Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Культура

Бегом от ситкома

«Русская рулетка» от Виталия Павлова
Бегом  от ситкома
СЕГОДНЯ и завтра на малой сцене Приморского академического театра имени Горького состоится премьера спектакля «Русская рулетка». Поставил его – по собственной пьесе – известный драматург, кинематографист Виталий Павлов. - Как вы с театром имени Горького нашли друг друга? - Вам правду или красивую историю? Красивую историю я вам запросто могу придумать. Но правда проста. Во Владивостоке были гастроли театра «Геликон¬опера», директором которого работает моя жена. Они разговорились с Ефимом Семеновичем, жена рассказала, что у меня неожиданно застопорилась работа над новым проектом, не получилось запустить фильм, в общем, я бездельничал. И Ефим Семенович предложил: так пусть приезжает к нам и поставит спектакль. Я сказал: хорошо – и предложил варианты. В итоге мы вместе выбрали «Русскую рулетку». Работа над пьесой шла непросто - новогодние праздники – да-да, те самые елки, на которых заняты многие артисты. Мы с большим трудом работали, но результатом, мне кажется, можно быть довольным. - В спектакле два состава: Николай Тимошенко и Марина Волкова, Ольга Налитова и Валентин Запорожец... - Да. Я очень доволен работой с этими артистами. Вообще с плохими артистами я не работаю, будь то в Москве или в провинции. И у меня нет столичного пренебрежения, мол, ах, эти провинциальные актеры – я сам человек из провинции. А потому и сравнивать не буду. И не просите. Я вот сижу на репетициях сейчас – и то и дело у меня мелькает мысль: надо снять этот спектакль на видео, привезти в Москву и показать. Потому что есть чем гордиться… - Как вам в целом показался наш театр? - Скажу так: в России осталось очень мало главных режиссеров. Таких, про которых говорят: он держит театр. Именно держит. Товстоногов говорил, что театр – это добровольная диктатура. И ничего другого не признавал. Мне посчастливилось встретиться с Георгием Александровичем Товстоноговым, общаться с ним, и с этим его высказыванием я абсолютно согласен. Тех, кто умеет держать театр, единицы. Именно поэтому сегодня вообще практически не слышно о театрах из периферии. И я не считаю, что в словах: «Вам кажется, что нет, а вы поезжайте на периферию и увидите!» ¬ есть правда. Я в это не верю. Если есть театр, о котором стоит говорить, то о нем знают и в Москве. Ваш Приморский академический – тот самый случай. А Ефим Семенович – как раз тот самый главный режиссер, который держит театр. Я сюда приехал – и у меня с точки зрения постановки нет никаких проблем. Вообще никаких. Скажем, в театре имени Ермоловой, когда у меня была первая монтировочная репетиция, я пришел, а на сцене ничего нет. И вообще – никого и ничего. Пусто. А в вашем театре мне сказали: будет стоять. Прихожу – все на месте! - Вы сами ставите свою пьесу, снимаете по своим сценариям, вам удается счастливо избежать конфликтов «сценарист­режиссер»… - Я вообще не считаю, что такие конфликты должны быть. Каждый должен делать то, что умеет и в чем понимает. Когда я снимаю кино, мы очень продуктивно работаем, потому что я не трачу время на споры с коллегами. Я знаю, что оператор у меня, к примеру, один из лучших – как Николай Немоляев в «Галине». И у нас абсолютное взаимопонимание, потому что я не даю ему никаких советов. Ибо не понимаю ничего в его работе. То, что знает он, я не знаю и представить себе не могу. Я занимаюсь своим делом – работаю с актерами, он своим – картинкой. Именно поэтому мы снимаем в день больше, чем другие съемочные группы, потому что не тратим время на конфликты. - Обращаясь к судьбам таких женщин, как Галина Брежнева, Зоя Федорова, какие цели вы перед собой ставили? - Начнем с того, что ни «Галину», ни «Зою» я снимать не хотел. У меня были иные планы, но продюсеры решили так. Тем более что у меня был снят документальный фильм про Галину Брежневу. Тебе, сказали, и карты в руки. Так вот когда я еще писал сценарий документального фильма, я стал оправдывать Галину Леонидовну… Мне хотелось показать, что она – неоднозначный персонаж, интересная личность. Я встречался с разными людьми, знавшими ее, и с дочерью Галины Брежневой. Галина Леонидовна была интересным человеком. Сколько мне о ней рассказывали – самые разные люди! – и никто слова дурного не сказал. Это о чем­то да говорит. Да ведь и отец ее, Леонид Ильич, был очень харизматичным, с яркой энергетикой человеком. Это нам его все время преподносят эдаким шамкающим старцем, каким он был в последние годы, но он же был молодым – обаятельным, компанейским, интересным. Так вот Галина Брежнева унаследовала незаурядную энергетику отца, кроме того, она чисто по¬женски была очень привлекательна. В нее был влюблен Муслим Магомаев… Тамара Синявская, с которой я встречался, сказала, что незадолго до смерти Муслим Магомаев смотрел наш сериал, и он произвел на певца сильное впечатление, вспомнила его слова: все близко к реальности, актриса очень похожа. Муслим Магомаев признался, что