Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Исторический клуб

Владивостокский Кронштадт

Из истории острова Яханга Тун, он же Терминейшн, он же Русский
Владивостокский Кронштадт
ПЕРВОЕ упоминание об этом острове относится к 1723 году, когда французский картограф Д`Анвиль нанес его на карту, назвав Яханга Тун. Первыми из европейцев его описали экипажи английских фрегатов «Винчестер» и «Барракуда» в 1855 году. Разумеется, они окрестили остров не Русским, а Терминейшн, что можно перевести как «конечный пункт». А знакомство с ним российских моряков произошло в 1858 году, когда пароходо-корвет «Америка» прошел вдоль берегов еще безымянного острова. Так говорил губернатор Первая опись острова была произведена в 1859 году винтовым клипером «Стрелок» и той же «Америкой». Считается, что именно генерал­-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев­-Амурский дал острову столь символичное имя. К 1865 году относится карта, на которой остров был обозначен полностью и назван по имени первого военного губернатора Приморской области контр­адмирала П.В. Казакевича. В дальнейшем остров назывался то Казакевича, то Русским, и лишь в 1940¬х годах за ним окончательно закрепилось нынешнее патриотическое название. Когда экипаж винтового корвета «Гридень» остался в бухте Золотой Рог на зиму 1860¬1861 годов, лес для строительства поста доставлялся с берегов бухты Новик. Так что первые дома будущего Владивостока были построены из «русского» леса. В 1866 году на острове поселились семь русских мужчин и пять женщин – это были отбывшие свой срок каторжники и крестьяне из Вятской губернии. И в дальнейшем население Русского росло очень медленно – в основном за счет военных, поэтому островная природа долгое время оставалась почти нетронутой. В 1868-71 годах остров Русский находился в распоряжении удельного ведомства. В бухте Новик были отведены участки земли для покосов и пахоты, намечено место для деревни колонистов из Финляндии. Но финские переселенцы выбрали себе другие местности… Адмирал С.С. Лесовский, посетивший Владивосток в 1880 году во главе эскадры кораблей, высказал мнение о необходимости ввести Русский остров в линию обороны города и построить на нем укрепления. С этого момента начинается история Русского как «владивостокского Кронштадта». К этому времени относится и воинская операция против хунхузов, которые нередко проявляли себя в заливе Петра Великого. Стало известно, что они базируются на острове Русском. Для борьбы с ними 4 октября 1881 года на остров было направлено два отряда: 30 человек во главе со штабс­-капитаном Порохиным на пароходе «Амур» и 60 человек под командованием капитана Наркевича на шхуне «Восток»; координировал операцию в целом полковник Рябиков. Отряды прочесали остров и захватили 13 хунхузов, которые были переданы китайским властям. В 1880¬1881 годах в том месте узкого перешейка, где позже был прорыт канал в бухту Новик, была построена первая батарея острова Русского. В 1888 году были введены в строй Новосильцевская и Ларионовская батареи, защищавшие оба входа в пролив Босфор­-Восточный. С 1885 года эти батареи были оснащены мощными электрическими прожекторами, энергию для которых вырабатывали с помощью паровых двигателей. 30 августа 1889 года Владивосток был официально объявлен крепостью 3-го ранга; в ее гарнизон вошел 8-й Восточно­-Сибирский батальон, дислоцированный на Русском острове. Д.И. Шрейдер, побывавший здесь в начале 1890-х годов, так описывал этот остров: «Его чистые и белые казармы, блестящие жерла орудий на прибрежных батареях внушительно глядят на проходящее мимо судно и вовсе не гармонируют с жизнерадостным видом острова, покрытого довольно высокорослыми деревьями, скрывавшими когда­то в чаще своей не одну тысячу голов оленей, не одну сотню диких кабанов и коз. Теперь зверь здесь почти совсем перевелся: частью он зимой по льду перекочевал на материк и соседние острова, частью пал жертвой усердных не в меру охотников, частью – в суровые, снежные зимы погиб от истощения и крайнего утомления». Охота, брат, охота… Постепенно остров стал заселяться гражданскими жителями. Одни из них занялись огородничеством, другие обеспечивали владивостокцев дровами или стали обслуживать воинские части. К 1895 году число жителей острова Русского выросло примерно до трех тысяч. Как раз с этого времени городской голова М.К. Федоров, владевший пароходом «Пионер», поставил его на линию Владивосток – Русский – так появилось первое пассажирское сообщение с островом. Любопытно, что в те годы Русский – наряду с Аскольдом и Путятиным – считался весьма удачным местом для охоты. В 1894 году городская управа Владивостока совместно с Обществом любителей охоты ввела особые правила охоты на Русском острове. Она разрешалась только тем лицам, которые имели охотничьи свидетельства; обладавшие ими не имели права передачи их в другие руки. Запрещались охота с собаками, ловля зверей капканами, петлями, силками и при помощи ям, разбрасывание отравы, разорение гнезд, выемка яиц из них, а также отстрел самок и телят. Усилия членов охотничьего общества Владивостока были направлены в основном на сохранение и разведение копытных. В ноябре 1899 года местная газета «Дальний Восток» писала: «Общество уже десять лет заботится о размножении в крае пятнистого оленя, но пока для этой цели имело лишь один о­в Аскольд, где за 10 лет сумело развести из ста голов более двух тысяч. Ныне оно