Техосмотр наоборот

Как известно, с 1 января 2012 года функции регулятора техосмотра (ТО) перешли из государственных рук в частные – от ГИБДД к автостраховщикам. Новый год встретили, а полной ясности, как будет организован техосмотр автомобильного транспорта и будет ли он организован вообще, до сих пор нет. Дело в том, что нас ждет смутное время, называемое переходным…

11 янв. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3066 от 11 янв. 2012
Чтобы хоть как­то прояснить ситуацию, в редакции газеты «В» накануне Нового, 2012 года прошла прямая линия с председателем Всероссийского общества автомо-билистов Юрием Мутылиным. Вот какие вопросы задавали эксперту наши читатели:– Здравствуйте, я слышала, что со следующего года госпошлина повысится очень сильно, до 3000 рублей. Это правда?– Не совсем так. На сегодняшний день госпошлина составляет 300 рублей за проведение государственного технического осмотра плюс стоимость проведения диагностического осмотра автомобиля – в зависимости от категории вы платите от 600 до 1000 рублей. В следующем году собираются убрать госпошлину вообще и сделать только плату за проведение диагностического контроля. По идее, наоборот, техосмотр должен стать дешевле на 300 рублей, но если взглянуть на регионы, где приняли ценник за проведение диагностики, то сумма варьируется от 300 до 900 рублей. Как мне объяснили, 300 рублей – цена не рентабельная. Максимальная планка будет не выше 1500 ¬2000 рублей, но пока постановления губернатора по Приморскому краю нет, ничего точно сказать нельзя. – Насколько мне известно, в первоначальных вариантах законопроекта речь шла о том, что ГИБДД вообще уйдет. Полностью она не уходит. Какую роль теперь будет играть МВД? – МВД ведет базу данных по пройденным техосмотрам, потому что у МВД полная база данных по водителям, автомобилям, это его основная роль в процедуре тех-осмотра. Полицейского на пунктах техосмотра не будет с нового года, но останется несколько пунктов – они буквально измеряются десятками, – которые являются государственными предприятиями, принадлежат МВД, и там обслуживается техника, принадлежащая в том числе и МВД. – Добрый день. Техосмотр у меня заканчивается в июле. А страховой полис – в марте. Как я понимаю, мне не дадут новый, так как меньше полугода до техосмотра. То есть мне нужно будет срочно проходить техосмотр в марте. Кто и как компенсирует мне эти четыре месяца, на которые у меня уменьшился вдруг техосмотр? Или мне надо сейчас пойти и дозаключить ОСАГО до июня, чтобы они одновременно заканчивались? – Полис ОСАГО можно получать в том случае, если действие талона техосмотра еще продолжается не менее полугода. В соответствии с изменением закона об ОСАГО для заключения договора об ОСАГО необходимо предъявить талон техосмотра, срок действия которого истекает не более чем за шесть месяцев до окончания действия полиса. Поэтому действительно в этом случае водителю необходимо будет пройти техосмотр в марте. Надеюсь, что в течение этого переходного периода бу-дет синхронизирована система техосмотра и покупки полиса ОСАГО. Но, конечно, тут есть возможная уловка – можно пройти техосмотр до Нового года, несмотря на то что у него действующий техосмотр. Соответственно, срок действия талона будет год, и летом, когда у него будет заканчиваться полис ОСАГО, он может купить полис ОСАГО с ограниченным периодом несколько месяцев, чтобы синхронизировать эту процедуру и не быть ущемленным во времени – 3¬4 месяца. Хотя это, в общем, не такое большое ущемление.– Здравствуйте! Будет ли структура, проводящая техосмотр, нести ответственность за аварии, наступившие из¬за неисправности транспортного средства? Как быть, если неисправность, приведшая к аварии, наступила после прохождения техосмотра (на момент прохождения техосмотра автомобиль был испра-вен)? – Закон предусматривает повышение степени ответственности операторов ТО. Если в ходе проведения ТО не были выявлены технические неисправности либо о них не было сообщено, оператор должен будет возместить в полном объеме вред, причиненный вследствие этих неисправностей, владельцу транспортного средства или третьим лицам. И страховые компании, которые выплатят этот вред, будут вправе предъявлять известные требования операторам ТО, если они смогут доказать, что неисправность, ставшая причиной аварии, не была выявлена в процессе прохождения ТО. Ну да, здесь потребуется определенная экспертиза. Но страховые компании научились делать экспертизу стоимости возмещения ущерба, научатся и эту экспертизу делать.