был любовником Галины Леонидовны – еще когда не был женат. А если уж такой человек, который уже тогда был первым красавцем страны и выбирал себе подруг не по каким­то там мотивам, а исключительно по велению сердца, был влюблен в эту женщину, значит, в ней что­-то такое было. Да, она пила, теряла человеческий облик, но… Это было не всегда, до этого у нее за спиной была огромная жизнь. И нельзя из всей жизни человека извлекать только один кусочек и смаковать его, смаковать… Я всегда даю оценки в своих фильмах, даже в документальных, ибо если не давать оценок и не делать выводов, то не совсем ясно, зачем же снимать кино. Я снимал документальный фильм о Надежде Аллилуевой и во время работы над ним пришел к мысли, что она была грешницей не только потому, что застрелилась, но и потому, что не донесла до конца свой крест. Светлана Аллилуева много раз говорила, что Сталин стал таким именно после смерти матери, а мать всегда его смягчала. Значит, в этом было ее предназначение, которое она не выполнила, коль скоро мы получили миллионы жертв… Это мой вывод из слов Светланы. Я всегда формулирую для самого себя некую мораль и стараюсь донести ее до зрителя. Кроме того, все мои фильмы – эмоциональные. Эмоция имеет разные оттенки, всегда вызывает отклик. Когда фильм холодный, мозговой, люди его посмотрели – и что? И ничего. А когда в нем есть эмоция… - Вам принадлежит идея создания двух премий – «Золотая маска» и «Стрелец». Театр и футбол – две страсти вашей жизни? - Футбол – моя страсть, а театр – моя профессия. Пьеса – идеальная для меня форма самовыражения. Футбол сегодня уже меньше занимает места в моей жизни, потому что возраст и здоровье не позволяют играть каждый день. Сегодня смотрю трансляции, английский футбол. Российский футбол почти не смотрю. По привычке многолетней болею за московское «Динамо». А «Золотую маску» у меня отобрали прямо на первой же церемонии. Я написал сценарий, пришел с ним в СТД, его там быстро поменяли, перетряхнули. Я сказал: ладно, денег не заплатите, но скажите со сцены, что идея создания премии принадлежит мне. И что? Вышел на сцену Михаил Ульянов и сказал: «В кулуарах нашего союза родилась идея…». На банкете после церемонии Михаил Александрович подошел ко мне с рюмкой водки – извиниться. Я сказал все, что думаю по этому поводу. И перестал следить за премией. - А за современным кино российским следите? - Ох… Я не могу уже смотреть кино как простой зритель. Хочу я того или нет, а уже раскладываю фильм на составляющие. Вот, к примеру, нашумевший фильм «Ликвидация». Во-­первых, это про моего отца. Одним из прототипов главного героя был начальник отдела по борьбе с бандитизмом в Одессе после войны капитан Павлов, мой отец. Так вот о фильме. Очень быстро после начала фильма мне стал резать уши одесский акцент. Хотелось закричать: «Хватит!» Началась реклама, я переключил – и забыл. Забыл вернуться досматривать. А ведь этот фильм хотя бы сделан профессионально, актеры там замечательные. Что уж говорить об остальном… У меня в номере в гостинице, пока я работаю над новым сценарием, идет фоном телевизор. Три канала ловит. Один я скоро стал переключать, так как несколько устал слушать о том, какие апокалипсисы ждут нас в ближайшем будущем. По другому сплошь идут наши сериалы, я их не вижу, только слышу. И такое у меня чувство, что во всех сериалах говорят мало того, что одно и то же, так еще и одинаково! Ситкомы доконали актерскую профессию, профессию сценариста. Началось все в 90-х, конечно, а сейчас просто нет сценариев, практически все – калька американских проектов. В 90-м году я впервые попал в Америку, меня позвали на телевидение. Там показывали свое «искусство» артисты местного муниципального театра. Смотрел я на это – и мелькнула мысль: «Вот и мы к этому катимся». И, увы, за какие­-то десять лет мы не только докатились до этого уровня, мы и дальше пошли. И ничего не изменить, это снежный ком. Мне кажется, что у нас в стране будет только маленькая прослойка, ручеек истинно образованной элиты – не той, что учится в Кембриджах и Оксфордах, нет, а настоящей элиты, думающей и читающей, очень маленький… - При всем при этом – вы оптимист? - Может, и не оптимист, но принимаю жизнь такой, как есть. Люблю работать, умею работать. Этим и живу. Справка В ВИТАЛИЙ Павлов - драматург, прозаик, сценарист, театральный режиссер. Член Союза писателей России, член Союза театральных деятелей России. Выпускник Высших курсов режиссеров и сценаристов при Госкино СССР, мастерская Валерия Фрида. Автор ряда сценариев документального сериала «Кремль­9», автор сценария, ведущий и режиссер документальных фильмов «Эдуард Стрельцов. Зона для центра нападения», «Особенности национального футбола», «Неизвестный Олег Ефремов», автор пьес «Я построил дом», «Джазмен», «Русская рулетка», «Любовь и кролики», «Жизнь налаживается», «Семейный ужин в половине второго» и многих других. Автор сценария и режиссер¬постановщик художественного многосерийного фильма «Галина» (о Галине Брежневой).