получило в свое владение и право охоты на Русском острове, кроме земель морского ведомства, и уже переселило туда 63 оленя. Ныне же предполагается пересадить еще партию на Русский же остров... На первое время охота на оленей совсем воспрещена на пять лет даже и для самих членов Общества». Кроме диких копытных на острове размножились и полудикие лошади. Газета «Владивосток» в 1902 году сообщала: «На Русском острове находится в настоящее время до 150 одичалых лошадей, принадлежащих купцу Семенову. Когда остров был в ведении морского ведомства весь, то Семенов платил названному ведомству по 2 руб. с головы за выпас. Ныне часть острова перешла к городу, и, пользуясь этим, Семенов как горожанин никому ничего не платит. Между тем лошади гуляют по всему острову, и так как эти лошади составляют уже промысел, то следовало бы плату за выпас увеличить и разделить ее поровну между городом и морским ведомством». Елена Прекрасная и другие греки В 1894 году было решено прорыть канал из пролива Босфор­Восточный в бухту Новик и начать строить форт на горе Русских – высшей точке острова (290 метров). Канал, позволивший судам любого размера проходить во «внутренние воды» острова Русского, был введен в действие с 1898 года. Тогда же возник отделенный каналом остров, названный именем Елены (наверное, Прекрасной, судя по другим древнегреческим именам местных бухт – Парис, Улисс, Аякс, Патрокл). В 1903 году было закончено строительство фортов Русских и Поспелова, появились новые и были модернизированы старые батареи. Тем временем население острова Русского к 1908 году достигло 25 тысяч человек. В том же 1908 году на острове была построена первая в России станция обсервации (т. е. карантинная), предназначенная для защиты Владивостока от чумы, холеры и других опасных инфекционных заболеваний. В апреле 1909 года на острове появилось единое военное кладбище. К 1910 году был принят новый проект обороны Владивостока, и после этого развернулось масштабное строительство военных объектов на острове Русском. К 1915 году на острове были возведены 6 фортов и 27 береговых батарей (всего батарей стало 48), пороховые погреба и склады, береговые капониры, пристань для военных кораблей, 4 телефонные станции. Так остров превратился в непотопляемую цитадель, надежно защищающую Владивосток с моря. После революционных событий 1917 года строительство новых объектов прекратилось, но военное присутствие на Русском острове еще более усилилось: привлекали его близость к Владивостоку и в то же время относительная изолированность. А в годы интервенции и Гражданской войны Русский помимо всего прочего стал «детским» островом. В 1919¬1922 годах на нем были созданы три колонии для беженцев – детей из Петрограда и кадетов Омского и Хабаровского кадетских корпусов общей численностью до полутора тысяч человек. 25 октября 1922 года старшие кадеты с Русского острова на кораблях эскадры адмирала Г.К. Старка покинули Россию и оказались за границей; в это же время с острова эвакуировались учащиеся Корниловского и Читинского военных училищ. 25 октября 2005 года на мысе Поспелова острова Русского был установлен памятный знак всем соотечественникам, ушедшим с эскадрой адмирала Г.К. Старка, в честь примирения в братоубийственной войне между красными и белыми. Правда, при строительстве моста на остров этот знак убрали, и судьба его пока неясна. В годы Гражданской войны именно на Русском острове содержались те, кого, по мнению разных властей, часто сменявших друг друга, следовало изолировать. Здесь сидели мятежные чехи и егеря, белые и красные. На Русском, по слухам, хранилось «золото Колчака»; здесь же теряются следы знаменитой библиотеки Академии Генштаба… После окончания Гражданской войны в Приморье, в октябре 1922 года, с командованием японских войск было подписано соглашение о демилитаризации Владивостока. Однако уже в начале 1930¬х годов стало понятно, что крепость следует возрождать. Огонь, батарея! Одними из первых были восстановлены батареи Русского острова, в основном на его западном и южном берегу. В конце 30¬х годов даже планировалось строительство железнодорожного моста на остров Русский – в военных целях, разумеется. Предполагалось построить такой мост с комбинированным автогужевым и железнодорожным движением от мыса Токаревского на остров Елены, а затем еще один мост через канал. На самом острове в этом случае было бы проложено 42 километра железных дорог. От 1930-х годов до наших времен сохранилась Ворошиловская батарея. Решение о ее строительстве было принято в 1932 году. Батарею было предписано вооружить двумя трехорудийными башенными установками, снятыми с линкора «Михаил Фрунзе» (бывший «Полтава»). Все бетонные и подземные работы были выполнены в 1932¬33 годах; монтаж башен закончен весной 1934 года. В ноябре того же года новой батарее было присвоено имя наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова. С 1997 года Ворошиловская батарея стала филиалом Военно­-исторического музея Тихоокеанского флота. Вплоть до середины 1990¬х годов Русский продолжал оставаться «военным» островом, на который нелегко было даже попасть. Однако со временем он перестал играть роль для нужд обороны, воинские части с него выводились, и остров Русский стал приобретать все большее рекреационное значение. В настоящее время будущее острова связано в основном с предстоящим осенью этого года проведением там форума АТЭС и строительством ДВФУ.

