Владивосток Авиа подрезали крылья

Аэрофлот поделил небо между своими компаниями

15 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3037 от 15 нояб. 2011
0b484f1825abbddf94f5d97b3cd8ab8e.JPG

Совет директоров ОАО «Владивосток Авиа», прошедший 11 ноября, принял стратегию развития компании в составе ОАО «Аэрофлот» до 2015 года. Согласно нововведениям маршрутная сеть дальневосточного перевозчика изменится и, возможно, самолеты Владивосток Авиа уже не полетят в Москву. Также пока не принято решение, останется ли бренд Владивосток Авиа или же лайнеры дальневосточного перевозчика сменят привычное название, как и раскраску. Генеральный директор Владивосток Авиа Владимир Сайбель уже заявил о том, что покидает компанию, которую возглавлял с 1994 года: 67летний руководитель авиакомпании отклонил предложение занять пост советника генерального директора ОАО «Аэрофлот» и сообщил, что уходит на заслуженный отдых. По его словам, он столько поработал, что пора и отдохнуть. А потому планирует заниматься внуками и делами, на которые раньше не было времени. Кресло гендиректора Владивосток Авиа с 1 декабря займет по рекомендации Сайбеля его первый заместитель Дмитрий Тыщук.Напомним, что летом этого года национальный перевозчик выкупил у государственной корпорации «Ростехнологии» акции авиапредприятий «Россия», «Кавминводы-Авиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы». Как заявил генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев на прошедшей во Владивостоке пресс­-конференции, сегодня Владивосток Авиа убыточна и находится в тяжелом финансовом кризисе. Впрочем, в таком состоянии ныне пребывают многие российские авиакомпании. Эксперты связывают сложившуюся ситуацию со стоимостью топлива. На сегодняшний день в бюджете самого Аэрофлота запланированы расходы в сумме 4,5 млрд долларов в год, из которых около двух млрд – это стоимость керосина. – Сокращение любых затрат ничто по сравнению с расходами на керосин. Это слишком много, – посчитал Савельев. В соответствии с соглашением с Ростехнологиями юридический контроль над Владивосток Авиа Аэрофлот получит уже до конца ноября. Однако уже сегодня Аэрофлот предоставил своей дочке финансовую помощь, в том числе прямым кредитованием, на сумму полтора млрд рублей. До конца года вливания увеличатся до двух млрд рублей. Средства пойдут в основном на погашение задолженности Владивосток Авиа перед контрагентами.Поделили небоВ Аэрофлоте введена система управления региональными компаниями аналогично действующей в немецкой Lufthansa. Согласно принятой доктрине, планируется перекроить традиционные авиамаршруты входящих в Аэрофлот авиапредприятий и заменить авиапарк с учетом новых направлений.– Мы не пошли путем объединения компаний под брендом Аэрофлота, – пояснил замысел Виталий Савельев. – Каждое авиапредприятие займет свою нишу. Будут и чартерные, и региональные, и низкобюджетные перевозчики. По словам Виталия Савельева, Владивосток Авиа будет развиваться как региональная компания федерального масштаба. В ее зону войдут все рейсы «от Улан Удэ вправо, включая зарубежку».– Что касается полетов на Москву, то будем исходить из того, рейс какой компании экономически более эффективен, – заявил Виталий Савельев. – Билеты на рейсы всех авиакомпаний Аэрофлота станут продаваться через нашу единую систему.Судьба местных маршрутов, так называемой малой авиации, еще не решена. Этот вопрос только предстоит обсудить с администрацией Приморского края. Как подчеркнул Виталий Савельев, объемы и направления региональных перевозок будут зависеть от размеров дотаций, выделенных на эти цели местными властями. Вообще, по словам гендиректора Аэрофлота, Владивосток Авиа по большей части будет заниматься дальневосточными перевозками. Население Дальнего Востока и Сибири примерно 8-9 миллионов человек. Это тот пассажиропоток, на который Владивосток Авиа может реально рассчитывать в регионе. Смогут ли перевозить больше? Все зависит от доли валового национального продукта на душу населения. По этому показателю мобильность нашего населения в 7 раз хуже, чем в США, и в 4 раза ниже, чем в Европе.Планируется поменять и авиапарк Владивосток Авиа, который на сегодня, по определению Виталия Савельева, неоднородный и дорогой. Используемые дальнемагистральные «Ту-204-300» и ближнемагистральные «Як-40» расходуют топлива в два раза больше, чем современные лайнеры. В принятой стратегии определены модификации самолетов, которыми намечено заменить неэффективные борты. – Начнем концентрироваться на семействе среднемагистральных Airbus A320, – заметил Виталий Савельев. – На них мы делаем базовую ставку. Самолеты А320 очень эффективные машины, сейчас выходят с новыми возможностями, новыми технологиями. Планируем также использовать Sukhoi Superjet 100 («Сухой Суперджет») – машины отечественного производства, инновационные. Сейчас изучаем возможность их использования для региональных перевозок, в том числе в наших дальневосточных дочках.Владивосток Авиа ждет ребрендинг. Над новым имиджем аэрофлотовских дочек работает компания маркетологов. Пока не принято решение, оставят ли авиакомпании прежнее название: все зависит от того, как оно будет восприниматься на слух иностранными клиентами Аэрофлота. В новой расцветке бортов, как заметили специалисты, постараются отразить и корпоративные ценности Аэрофлота, и маршрутную направленность каждой дочки.«Открытое небо» еще под вопросом Решение Минтранса ввести статус «открытого неба» над международным аэропортом Владивостока в Аэрофлоте воспринимают неоднозначно. Снятие существующих ограничений на полеты иностранных авиакомпаний серьезно ужесточит борьбу за пассажиропоток. Для граждан, как ожидается, это выльется в более широкий выбор перевозчиков, улучшение сервиса и удешевление билетов. В то же время предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ставит национального авиаперевозчика в неравные условия. Сегодня Аэрофлот держит 26-27 процентов отечественного рынка. А та же Lufthansa в своей стране – до 70; Air France перевозит до 65 млн пассажиров в год. Это больше, чем вся наша авиация вместе взятая. Приход крупнейших авиаперевозчиков Европы на российский рынок грозит вытеснением с него отечественных авиакомпаний. – Сегодня Минтранс дал некоторую корректировку своего решения, – поясняет Виталий Савельев. – Там объявили, что статус «открытого неба» – это, скорее, вопрос для обсуждения, приглашения к переговорам о том, какие направления и на каких условиях в ответ получат наши перевозчики. А пока Аэрофлот готовится к ужесточению конкурентной борьбы. Стоит ожидать дальнейшего слияния российских авиакомпаний. Сегодня взлетают в небо самолеты примерно 130 отечественных авиапредприятий. Вскоре, как предположил Виталий Савельев, после вступления России в ВТО таковых останется не более 10-12. Дальневосточникам не стоит обольщаться по части скорейшего удешевления авиабилетов, но вот заметное улучшение сервиса гарантировано. В завершение Виталий Савельев отметил, что Аэрофлот ничего не забирает у Владивосток Авиа, только дает. – Наша концепция заключается в том, что мы все были аэрофлотовскими, – заключил Виталий Савельев. – Мы должны понимать очень простую вещь: сильной России нужен могучий флот. И наша задача – возродить могущество.

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»