Бремя знаний

Как заставить ребенка учиться?

1 февр. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3078 от 1 февр. 2012
d4b09d2bfc3413322083f797e75911b1.JPG

ЕСЛИ в семье ребенок школьного возраста, то нам уже пришлось вспомнить, что в разгаре второе полугодие - самое время подтянуть успеваемость! А любимое чадо благополучно часами просиживает за компьютером, о домашнем задании и слышать не хочет и уже начинает приносить в дневнике ненавистные «двойки» и «тройки»…Мало кого из родителей не коснулась проблема детской нелюбви к учебе. Давайте попробуем разобраться, почему же дети так упорно отказываются «браться за ум» и как, собственно, заставить ребенка учиться.Для начала, как всегда, давайте проанализируем сложившуюся ситуацию. Вариаций на тему «не хочу учиться» великое множество! Задумайтесь, как давно снизилась учебная мотивация у вашего ребенка. В целом можно выделить несколько самых распространенных причин, по которым происходит такой мотивационный спад.«Учиться скучно»Признаемся, что 11 лет, отданных системе школьного образования, мало похожи на развлекательную поездку в Диснейленд! Для подвижного детского и тем более подросткового сознания обязательная «отсидка» на уроках, которые им неинтересны, - настоящая каторга.Далеко не все предметы предполагают творческий активный подход, который бы «разбудил» ребенка на уроке и дал ему возможность проявить себя.И, конечно, очень многое зависит от учителя. И если с педагогом не так повезло, как хотелось бы, находить интересное и ¬ главное! - жизненное во многих предметах придется именно родителям.Если это ваш случай, то в качестве следующего шага стоит обсудить с ребенком его интересы. Возможно, уже пришло время расставлять приоритеты ¬ ведь в столь объемной и разносторонней школьной программе его просто физически не может интересовать все!С другой стороны, точно так же не может быть, чтобы «вообще все» было неинтересно. Может быть, стоит оттолкнуться от того, чем он увлекается вне школы, а уже потом найти полезную связь со школьными предметами? Как раз в сложном подростковом возрасте у ребенка уже формируется вполне определенный круг увлечений, который не стоит игнорировать.«Учиться сложно»Это правда. Сейчас много говорят о перегруженности детей информацией, «лишними» знаниями. С другой стороны, школьная программа рассчитана на такой объем знаний не случайно и является вполне усваиваемой «среднестатистическим ребенком».Чаще всего сложности возникают из-за пропуска какого¬либо материала или систематического невыполнения домашних заданий. Обсудите ситуацию с ребенком: может быть, проблема в том, что он действительно в какой-­то момент что­-то пропустил, проболел, недопонял какую-то тему - и теперь уроки стали для него настоящей пыткой?Мало того что предмет стал непонятным, он автоматически превратился в предельно скучный - подумайте, ведь именно на нем ребенок постоянно переживает ситуацию неуспеха, и это негативно сказывается не только на успеваемости, но и на самооценке вашего чада! Его естественной защитной реакцией будет стойкая нелюбовь к определенным урокам, попытки избежать этих мучений любыми способами.В этом случае стоит задуматься о дополнительных занятиях с учителем или нанять репетитора. И, возможно, придется больше внимания уделить тщательной домашней подготовке, постараться понять сложные темы вместе с ребенком.«Учиться слишком просто»Как ни странно, довольно часто именно эта проблема становится причиной нелюбви подростка к определенным урокам.Представьте, что мастера спорта по плаванию вынуждают заниматься в детском бассейне ¬ разве ему не станет скучно? Так пропадает желание бесконечно выполнять дома одни и те же простые упражнения, появляется уверенность, что можно игнорировать предмет, ведь «все и так понятно».Коварство этой ситуации не только в утрате интереса к предмету, но и в том, что от позиции «мне все и так понятно» до позиции «о боже, кажется, я ничего не понимаю!» в школьной программе буквально один шаг.В такой ситуации важно не упустить момент, пока предмет дается легко, но интерес к нему еще не потерян! Возможно, пора записаться на факультативные занятия, попробовать свои силы в городских олимпиадах или даже задуматься о переводе в профильную школу. В любом случае это повод как минимум встретиться с учителем и обсудить перспективы обучения!«А зачем учиться?»