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
«Серая лошадь» скоро будет блистать  во всей красе
«Серая лошадь» скоро будет блистать во всей красе

СТРОИТЕЛИ приступили к реконструкции подпорной стены в районе комплекса зданий «Серая лошадь». Работы проводятся по распоряжению главы города Игоря Пушкарева в рамках реализации проекта «Реконструкция морского фасада города Владивостока».

Бензин в Приморье снова подорожал
Бензин в Приморье снова подорожал

ЗА ПЕРИОД с 26 декабря по 10 января в отдельных городах и районах края наблюдался рост цен на все марки бензина и дизельное топливо.

Приморских депутатов проверят на доходы

В ПРИМОРСКОМ крае будет создана комиссия представительного органа для проверки сведений о доходах депутатов, сообщила старший помощник прокурора Приморского края Ирина Володина на заседании комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного Собрания.

Спасибо, что живая

10 ДЕКАБРЯ 2011 года со мной случилось несчастье. Вызвали «скорую помощь», приехали два молодых медработника (к сожалению, не знаю их фамилий). Врач определил правильно диагноз, и меня срочно повезли в «тысячекоечную» больницу, отделение сосудистой хирургии.

Вандалы ломятся в закрытые ларьки
Вандалы ломятся в закрытые ларьки

ЛАРЬКИ на Спортивной набережной Владивостока, в которых не ведется торговля, подверглись нападкам хулиганов. Почти в каждом разбиты стекла, разбросан мусор, видны следы погрома.

Последние номера
газета
газета
газета
газета