Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Исторический клуб

Чтоб без боя взять Приморье

РУССКОЕ заселение территории, которую сейчас мы называем Приморьем, было начато военными моряками и солдатами. Началось оно в конце 1850-х годов, после подписания соглашений о разграничении земель между Россией и Китаем.
Чтоб без боя взять Приморье
Надо заметить, что в то время побережье Японского (Восточного) моря от реки Тюмень-Ула (Туманной) до Императорской (теперь Советской) Гавани было нанесено на карты весьма предположительно, в основном пунктирной линией. А о реке Уссури было известно только то, что она впадает в Амур – ее истоки были самой настоящей terra incognita. Ничем из ничего созидать Июль 1857 года. Пароходо-корвет «Америка» взял курс от побережья Сахалина к берегам Тартарии – современного Приморья. 12 июля «Америка» медленно при-близилась к синеющим вдалеке горам, и вскоре моряки увидели два высоких скалистых мыса, а между ними – вход в неизвестную бухту. Так был открыт залив Святого Владимира. 14 июля 1857 года «Америка» отправилась дальше на юг, и в тот же день был обнаружен еще один залив, названный в честь Святой Ольги. На следующий год было решено основать в заливе Св. Владимира военный пост. Для этого туда на зимовку были направлены корвет «Воевода» и бриг «Байкал». «Воевода» прибыл в залив Св. Владимира 25 октября 1858 года, но из-за сильных ветров перешел в залив Св. Ольги, где уже находился «Байкал». Оба судна провели здесь зиму 1858-1859 годов, а их экипажи стали первыми русскими людьми, начавшими освоение Южно-Уссурийского края. За время зимовки они построили из дубовых бревен два дома и несколько сараев для провизии и скота. 16 апреля 1859 года «Воевода» перевез пост в залив Св. Владимира, но уже в июне другой корвет – «Новик» – опять вернул его в Ольгу. В 1859 году в одной версте от берега бухты возникла первая деревня, названная Новинкой. Однако частые туманы вынудили поселенцев перебраться подальше от моря, в долину реки Арзамасовки. Жилось здесь, конечно, нелегко. В 1872 году «Известия Императорского Русского географического общества» сообщали такие подробности об Ольге: «С 1861 года вместо морского поста основан армейский. В том же году поселено около гавани несколько семейств русских крестьян... Все они выходцы из Тамбов-ской, Пермской и Вятской губерний. Главные их занятия – хлебопашество и скотоводство. Торговля в гавани Св. Ольги развита мало, причина тому – недостаток путей сообщения. Товары привозные, как-то: чай, сахар, табак, платье – очень дороги. В умственном отношении жизнь в гавани Св. Ольги предоставляет еще менее средств для облегчения существования: вследствие отсутствия правильного сообщения с остальным миром приходится жить в совершенном уединении от общих интересов. Газеты и журналы получают только от навигации до навигации, и события, происходящие в образованных странах, узнаются только через год». В 1860 году были основаны пост Владивосток в бухте Золотой Рог и Новгородский в заливе Посьета. Как здесь в те годы выживали, можно понять по запискам лей-тенанта Е.С.Бурачка, бывшего командиром поста Владивосток с июля 1861 года по май 1863-го. Назвав точку, где ему волею судьбы пришлось прослужить почти два года, «пустынною местностью, где разве похождения Робинзона Крузо могут дать понятие о жизни тружеников-солдат», он писал о своих ощущениях так: «Да, никогда человек не оценит с такой признательностью то, что нам преподавали и к чему принуждали, что самому по дороге прилучилось подхватить, обмыслить, посправиться с делом; нигде так не оценивается все, как в заброшенном одиночестве, в роли Робинзона, где еще требуется ничем и из ничего созидать, охранять, пропитывать, весе-лить, руководить, лечить...» Встречь солнцу Первоначальное заселение шло двумя основными путями: на побережье создавались военные посты и поселения около них, а другие будущие жители края двига-лись с Амура вдоль берегов Уссури. Было создано самостоятельное Амурское казачье войско, перед которым поставлены две задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первым казачьим поселением в Приморье было Графское – будущий город Иман (ныне Дальнереченск). Уссурийский пеший батальон был рас-селен по правому берегу Уссури в станицах, находящихся друг от друга в 10-25 верстах. Как писал Н.М. Пржевальский, «наружный вид казацких станиц далеко не при-влекателен, но еще более незавидно положение их обитателей». В отличие от современных лубочных историй о казаках-молодцах впечатления Н.М. Пржевальского, побывавшего в Уссурийском крае в 1867-1869 годах, оказались безрадостными. «Без сомнения, слишком крутая уже сама по себе мера – вырвать человека из его родины и бросить в неизвестный край, но еще более непохвально деморализовать его вконец на новом месте жительства», – писал он. – «С уссурийскими казаками случилось и то и другое: по приказу велели им бросить родину, а затем, поселив на Уссури, целым рядом неудачных административных мер, иногда прямо одна другой противоположных, довели это население до того безысходного положения, в котором оно находится ныне». Главным врагом новых жителей края были наводнения. Год за годом весь урожай смывало, пока, наконец, для станиц не были опытным путем подобраны новые, более возвышенные места. Кроме того, казаки смотрели на себя «как на ссыльных» (выражение все того же Пржевальского), что, понятно, не способствовало их энту-зиазму. Не было особой привычки к труду на земле и у отставных солдат, селящихся здесь же. Поэтому еще в марте 1861 года решением российского правительства Амурская и Приморская области были объявлены открытыми для заселения безземельными крестьянами. Переселенцам отводился в бесплатное пользование уча-сток земли площадью до 100 десятин на семейство, они навечно освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности. И потянулись через всю Сибирь, на Восток, «встречь солнцу», тележные караваны. Железных дорог тогда еще не было, судоходство на сибирских реках было сла-бо развито, так что переселенцы на телегах, а то и пешком добирались до Амура в верхнем течении, оттуда – до Благовещенска, Хабаровска и далее по Уссури – в «Зеленый клин», как иногда называли Приморье. Такой путь порой занимал два-три года. Многие, не выдержав трудностей, заболевали и умирали по дороге. Остав-шиеся прибывали в край почти нищими. Конечно, более практичным представлялся морской маршрут: парусные корабли на путь от Кронштадта до Амура тратили примерно 180 суток, упрощалась и доставка необходимых грузов. Через три океана В 1878 году возникла идея создания флота из кораблей, которые в мирное время могли бы служить транспортами, а в военное – нести боевую службу в качестве крейсеров. Деньги на этот проект собирали путем пожертвований, поэтому новый флот назвали Добровольным. Именно суда Доброфлота, с 1880 года связавшие ре-гулярными рейсами Европейскую Россию и Дальний Восток, стали основными перевозчиками крестьянских семей. Путешествие через три океана тоже не было легким, но позволяло с минимальными потерями и в небольшие сроки перево-зить сотни крестьянских семей. В итоге за 1861-1881 год на Дальний Восток через Сибирь пере-селилось около 12 тысяч человек, а в 1883-1901 годах – 56 тысяч (в том числе всего около 900 человек – по сухопутью). Заметим, что первыми «морскими» переселенцами были финны, еще в 1868 году отправившиеся осваивать новые земли на двух кораблях: шхуне «Находка» и бри-ге «Император Александр». В 1869 году финны благополучно прибыли в бухту Находка, где основали факторию. К сожалению, в целом опыт их обустройства на Даль-нем Востоке не был удачным. Но еще раньше финнов сюда хотели переселиться... чехи, ранее эмигрировавшие в Америку. Депутаты от чешской общины в Америке даже побывали во Владивостоке в августе 1860 года и в сопровождении уже упоминавшегося Е.С. Бурачка осмотрели места, пригодные для жилья. Но на переселение не решились – и, видимо, правильно сделали... Освоение края сопровождалось и другими сложностями. Газета «Дальний Восток» в марте 1908 года сообщала: «Ввиду скорого прибытия в область переселен-цев, которым отведены участки в долине реки Улахэ, сделано распоряжение о выселении с этих мест китайцев… По донесению с мест, часть китайцев добровольно исполняют требования администрации и уходят в другие места, большинство же на Улахэ не желают подчиниться требованию о выселении, почему, как мы слыша-ли, предположено принять более энергичные меры к их выселению». Меры «более энергичные» доходили до направления специальных экспедиций. Впрочем, в ос-новном они были направлены против хунхузов (китайских разбойников), которые тоже немало досаждали переселенцам. Но это уже совсем другая история...