Очень часто дети (и в первую очередь родители) не видят, где они смогут применить свои школьные знания, настолько они оторваны от окружающей нас реальности.Но все­таки не стоит забывать, что комплекс естественно­научных дисциплин дает ребенку вполне исчерпывающие знания об окружающем мире, «математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (это еще Ломоносов подметил), а быть грамотным и эрудированным человеком - просто здорово, это автоматически повышает социальный статус человека.Многие предметы нужны даже не для того, чтобы на всю жизнь запомнить, например, особенности протекания определенной химической реакции или как звали второстепенного героя книги, ¬ они учат нас анализировать, мыслить, находить нестандартные решения, справляться с трудными задачами, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы… А без всего этого в нашей взрослой жизни точно не обойтись!На самом деле причин гораздо больше ¬ возможно, на ситуацию влияет фактор некомфортной психологической обстановки в классе, конфликта с педагогом или, к примеру, патологической боязни публичных выступлений. Будьте внимательны к своему ребенку, не забывайте спрашивать, как прошел день в школе, и прислушивайтесь к его рассказам, это поможет вовремя выявить проблему и решить ее, пока не стало слишком поздно.Если ребенок плохо учится, чего делать не стоитВо­первых, нельзя приклеивать ярлыки. Чаще всего мы знаем это правило и все равно называем ребенка неучем, бестолочью или подбираем еще менее лестные прозвища. А это, между прочим, довольно обидно!Школьная неуспеваемость и сама по себе неприятна, но когда ребенок получает такого рода домашнюю «поддержку», то она становится и вовсе невыносимой. И почему¬то эти негативные ярлыки нисколько не меняют ситуацию к лучшему, и «неуч» не бросается радостно за зубрежку, а, напротив, закрывается, отдаляется от родителей, злится на учителей и забрасывает любые попытки что­то изменить.Получается, что при использовании таких ярлыков и обидных прозвищ мы довольно эгоистично выплескиваем собственное раздражение, гнев и обиду на ребенка вместо того, чтобы попробовать конструктивно решить проблему. Пользуйтесь «я¬высказываниями» ¬ «мне не нравится», «я думаю, что…» – и сделайте для себя правилом давать оценку не личности ребенка, а самому поступку.Во­вторых, постарайтесь не переборщить с похвалой. Пожалуй, самое частое, что слышат неуспешные дети: «Ты такой способный мальчик, но просто ленивый».Нам кажется, что именно эти слова должны пробудить в нем сознательность и немедленное желание воспользоваться своими способностями. Но нередко такой подход формирует у ребенка установку, что развиваться просто нет необходимости, он «и так способный».Также велика вероятность попасть в ловушку постоянного самооправдания: «я бы сделал уроки, но я такой несобранный», «я бы пошел на физкультуру, но я так люблю поспать». Этот прием очень быстро усваивается и, более того, рискует стать жизненным кредо в будущем.Любая похвала должна быть заслуженной и соответствовать поступку. Любой, даже самый незначительный, успех важно поощрить ¬ соответственно усилиям, затраченным на его достижение.В-третьих, опасно злоупотреблять материальным подкреплением хороших отметок. Часто отчаявшиеся родители вводят своеобразный «бартер», предлагая ребенку деньги или покупку вещей взамен на хорошую учебу.Иногда этот способ действительно срабатывает, но при его применении внутренняя мотивация жестко заменяется внешней, не относящейся к ценности самого познавательного процесса. Риск метода очевиден: мы можем раз и навсегда загубить так и не включившуюся познавательную активность ребенка!Нередко родители становятся заложниками бартерных отношений, обесценивая простую похвалу. Дети очень быстро схватывают суть ситуации, и велика опасность в следующий раз в ответ на просьбу помыть посуду услышать: «А что мне за это будет?». И отделаться «большим человеческим спасибо» станет не так­-то просто…Совершенно не обязательно полностью отказываться от метода, просто ограничьте его применение. Пусть подкрепление осуществляется не за каждую оценку, а за успешный итог года. В любом случае не торгуйтесь: сразу оговорите условия и строго придерживайтесь их.И, конечно, это дело вкуса, но пусть это будут не деньги, а, например, поездка, о которой он будет думать весь год, или какая¬то вещь, о которой он давно мечтал, хотя вы и не видите в ней крайней необходимости.