Тонул – топор сулил...

Владельцы судов, застрявших во льду Сахалинского залива в конце прошлого года, оспаривают в суде суммы, выставленные их спасателями

29 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3045 от 29 нояб. 2011
c767d6e6dc78569819c4e17dc18dfe86.jpg

Напомним: в конце декабря 2010 года плавбаза «Содружество», транспортный рефрижератор «Берег Надежды», научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер» и рыболовный траулер «Мыс Елизаветы», оказавшись в ледовом плену в Сахалинском заливе, запросили помощи. Ледоколы Дальневосточного морского пароходства (ОАО «ДВМП») пришли на выручку. Первыми вывели на чистые воды суда «Мыс Елизаветы» и «Профессор Кизеветтер», затем приступили к буксировке оставшихся. Из-за разбушевавшейся стихии спасательные работы приостанавливались. Мало того, и сами ледоколы могли застрять в ледяных торосах. Но профессионализм экипажей, их опыт работы во льдах, в том числе и в этом районе, позволили успешно завершить спасательную операцию. На все ушло ровно месяц.– Главное для нас, и мы этим гордимся, что спасательная операция в Сахалинском заливе завершилась благополучно, – заявил тогда прибывший во Владивосток президент Транспортной группы ФЕСКО (в эту структуру входит ОАО «ДВМП») Сергей Генералов. – А сейчас настало время подсчитать расходы и совместно с Росрыболовством, Минтрансом и рыболовными компаниями разобраться, кто, в какой пропорции и в какие сроки будет их возмещать.– Разбирательство продлится долгое время, но надеемся успеть к следующей навигации, – был уверен директор правового департамента ОАО «ДВМП» Виктор Помелов. Однако расчеты юриста не оправдались, и выяснять отношения пришлось в суде.Без надежды и содружества Спасательная операция обошлась пароходству, по уточненным данным, в 222 миллиона рублей.Но расплатились с оператором ледокольного флота только владельцы траулера «Мыс Елизаветы» (Хабаровский край). Судно зашло в опасный район, когда вызволение других рыбаков уже началось. «Мыс Елизаветы» зажало дрейфующими льдами и несло на камни. Ледокол «Адмирал Макаров» поспешил на выручку траулеру, приостановив спасение других судов. Также в ДВМП не сомневаются в скорых расчетах с БИФ «ТИНРО-Центр» – владельцем судна «Профессор Кизеветтер».– С ТИНРО–Центром, скорее всего, достигнем мирового соглашения, – сообщил «В» управляющий директор ОАО «ДВМП» Владимир Корчанов. – Это государственная организация, все свои финансовые вопросы они согласовывают с Росрыболовством, а это процесс нескорый. Хабаровчане за вывод траулера «Мыс Елизаветы» выплатили порядка 12 млн рублей, примерно такую же сумму, мы ожидаем, заплатит ТИНРО-Центр, и мы отзовем иск из суда в отношении «Профессора Кизеветтера».В несогласных остаются два судна – «Берег Надежды» и «Содружество». На их долю приходятся самые большие суммы, поскольку распределение затрат на спасательную операцию происходит пропорционально стоимости судов. Расчет на то, что часть расходов будет оплачена из государственной казны, не оправдался. Пароходство так и не получило официального ответа от правительственных чиновников на свое письмо, в котором просило разъяснить, кто и когда возместит расходы компании, понесенные ею на организацию и проведение операции по выводу рыболовных судов из ледового плена. В неофициальном разговоре представителю компании было заявлено, что платить из бюджета за спасение имущества коммерческих предприятий – значит нарушить закон. Объявили бы в опасной зоне Сахалинского залива режим ЧС, тогда казна рассчиталась бы с пароходством. Но, поскольку прямой угрозы жизни людей не было, ту ситуацию не посчитали чрезвычайной.По словам Владимира Корчанова, примерно такой исход дела он и предвидел. – Мои первые вопросы чиновнику из Минтранса были: тонут? – вспоминает Владимир Корчанов.– Нет, – отвечают ему. – Еда, вода, топливо есть? – Есть. – Пробоины есть? – Нет. – Ну и пусть на судне зимуют. Угрозы жизни нет, до апреля доживут, а там выйдут из ледового мешка спокойно. А то можно оставить судно и пешком до берега дойти – до земной тверди всего 12 миль (20 км) по крепкому льду толщиной полметра.