Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Культура

После голых женщин Черкасов озверел...

Полотна в стиле «ню» у именитого художника сменились картинами лошадей и собак
После голых женщин Черкасов озверел...
Этой традиции уже много лет: каждый год в середине ноября заслуженный художник России Сергей Черкасов приглашает зрителей на вернисаж в галерею «Арка», где показывает работы, созданные в течение 12 месяцев… Поклонники творчества Сергея Михайловича знают его манеру письма и напоенные светом и солнцем холсты, любят его взгляд на Владивосток, на природу, а потому каждый год ждут новой выставки – и каждый раз гадают, чем же на этот раз их удивит живописец… В этом году на выставке, открывшейся на днях в галерее «Арка», зритель не найдет характерных «черкасовских» пейзажей и городских зарисовок. С холстов на публику смотрят страусы, коты, собаки, лошади, сороки, быки и другие животные. Одно слово – зверье… – Сергей Михайлович, опять вы удивляете публику. Но почему животные? – Менее всего я ставлю себе целью удивить зрителя. Просто в течение года работаю над какой­-то темой и потом показываю, что получилось. Вот откуда берется тема – это вопрос интересный… Что-то мне подсказывает опытный галерист Вера Глазкова, и я всегда прислушиваюсь к ее мнению. Что-то приходит само… В прошлом году была серия «ню», а в этом году решил взяться за животных. И знаете, как только эта идея стала созревать в голове, все начало срастаться… Вдруг заметил, что в Садгороде недалеко от железной дороги пасутся верблюды. Зашел посмотреть – а там зоопарк! Познакомился с владельцем, приходил к нему писать с натуры страусов – очень интересные с точки зрения пластики... Да и старый опыт, склонность к анимализму пригодились. Я ведь для создания иллюстраций для книги Арсеньева «По Уссурийскому краю» немало времени провел в Московском зоопарке, работал там, рисовал животных. Вообще знаете, что интересно? В том же Московском зоопарке каждый день после закрытия работало довольно много художников-анималистов. Публики уже нет, животные ведут себя более естественно… Так что рисовать зверье – это страсть… Конечно, зарисовать с натуры очень сложно. Животные ведь не станут позировать. Тот же кот, вроде спит и спит, только начнешь думать: вот в этой позе я его и изображу, как он раз – и перевернулся! Поэтому мои картины – это больше наблюдение и воображение, а натура – как справочник, рисуем же мы свои ощущения и понимание этого мира. Я это и студентам своим говорю, как преподаватель академии искусств: все происходит на холсте, это как у писателя на бумаге, только там ясно – произведение это или мусор для корзины… Есть среди работ «портреты» и моих собственных животных. Коты мои, к примеру… Галки, сороки – они постоянно к дому прилетают… Наблюдаю за ними, потом рисую… Думаю, такую серию можно продолжать. Я, бывает, сокрушаюсь иногда: слишком рано, думаю, прошла та или иная выставка. Вот показал «ню» в ноябре прошлого года, а потом до мая все писал моделей – и появлялись работы, которые, на мой взгляд, придали бы выставке, организуй я ее в мае, другое звучание, иной акцент… Думаю, что с животными может получиться так же. Но выставки в ноябре стали традицией, и изменять ей не хочется. Я, конечно, весь год не только животных писал, но и пейзажи, которые, кстати, вошли в календарь. Это уже традиция – в течение 22 лет выходят у меня календари с городскими пейзажами, так что нарушать традицию мы с издательством «ЛИТ» не стали. Как правило, названия выставкам, как и работам, давать отказываюсь: имя картины может напророчить ей счастливую судьбу, а может и наоборот… Был у меня холст, которому галерист дал название «Воспоминание». Хорошая была работа – а никто и внимания не обратил. Но как только я поменял ей имя, взгляд зрителя изменился – и работу тут же купили! Понимаете? Точное, в цель попадающее слово – это большая удача и в то же время редкость. – Какое послание вкладываете в свою выставку? – Недавно я прочел письмо Крамского Васнецову, в котором он много размышлял о том, что русская живопись – это рассказ, уже много лет – рассказ, и, может быть, пора что-­то поменять? Я со страшной силой пытаюсь избежать рассказа, потому делюсь со зрителем личными переживаниями, ощущениями, эмоциями… Все мои животные напоены солнцем, миром, добрыми эмоциями, даже собака из-за забора смотрит не с оскалом, а с любопытством и добродушием. Рассказ – удел писателей, живопись – это цвет, фактура, а уж что там происходит на картине – это каждый зритель додумает для себя, продолжит историю по-своему… Недавно был в Петербурге, так там столько выставок проходит… А зритель идет далеко не на все. Поэтому главное, чтобы публика не осталась равнодушной, чтобы люди друг другу говорили: сходи посмотри… Зрителя не обманешь, я с этим и в Венеции сталкивался, и у нас, на пленэрах в бухте Витязь. Если картина получается, ты сам это чувствуешь, то прохожие подходят: о, здорово! А если сам ощущаешь, что нет подъема, нет настроения – то и случайные прохожие равнодушно проходят мимо…

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Туристов в Приморье будут заманивать инвестициями. И новыми проектами

Об этом на пресс-конференции рассказал заместитель директора департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Сергей Рыбников

Печи притушили за нарушение закона

До истечения срока, определенного судом, судебные приставы ежедневно осуществляют проверку целостности печатей

Точка еще не поставлена
Точка еще не поставлена

Депутаты нынешнего созыва ЗС ПК соберутся для внесения корректив в бюджет-2012

Хотите хороших законов? Так делайте их!
Хотите хороших законов? Так делайте их!

Власти призывают малый бизнес... лоббировать свои интересы

Глава Владивостока поговорил с ветеранами о самом значимом

Я, как строитель, представляю себе, что значит построить мост через залив или корпуса университета

Последние номера
газета
газета
газета
газета