базе организовалась одноименная флотилия, а подводный поиск остался лишь в воспоминаниях…Кто ищет, тот всегда найдет! Конечно, энтузиасты-дайверы продолжали попытки отыскать место гибели миноносца. Информация о том, что он наконец-то найден, появилась только в 2011 году. 28 июля, накануне Дня ВМФ, его обнаружила группа участников некоммерческого проекта «Сфера дайвинга» и членов Общества изучения Амурского края (ОИАК) при технической поддержке клуба «Восток» и компании «Корпус». Роман Фадеев, Игорь Конков, Роман Козлов и Михаил Игнатов не только нашли точное место затопления миноносца, но и достали со дна ряд артефактов. Это керосиновый сигнальный фонарь и иллюминатор с визирной рубки миноносца, а также планка машинного телеграфа (сделанная из цветного металла, она осталась почти неизменной наперекор времени). Останки миноносца № 208 представляют собой остов самого парохода. В некоторых местах можно наблюдать набор шпангоута, который в более или менее целом состоянии поднимается на высоту до 35 см от грунта, но основа того, что находится на дне, – это неподверженные коррозии части миноносца. Хорошо сохранились паровые котлы и машины, на песчаном дне лежит один из якорей. На корме корабля находятся ящики с 47мм снарядами – один из них уже поднят и передан в музей Ворошиловской батареи на острове Русском. Между кормовым котлом и машинами зацеплена рыбацкая сеть. Надо сказать, что остатки миноносца превратились в своеобразный искусственный риф: на котлах, машинах и корпусе кипит морская жизнь во всех ее проявлениях. Летом 2012 года «Сфера дайвинга» при участии группы членов ОИАК собирается продолжить поисковые работы на 208м. Может возникнуть вопрос: есть ли в этом смысл через 108 лет? Да, есть. Так, по архивным данным, во внутренних помещениях корабля остались схема русского минного заграждения и опознавательные сигналы, а также четырехфлажная сигнальная книга. Существует вероятность найти один из штурвалов. Экспонаты, поднятые с 208го миноносца, могут пополнить коллекцию музея ТОФ и других российских музеев, занимающихся историей флота. А самое главное: будущий проект позволяет возобновить традиции подводного поиска на Дальнем Востоке России. Того, который работает на историю, а не на продажу найденных артефактов…

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