Кто нас поздравит с Новым годом в XXI веке?

Представьте себе, что в новый, 2000 год вы смотрите телевизор и вас поздравляют власти: мэр Владивостока Виктор Черепков, губернатор Приморья Константин Толстошеин, а от федеральных властей Евгений Наздратенко. Не верите, а зря, потому что заинтересованные силы уже просчитывают свои шаги вплоть до новых президентских выборов, до которых осталось на 2 года больше, чем до выборов мэра Владивостока, и всего на один год больше, чем до выборов губернатора края. И пробой сил станут выборы в думу Владивостока, которые должны состояться 29 марта. Будут ли в этот день выборы мэра, с уверенностью не может сказать, наверное, даже сам Виктор Иванович - инициатор досрочного переизбрания.

28 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №304 от 28 янв. 1998

Представьте себе, что в новый, 2000 год вы смотрите телевизор и вас поздравляют власти: мэр Владивостока Виктор Черепков, губернатор Приморья Константин Толстошеин, а от федеральных властей Евгений Наздратенко.

Не верите, а зря, потому что заинтересованные силы уже просчитывают свои шаги вплоть до новых президентских выборов, до которых осталось на 2 года больше, чем до выборов мэра Владивостока, и всего на один год больше, чем до выборов губернатора края.

И пробой сил станут выборы в думу Владивостока, которые должны состояться 29 марта. Будут ли в этот день выборы мэра, с уверенностью не может сказать, наверное, даже сам Виктор Иванович - инициатор досрочного переизбрания.

Проблемы края проще решить из Москвы

Но начнем с его оппонентов. Нет, пожалуй, сейчас другого губернатора в России, о котором столько пишет пресса. Неспроста это. Виктор Черепков более экстравагантная личность, но пишут о нем много меньше. И это внимание к нашему губернатору вселяет в нас, приморцев, чувство гордости за своего земляка. Говорят, в некоторых регионах России даже опросы проводят - мол, проголосуете ли вы на президентских выборах за Лужкова, если премьером при нем будет Наздратенко? Может быть, я ошибаюсь, и в опросах вместо Лужкова фигурирует другая личность. Разве мы не проголосуем за нашего человека, если он устремится на самый верх, а не на какой-нибудь пост председателя комитета по драгметаллам?

Как ни странно, гораздо труднее ответить на вопрос: а проголосуем ли мы за Наздратенко, если он всего лишь будет претендовать на пост губернатора края? Выборы краевой думы показали, что настроения избирателей меняются.

Плохо только, что, видимо, стараниями Чубайса о Наздратенко не очень лестно пишет иностранная пресса. Зарубежные издания иногда рассказывают о нашем губернаторе как о человеке, противящемся преобразованиям, с чем и связывают тяжелое социально-политическое положение во вверенной ему вотчине.

Наверное, это и сыграло свою роль в том, как поспешно и настойчиво пропагандисты краевой администрации принялись лепить международный имидж Наздратенко. Но под рукой не было никого, кроме инициативного господина Ферша или, может быть, Фершта. Говорят, этот господин обещал устроить презентацию Приморского края при ООН. Если это предложение было бы принято, то вполне естественно, что ему должны быть выделены и деньги. Неизвестно, что там случилось с “презентацией”, но в итоге Наздратенко стал “самым аристократичным” губернатором года. Молчать бы в тряпочку по этому поводу. А теперь вот журналисты выяснили, что академия аристократов зарегистрирована на Багамских островах. Это все равно, если в Нью-Йорке вы представитесь кому-нибудь так: князь Голицын, живу в Бронксе. Тут одно из двух: либо вы князь, либо живете в самом гадком городском районе, где приличные люди не живут. В общем, благодаря своему аристократическому титулу Наздратенко за последнюю неделю сполна испил чашу журналистского ехидства. Причем не Ферша надо в этом винить.

Может, и врут про то, что Лужков присматривается к нашему губернатору, но зато очевидно, что представители народно-патриотических сил к нашему губернатору заезжают. Вот Лебедь был, а потом и Рохлин. Причем Рохлин прямо сказал, что он поехал в Приморье, только удостоверившись, что непременно состоится его встреча с Наздратенко. А потом и добавил, что его движение ищет кандидата в президенты.

А вот здесь пора назвать фамилию Толстошеина. Ведь генералы с Наздратенко разговаривают, а потом несколько дней с Толстошеиным по краю ездят. Ему, конечно, сам бог велел ими заниматься, ведь он отвечает за оборонную промышленность. И теперь благодаря этому Константин Борисович приобретает весьма значительные связи и поддержку - ведь у генералов есть свои “движения”, а у этих движений - “отделения”, которые весьма влиятельны в нашем крае. И если наш губернатор пойдет на повышение, Толстошеин может стать весьма влиятельной фигурой.

Уживется ли Черепков с городской думой?

Как бы ни сложился расклад политических сил в новой городской думе, уже сейчас ясно одно: Черепков скорее всего не сможет работать с этой думой. Все его поступки и заявления показывают, что ему не нужен контролирующий орган. Его атака на местные органы прокуратуры, которые были вынуждены играть роль контролирующей инстанции, доказывает, что он не терпит ни малейшего вмешательства в дела мэрии. Ведь даже среди его соратников в мэрии удержались в основном те, кто может прятать собственное мнение и готов беззаветно поддерживать своего шефа.

А попробуйте найти общий язык с независимыми депутатами, которых к тому же будет 28 человек? А если они начнут серьезно проверять траты бюджетных денег? Причем поставят под сомнение не их “законность”, а их целесообразность?