И тем не менее в прошлую новогоднюю ночь ДВМП в приказном порядке заставили снять ледоколы с основной работы в Татарском проливе – проводки танкеров, задействованных в сахалинских нефтегазовых проектах, и отправить их в район Сахалинского залива. Не виноваты мы – он сам пришелПо словам Владимира Корчанова, на имущество должников – суда «Берег Надежды» и «Содружество» – наложен арест. Но судьба их под вопросом: «Берег Надежды» во время сильнейшего шторма выбросило на камни Кольского полуострова; «Содружество» тоже не на «работе», где­-то отстаивается. Ходят слухи, что его пытаются продать, но легальным способом это сделать невозможно.Владельцы судов сейчас защищаются в суде, пытаясь доказать, что в спасательной операции они не особо нуждались. Хотя и не отрицают, что подавали сигналы бедствия. – Свое нежелание оплачивать расходы за спасение «железа» судовладельцы оправдывают недовольством проделанной работой как намеренно затянутой, необоснованно затратной, а работу экипажей ледоколов называют... непрофессиональной. Можно было, дескать, и за более короткое время вытянуть суда, – объясняет управляющий директор ОАО «ДВМП». – Получается, что мы пришли незваные и месяц там ходили жгли топливо и просто так канаты рвали.Рыбаки просили назначить экспертизу действий капитанов ледоколов. Но судья отказала, ссылаясь на то, что руководство спасательной операции осуществлял штаб по чрезвычайным операцией при Минтрансе, который возглавил замминистра транспорта Виктор Олерский.– Замминистра находился на Сахалине и давал команды: бросить этот пароход – идти за плавбазой, оставить плавбазу – идти за пароходом. Мы обязаны были подчиняться его командам, хотя, не скрою, были разные мнения, – заметил Владимир Корчанов. – В любом случае мы готовы к экспертизе – мы сделали свою работу. Шансов вытащить суда было 50 на 50. Существовал риск, что ледоколы на всю зиму застрянут в ледовой блокаде. И тем самым мы сорвем проводку танкеров, доставляющих сахалинскую нефть через Татарский пролив в замерзающий порт  Де­-Кастри  Хабаровского края и обратно.Если в этом году случится аналогичная ситуация, то добровольно мы не пойдем спасать пароходы. А заставить нас, как это произошло год назад, уже вряд ли кто рискнет. Сразу же возникнут вопросы. Во­-первых, как и кто допустил, что в опасный район вновь пошли суда. Во­-вторых, сложившаяся практика показала иллюзорность надежд, что государство будет оплачивать спасение имущественных активов коммерческих предприятий.А между тем эксперты не отрицают возможности повторения прошлогодней ситуации, сложившейся в Сахалинском заливе. До сих пор нет нормативных документов, которые бы позволяли Росрыболовству в короткий срок закрывать опасные для мореплавания зоны. Пока регулирует навигацию здравый смысл судовладельца. Но стоит ли на него надеяться? Например, по поводу блокады в Охотском море плавбазы «Содружество» экс-руководитель ОАО ХК «Дальморепродукт» Юрий Диденко заметил, что ответственность за сложившуюся с судном ситуацию лежит целиком на его судовладельце – ОАО «Дальморепродукт».– Судно зашло для перегруза в место, куда в это время года категорически не рекомендуется заходить, – заявил в одном из своих интервью Юрий Диденко. Заслуженный работник рыбного хозяйства уверен: капитан «Содружества» без указаний судовладельцев сам никогда бы в такой ситуации не пошел на перегруз… Справка «В» В оперативном управлении ДВМП находятся 4 дизель-электрических ледокола: «Адмирал Макаров», «Красин», (оба дедвейтом 7,5 тыс. тонн), «Магадан» (дедв.1,9 тыс. тонн), «Капитан Хлебников» (дедв. 4,4 тыс.тонн). Они обеспечивают проводку судов, которые работают на северном завозе, а также в Татарском проливе на нефтегазовых проектах, осуществляют проводку танкеров и газовозов в порт и из порта Де­-Кастри.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»