Автор : Иван ЕГОРЧЕВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
«Серая лошадь» скоро будет блистать  во всей красе
«Серая лошадь» скоро будет блистать во всей красе

СТРОИТЕЛИ приступили к реконструкции подпорной стены в районе комплекса зданий «Серая лошадь». Работы проводятся по распоряжению главы города Игоря Пушкарева в рамках реализации проекта «Реконструкция морского фасада города Владивостока».

Бензин в Приморье снова подорожал
Бензин в Приморье снова подорожал

ЗА ПЕРИОД с 26 декабря по 10 января в отдельных городах и районах края наблюдался рост цен на все марки бензина и дизельное топливо.

Приморских депутатов проверят на доходы

В ПРИМОРСКОМ крае будет создана комиссия представительного органа для проверки сведений о доходах депутатов, сообщила старший помощник прокурора Приморского края Ирина Володина на заседании комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного Собрания.

Спасибо, что живая

10 ДЕКАБРЯ 2011 года со мной случилось несчастье. Вызвали «скорую помощь», приехали два молодых медработника (к сожалению, не знаю их фамилий). Врач определил правильно диагноз, и меня срочно повезли в «тысячекоечную» больницу, отделение сосудистой хирургии.

Вандалы ломятся в закрытые ларьки
Вандалы ломятся в закрытые ларьки

ЛАРЬКИ на Спортивной набережной Владивостока, в которых не ведется торговля, подверглись нападкам хулиганов. Почти в каждом разбиты стекла, разбросан мусор, видны следы погрома.

Последние номера
газета
газета
газета
газета