Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Исторический клуб

Штормовая судьба шкипера Гека

Он охотился на китов, мстил хунхузам за похищенного сына, описал дальневосточное побережье и свел счеты с жизнью одним выстрелом
Штормовая судьба шкипера Гека
«… Заманчиво совершить увлекательное путешествие в прошлое нашего края, особенно если идти по стопам человека-легенды, каковым был Фридольф Кириллович Гек». Такими словами начинается книга профессора ДВФУ Ларисы Александровской «Одиссея Фридольфа Гека», в которой документально и в то же время занимательно описана его жизнь, похожая на приключенческий роман. Напомню читателям, что Фридольф Гек был вольным шкипером, одним из первых моряков тихоокеанской окраины России. А вспомнили мы о Геке потому, что 20 декабря исполнилось 175 лет со дня его рождения… От финских берегов до дальневосточных Сразу скажем: Лариса Витальевна собрала такое множество фактов из жизни Гека, что их невозможно даже просто перечислить в газетной статье. Поэтому всем, кто заинтересуется этой неординарной фигурой, советуем прочитать книгу – не пожалеете. А мы кратко пройдемся по ее страницам. Фридольф Гек родился в 1836 году в городе Экенас в Финляндии (напомню, что тогда она была частью Российской империи). Ходить в моря он начал с 12летнего возраста – юнгой на паруснике. А в 1855 году, самостоятельно подготовившись, Гек поступил в мореходную школу города Або (Турку). Окончив ее и сдав экзамен на штурмана, в 1857 году он отправился на бриге «Граф Берг» в Тихий океан, где начал зарождаться российский китобойный промысел. Китов тогда добывали со шлюпок, оснащенных небольшими пушками и ручными гарпунами. Гек стал гарпунером и за три года на Дальнем Востоке успешно освоил эту опасную профессию. Затем еще два года в дальневосточных морях, теперь уже штурманом на бриге «Амур». Вернувшись в Финляндию, Гек в 1863 году сдал экзамены на капитана дальнего плавания и до 1868 года плавал на различных судах в Атлантике, Индийском и Тихом океанах. В этом году жизнь его круто изменилась. В Великом княжестве Финляндском возникла идея социально равноправного общества, созданного с чистого листа где­-то на окраине имперских владений. Люди, поверившие в нее, нашлись. Среди них был и Фридольф Фабиан Гек. Летом 1868 года в Гельсингфорсе было создано общество эмигрантов, состоящее из 40 человек разного возраста и образования. Они решили переселиться в только что созданное Сибирское удельное ведомство, получившее земли в Приморской области, между реками Сучан (Партизанская) и Суйфун (Раздольная). Коммунист Гек Именно Гек, как человек, знакомый с российским Дальним Востоком, был выбран руководителем этого движения, названного «Финляндским коммунистическим экспериментом». Он лично отправился в Петербург за финансированием проекта. В июле 1868 года было принято решение выдать заем в 30000 серебряных рублей без процентов сроком на десять лет «ввиду существенной важности предлагаемого финляндским уроженцем Фридольфом Геком предприятия». В Германии Гек присмотрел бриг, получивший название «Император Александр II». Это было деревянное судно длиной около 27 метров, шириной 4,7 метра и водоизмещением 290 тонн. 26 ноября 1868 года бриг под командованием Гека отправился в далекий путь вокруг Африки. После 9месячного плавания, 5 сентября 1869 года, 53 переселенца прибыли в бухту Находка, а затем поселились в заливе Стрелок. С трудом пережив первую зиму, колонисты начали развивать подсобное хозяйство. Гек на бриге «Император Александр II» отправился в Охотское море на добычу китов, но промысел оказался неудачным, да и урожай овощей был собран небольшой. Между тем после 1871 года следовало начать выплату ссуды. Тогда переселенцы решили заняться золотодобычей на острове Аскольд, но и эти дела пошли не лучшим образом. В мае 1871 года удельные земли снова перешли в государственное владение. Общество эмигрантов прекратило свое существование. Бриг «Император Александр II» в счет уплаты долга был передан в состав Сибирской флотилии. Гек остался не только без соратников, но и без судна... Осенью 1874 года он принял командование китобойной шхуной «Каролина Торнквист», принадлежащей его более удачливому соотечественнику Отто Линдгольму. Заработав некую сумму денег, Гек приобрел старую шхуну под названием «Морская корова» – его первое собственное судно. Жену повесили, сына украли Дом Гека по-прежнему находился в Стрелке. Шкипер ловил рыбу, перевозил грузы вдоль побережья. Он женился, вскоре родился сын. Летом 1875 года Гек доставил на остров Аскольд нового управляющего золотыми приисками – Михаила Ивановича Янковского. Тогда и началась их многолетняя дружба. Летом 1877 года Янковский предложил Геку поселиться в бухте Сидими на западном берегу Амурского залива, где первый собирался разводить лошадей, а второй мог бы заняться рыбалкой. Гек согласился на перемены в жизни и тут же купил новое судно – шхуну «Анна». Осенью 1878 года Гек перебрался из Стрелка в Сидими. Весной следующего года на «Анне» туда были доставлены рабочие для строительства усадьбы Янковского. В начале июня 1879 года, забрав с Аскольда Янковского с женой, Гек привез их в Сидими. Но их ожидала страшная картина: по всей усадьбе лежали трупы рабочих, тело супруги Гека висело на крюке для лампы, скот был угнан, а ребенок исчез. Стало ясно, что на дом