Все вопросы к РСА– Добрый день! Поясните, каким образом я смогу аккредитовать свой автосервис для участия в системе технического осмотра. Каков порядок подачи, ат-тестации специалистов и пр.? – Контактная информация предоставлена на сайте РСА, в будущем там будет список операторов техосмотра. Проект правил аккредитации разработан и размещен на сайте Минэкономразвития. У нас есть Дальневосточное представительство в Хабаровске, можно зайти на сайт и созвониться. Могу сказать, что в Приморье еще ни один диагностический пункт не аккредитован при РСА. – Меня интересует, есть ли льготы для пенсионеров?– Этого опять же никто не знает, потому что такие тонкости не прописаны в постановлении. Сейчас, как и в ближайшие два года, будет работать старая схема прове-дения ТО через ГИБДД. – А как вы можете прокомментировать ситуацию с новыми талонами? Насколько знаю, их пока нет… – Поэтому будут действительны старые талоны. Новые, разработанные министерством транспорта талоны с голограммой, госзнаками еще никто не видел, и я со-мневаюсь, что их успеют отпечатать, ведь специализированных типографий в стране не так много и график у них уже расписан. Вообще, и у бизнеса, и у правительства ничего нет, инфраструктура не готова. – На ваш взгляд, насколько целесообразно было привязывать техосмотр к ОСАГО?– По большому счету, инициатива хорошая, только надо было ее хорошо продумать. По идее, вы проходите диагностический контроль, берете диагностическую кар-ту, идете с ней в страховую компанию, вам выписывают страховой полис – и все, вопрос закрыт. На деле все намного сложнее. К тому же, как только заходит разговор, никто не смотрит ни на механизм, ни на другие вещи, все смотрят, сколько будет стоить техосмотр, куда пойдут эти деньги и будут ли брать сверх того, что установит региональная комиссия. – У меня ТО заканчивается через полгода, в мае. Могу ли я заранее перестраховаться, чтобы получить полис ОСАГО? – Без проблем. Сейчас проходите ТО и спокойно получаете полис в мае.– На Украине вообще отменили техосмотр, и аварий, насколько я знаю, больше не стало…– Да, на Украине отменили ТО, отменили доверенности, там даже инспекторов полгода на дорогах не было. Если взглянуть на статистику по ДТП, то процент участия неисправного легкового транспорта минимален. Техосмотр в основном нужен для проверки грузового и пассажирского транспорта, потому как у них значительно быстрее изнашивается ходовая часть. Если говорить об опыте других стран, то для нашего человека, привыкшего надеяться на русский авось, он неприемлем. К примеру, если бюргер услышит какие­то посторонние шумы в машине, то он обязательно заедет на станцию техобслуживания и проверит. Русский будет тянуть до последнего. Поэто-му нам и нужен четкий механизм, хотя, должен признать, наша система все же излишне жесткая.Замкнутый круг– Если купить новое авто в салоне, нужно ли проходить техосмотр?– Нет, не нужно, на новые автомобили дается техталон сразу на три года. Когда же вы покупаете б/у авто, для его регистрации необходимо наличие ОСАГО. Чтобы его получить, нужен техосмотр, а вы не имеете права ездить на машине без полиса ОСАГО. Замкнутый круг получается. В РСА советуют в таких случаях грузить авто-мобиль на эвакуатор и доставлять в пункт техосмотра. – Будет ли потолок операторов?– По большому счету, не должно быть. Изначально в законопроекте предполагали сделать ограничение – аккредитовывать только определенные фирмы. Но это про-тиворечит закону о защите конкуренции. Если у нас будет слишком мало ПТО, то на услуги будут завышены цены, возникнут очереди, опять нервотрепка. Если пунктов будет очень много – начнется разрушение бизнеса, так как люди в погоне за деньгами начнут сбрасывать ценники либо выдавать диагностические карты на не совсем хорошие машины. Поэтому¬то и нужен регулятор, и кто им будет – пока неизвестно.– Подскажите, сколько будет стоить аккредитация?– Мы все знаем, что аккредитация у нас платная. А никто не задумывался почему. Вообще должна быть бесплатная. Если человек создает пункт техобслуживания, специалисты должны проверить, соответствует ли он всем нормам, и внести этот пункт в реестр. В дальнейшем, если возникают нюансы, такие как ДТП или еще что­то, в реестре будет значиться, где автомобиль проходил техобслуживание или получал ОСАГО, к примеру. Аккредитация нужна, чтобы быстро вычислить фирму и вести с ней диалог. Если вы аккредитованы, это значит, что страховые компании обязаны принимать ваши диагностические карты. Вообще, существует огромная проблема в создании единой базы, нет программ, которые работали бы по отдельности – страховщики, ПТО, гаишники, и программы, которая могла бы объединить их в единую ба-зу. Без этого получается бардак, а в мутной воде всегда можно что­то выловить…

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»