Срочно заявивший о себе блок античерепковцев “Наш город - Владивосток” сейчас готов использовать все ресурсы пропаганды, чтобы развенчивать Черепкова. Его бывший первый зам и управляющий городом, а ныне лидер этого движения Юрий Копылов уже продемонстрировал с помощью телевидения образчики такой пропаганды. Выступая в программе РВК “Монитор”, он взывал к горожанам старшего возраста: мол, нет хуже участи, как этими переходами пересекать дороги - в них и ограбят, и темно, и лестницы крутые.

Спорим, если Черепков сейчас уйдет, то следующая городская администрация будет гордиться тем, что она достроила эти 30 туннелей. Это мы все уже проходили. Не сам ли Копылов в интервью нашей газете, еще в ту пору, когда работал с Черепковым, провозглашал, что на центральной городской площади больше не будет базаров и ярмарок? А они были. Да горожанину плевать на идеологическое объяснение, ему - было бы удобно. Причем обывателю плевать не только на всех, но и на себя. Черепков, наверное, думает, стоит построить переходы, как все только и будут по ним ходить? Как бы не так!

Посмотрите, что творится на перекрестках, где есть подземные переходы, например, на перекрестке Светланской и Океанского: в переход идут только те, кто хочет что-то купить в подземном ларьке, все прочие перебегают дорогу перед близко идущим транспортом и в зоне видимости поста ГАИ, который, должно быть, считает невыгодным связываться с пешеходами - права у них не отнимешь, штраф не вытребуешь.

Мы еще услышим, что и дороги построены неправильно. Жителям домов, у окон которых сейчас громыхают бульдозеры, пообещают расселение в новых домах. Трамваи чисто в предвыборных интересах объявят национальным достоянием, а жителям острова Русского пообещают построить мост.

Говорят, Копылов опять только мишень и демонстративная фигура, а в нужный момент он уступит место “нашему человеку”. Но Юрий Михайлович уже играл в эти игры: упорно говорили, что “Черепков должен был после Москвы посидеть в кресле до Нового года и оставить город Копылову”. Сейчас Юрия Михайловича поддерживает не только краевая администрация, но и те силы, которые называют себя национально-патриотическими. Так что Копылов может ввести свои правила в политическую игру.

Черепков многого добился для города и горожан за последнее время, но, видимо, не проявил достаточной гибкости. В конце прошлого года он словно заметался и сам загнал себя в ловушку объявлением голодовки. Не всегда на государственной сцене можно играть роли из жизни политкаторжан и уполномоченных по правам человека. Тоже мне отечественный доктор Хайдегер: чтоб прокурора сняли, а не то помру. Не сняли прокурора, завязло в суде и дело милиционеров, устроивших Черепкову взятку. Жилищно-коммунальное хозяйство города за год никак не достигло планируемых результатов. Одна отдушина - строительство дорог, там хоть результат видно.

Видимо, в очень грустном настроении Виктор Иванович пообещал досрочно уйти с поста мэра и больше не участвовать в подобных выборах. Но дела-то ведь не закончены. И вот уже в ряде интервью он что-то говорит о планах на следующую осень, словно забыв, что даже законный его срок истекает летом.

Осталось несколько дней, когда мэр должен объявить: какие выборы состоятся 29 марта - только городской думы или мэра тоже?

И один из лучших вариантов для Черепкова - “сохранить лицо”, - то есть верность своим обещаниям и продолжить свои дела - это сделать ставку не на личное переизбрание, а на поддержку человека, которому бы он доверял. На мой взгляд, одна из подходящих кандидатур - Владимир Гильгенберг. Он работал в администрации Черепкова управляющим городом, он с ним ссорился и возглавил бунт замов против мэра, но он с ним и помирился. Проще говоря, Гильгенберг, может быть, и устроит Черепкова, но вряд ли станет фигурой, устраивающей его оппонентов, и мир в городе не наступит.

Что ж остается? Идеальный вариант - отодвинуть выборы депутатов и мэра и провести для начала референдум о городском уставе. А в уставе можно зафиксировать, что мэр возглавляет городскую думу или, наоборот, что дума приглашает мэра на хозяйство.

Оппоненты Черепкова после провала их кандидатов на выборах в краевую думу сделали для себя выводы и выработали новую тактику: если раньше его как бы не замечали, теперь он станет персонифицированным городским злом. Сторонники Черепкова словно заворожены верой в его гипнотические способности и совсем не рассматривают вариант проигрыша выборов и поиска нового лидера взамен уставшего. А жаль, новый мэр, независимый ни от Черепкова, ни от краевой администрации, городу бы не помешал.

И вот самая свежая новость: 21 января в суд Ленинского района поступила жалоба Приморского крайизбиркома, которая оспаривает назначение выборов мэра на 29 марта. Аргументация такая: досрочные выборы назначаются только на вакантные должности. А Черепков в последнее время на своем посту. Как сообщил пресс-центр мэрии, Виктор Иванович прокомментировал эту жалобу так: “Крайизбирком и суд выполняют социальный заказ краевой администрации. Там знают, что у меня высокий рейтинг и, не имея достойной альтернативы, боятся, что я выиграю выборы и возглавлю город еще на пять лет”. Ну, что ж, значит, Черепков скорее всего вопреки своему обещанию снова выставит свою кандидатуру на высший городской пост. Но когда состоятся эти выборы?

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, "Владивосток"