напали хунхузы – китайские бандиты. Гек надеялся, что сын найдется, что разбойники забрали его, чтобы получить выкуп, но… Еще долгие годы он безуспешно расспрашивал китайцев, пытаясь отыскать следы белокурого мальчика. Гек и Янковский, выстроивший в Сидими дом­крепость, жестоко мстили хунхузам за разбой, и те вскоре стали обходить эти места стороной. Друзья поселились тут всерьез и надолго. Гек успешно зарабатывал добычей китов и перевозками грузов. Янковский основал, как сказали бы сейчас, «многопрофильное хозяйство» – разводил лошадей, оленей, выращивал фрукты и овощи, занимался охотой. Вскоре шкипер снова женился, а в мае 1883 года у него появилась дочь Елена. В 1903 году она вышла замуж за Николая Васюкевича, и с тех пор род Гека продолжился этой фамилией известных моряков. Капитан «черт-шхуны» В мае 1885 года шхуна «Сибирь» под командованием Гека отправилась на север, к берегам Чукотки. На борт был взят штабс­капитан А. А. Ресин – специально для описания жизни местных народов, флоры и фауны. Таким образом, этот рейс, по сути, стал научным. За шесть месяцев шхуна посетила 63 пункта на побережьях Камчатки и Чукотки. Геком были составлены карты и описания берегов. Многим мысам, бухтам, островам даны названия. Кроме того, лично Гек собрал во время этого плавания коллекцию предметов быта чукчей и эскимосов. Все они были переданы в дар Обществу изучения Амурского края (теперь Приморский краевой музей им. В.К. Арсеньева). Впоследствии шкипер постоянно привозил во Владивосток различных морских обитателей и этнографические экспонаты, пополняя местный музей. В 1887 году Гек стал действительным членом ОИАК, а в следующем году в газете «Владивосток» были опубликованы его очерки об экспедиции 1885 года. В 188990 годах Гек командовал шхуной «Надежда», работая вместе с китобоем А. Е. Дыдымовым. После гибели Дыдымова он отошел от занятий этим промыслом и в 1892 году принял под свое командование шхуну «Сторож». Курсируя вдоль побережья, она выявляла браконьерские рыбалки, за что получила от японцев прозвание «чертшхуна». При этом Гек продолжал свои исследования, составив планы отдельных участков побережья с промерами глубин. В 1899 году рыбоохранная шхуна «Сторож» получила задание, рассчитанное на период до 1902 года. Была задумана научно-промысловая экспедиция, охватывавшая акваторию у Южного Сахалина, побережье материка от Императорской Гавани (теперь Совгавань) до Удской губы Охотского моря и часть восточного берега Камчатки. Следовало собрать данные по гидрографии и гидрологии, а также образцы морской флоры и фауны. С этой программой Гек успешно справился, заодно обеспечив морской практикой курсантов мореходных училищ Владивостока и Николаевска-на-Амуре. Последняя пристань Смерть Гека, несмотря на его почтенный возраст, оказалась неожиданной: на 67м году жизни он застрелился. Газета «Владивосток» 11 июля 1904 года писала: «4 июля окончил жизнь Фридольф Кириллович Гек... Он плавал в наших водах около 30 лет, и никто из моряков не знал так хорошо нашего побережья, а также не умел так приноровиться ко всем условиям плаванья около этих побережий, как покойный. Свои наблюдения во время плаваний у северных берегов Анадыри и Камчатки… покойный изложил в особой брошюре и представил ее по принадлежности в гидрографическую часть нашего порта. Там она лежала много лет и только в 1901 году… была использована в брошюре «Лоции берегов, прилегающих к Берингову морю»... Под руководством почившего много молодых людей вышло дельными моряками и знатоками плаванья в морях Дальнего Востока. В здании Восточного института, откуда 6 июля состоялся вынос тела покойного, собралось очень много друзей, сослуживцев и бывших подчиненных его. На гроб было возложено много венков, и гроб был прикрыт флагом Русского коммерческого флота. Со смертью Ф.К. Гека… во Владивостоке почти вымер тип старинных «морских волков» морей Дальнего Востока, которые шли на ловлю китов в «утлых челнах» с ручными гарпунами». Ф. К. Гек был похоронен на Покровском кладбище Владивостока. В 1987 году его прах был перенесен на Морское кладбище, в его центральную часть. Именем Гека названы мысы в Японском море и Анадырском заливе, бухты на полуострове Янковского и на Камчатке, улица во Владивостоке. В 1957 году в Сахалинском морском пароходстве появилось судно «Шкипер Гек», капитаном которого был его внук, Ю. Н. Васюкевич. А с 1990 года к порту Владивосток приписано рыбоохранное судно «Шкипер Гек», продолжающее нелегкое дело шхуны «Сторож».

Автор : Иван ЕГОРЧЕВ

В этом номере:
Рудневский больше не мост
Рудневский больше не мост

Пока владивостокцы с нетерпением ждут открытия новых мостов, развязок и дорог, в городе пришел в негодность очень важный, но пока ничейный дорожный объект

На почетного консула завели дело
На почетного консула завели дело

Кроме того, следователи ищут пассажирку пострадавшей малолитражки – девушка сбежала из больницы

Два циклона принесут в край снег
Два циклона принесут в край снег

Пока во Владивостоке снег наиболее вероятен ночью и утром в четверг

Не хлебом единым...
Не хлебом единым...

Саммит АТЭС – это не только мосты, дороги, но и новые культурные и спортивные объекты

Владивосток украсили к празднику

В столице края практически завершен монтаж новогодней иллюминации и елочных конструкций

Последние номера
газета
газета
газета
газета