Мусорная бомба под саммит

Во Владивостоке сегодня обнажилась проблема, которая может создать реальную угрозу нормальной жизнедеятельности будущей столицы АТЭС-2012

11 апр. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3116 от 11 апр. 2012
5438cc3d0c910fba6befcf05f3736d62.JPG

Ажиотаж вокруг нового тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов во Владивостоке поутих, однако будущее «мусорной индустрии» в столице Приморья по-прежнему остается неясным. Как стало известно «В», уже через несколько дней истекает срок действия режима предупреждения чрезвычайной ситуации, благодаря которому де-факто функционирует новый полигон по утилизации ТБО. Что будет дальше – вот в чем вопрос...Полигон замедленного действия Когда в конце 2010 года завершилась история городской свалки на Горностае, у Владивостока официально не осталось площадки для складирования ТБО. Новый полигон по утилизации ТБО, построенный в верховьях ручья Безымянного, был рассчитан лишь на захоронение отсортированных отходов, однако комплекс по сортировке мусора на тот момент еще не начал свою работу. Таким образом, принимать владивостокский мусор новый полигон был не вправе. Поэтому и было принято решение о введении так называемого режима предупреждения ЧС, который позволил временно складировать необработанные бытовые отходы не на предназначенной для складирования брикетированного мусора первой карте полигона, а на соседней площадке, на которой предусматривалось разместить вторую карту (или очередь) полигона. Однако временная мера оказалась чрезвычайно долговременной, и в итоге бытовые отходы Владивостока заполнили эту «перспективную» площадь – рассчитанную, кстати, на семь лет. Фактически вместо свалки на Горностае город получил такую же свалку, только меньших объемов. Неясным в течение всего времени строительства продолжал оставаться и юридический статус занимаемого полигоном земельного участка. Как и многие объекты АТЭС, новая городская свалка строилась на землях, принадлежащих министерству обороны. Фактически за год с момента закрытия горностаевской свалки краевыми властями (именно они являлись заказчиком строительства полигона) не было предпринято каких­-либо серьезных действий для того, чтобы найти для полигона управляющую организацию или надлежащим образом оформить документы на занимаемый комплексом земельный участок. Между тем складирование ТБО на так называемой второй карте полигона, неподготовленной к приему бытовых отходов, привело к тому, что расположенный в районе полигона ручей Безымянный стал испытывать на себе все «прелести» соседства с новой городской свалкой. Согласно заключениям ФБУ «ЦЛАТИ по Приморскому краю» и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», выданным в конце 2011 года, концентрация ряда вредных веществ в ручье превысила предельно допустимые показатели. Это значит, что к проблемам юридического характера добавились и экологические.Кто полигон строит, тот его и пользует Проблемные аспекты деятельности нового полигона ТБО были затронуты и в ходе недавнего заседания комитета ЗС ПК по экономической политике и собственности. Выяснилось, что у строившего и эксплуатирующего полигон ООО «Востокстройсервис» есть проблемы с лицензией на прием, обработку и складирование мусора. В полученной предприятием в июне 2010 года лицензии не было указано конкретизированное место размещения бытовых отходов, а в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности была указана не площадка в районе ручья Безымянного, а Владивостокский городской округ в целом. Позднее эта лицензия была признана недействительной в суде, а новую Управление Росприроднадзора по Приморскому краю выдать компании отказалось. Получить официальный комментарий от администрации Приморского края, которая является заказчиком строительства нового полигона ТБО, «В» не удалось. Судя по всему, в «Белом доме» дожидаются решения Думы Владивостока о передаче объекта из краевой в муниципальную собственность. Но вместе с комплексом город унаследует и многочисленные проблемы, касающиеся оформления земельного участка и неясного статуса ООО «Востокстройсервис», эксплуатирующего полигон. Получается, что сегодня надзорные органы имеют полное право приостановить работу полигона ТБО. А поскольку ближайшие полигоны находятся в Артеме и Надеждинском районе (где есть свой мусор), Владивосток может оказаться в безвыходном положении. Ведь другого полигона для складирования ТБО в столице Приморья, как уже было написано выше, нет с декабря 2010 года. В самом деле, не открывать же вновь горностаевскую свалку! Таким образом, сейчас перед администрацией Приморья стоит выбор: либо заняться решением непростых проблем нового комплекса ТБО, либо по-быстрому передать «беспокойное хозяйство» в руки города. Второе решение, судя по всему, для заказчика строительства предпочтительнее. При этом, как сообщили в администрации Владивостока, получение в городскую собственность предприятия, которое обслуживает население города, – в принципе очень правильный и логичный шаг. Вопрос в другом: передавать и дарить в приличном обществе принято вещи ну хотя бы не сломанные, нормально функционирующие и чтоб документы более­-менее в порядке. В данный момент про новый комплекс такого, увы, не скажешь. Понятно, что прежнему губернатору теперь таких претензий не предъявишь – почему жизненно важные для города и для работы огромного предприятия вопросы не были решены в течение подготовки к строительству и самого строительства, которое длилось не один год. Однако вновь избранному Владимиру Миклушевскому принимать участие в их решении, очевидно, придется… Намерен ли Владимир Владимирович их решать? В принципе к решению этих вопросов, как сообщили в администрации Владивостока, готов подключиться и муниципалитет. Тем более что комитет Думы Владивостока по экономической политике и муниципальной собственности уже рассмотрел и рекомендовал думе 9 апреля утвердить перечень государственного имущества Приморского края, передаваемого в муниципальную собственность, среди которого фигурирует и комплекс по переработке ТБО. Однако, как прокомментировали специалисты, продление режима предупреждения ЧС – минимальное условие, которое позволит предприятию немного продлить работу и избежать экологической беды, а властям (хоть краевым, хоть городским) – выиграть время для оформления документов на землю, определения оператора, который займется эксплуатацией завода, и решения других важнейших вопросов. А иначе странно получится: Владивосток уже получил вполне современное предприятие, однако нерасторопность краевых и федеральных чиновников, бумажная волокита и перекладывание ответственности могут свести на нет все усилия. И даже поставить город на грань экологической беды.

Автор: Евгений СИДОРОВ