Автор : Иван ЕГОРЧЕВ

В этом номере:
Жареная картошка под выборным соусом
Жареная картошка под выборным соусом

Наверное, те же самые авторитетные аналитики в конце 90-х предрекали нашей стране полный распад. Собственно, прогнозы были вполне оправданны. Мы все помним, как жили тогда, хотя сегодня уже настолько привыкли к хорошему, что, кажется, так было всегда. А если вспомнить недавнее прошлое?

Путин ответил на национальный вопрос
Путин ответил на национальный вопрос

Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» вызвала широкий резонанс в обществе

«Задачи, поставленные в этой статье, очень своевременны»

Комментарии экспертов к статье Владимира Путина

Россиянам ограничат расчеты наличными
Россиянам ограничат расчеты наличными

НАЛИЧНЫЕ расчеты в России могут быть ограничены. Такая возможность рассматривается министерством финансов страны. Кроме того, в рамках «налогового маневра» власти планируют заменить ряд прямых налогов косвенными.

Драконовские меры
Драконовские меры

О ВЕРОЯТНОСТИ второй волны финансового кризиса, монетарном патриотизме, почему не стоит отдыхать в КНР, если нет холодильника, и кому категорически заказан путь в кредитный отдел банка, рассказал «В» председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин.

Последние номера
газета
газета
газета
газета