«Озорникам» равных нет

И они еще удивят гостей саммита АТЭС!

9 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3034 от 9 нояб. 2011
4480c5b68fe99f3715cc1067d3aad0cb.jpg

Несколько недель назад «В» сообщал о том, что из Италии во Владивосток вернулся ансамбль народных инструментов «Озорники» муниципальной детской школы искусств №3. «Озорники» завоевали Гран-при международного конкурса баянистов, аккордеонистов, оркестров и ансамблей «Премия города Ланчано», а кроме того – стали победителями в номинации «Ансамбль», где соревновались более 30 коллективов из России, Литвы, Латвии, Болгарии, Бельгии, Чехии, Италии и других стран. А еще «Озорники» дали шесть сольных концертов, которые прошли с большим успехом. – Приз такого уровня, – говорит руководитель ансамбля народных инструментов «Озорники» Сергей Токарев, – это, конечно, очень приятно. И ответственно. Но мы за титулами не гонимся, в конкурсах участвуем не ради призов. Ансамбль «Озорники» существует шесть лет. К мысли организовать такой коллектив меня подтолкнул и накопленный опыт, и то, что я много лет отдал этому виду творчества, русскому песенному и музыкальному фольклору, работал с профессиональными коллективами.– Первое, что приходит в голову, когда говорят «народные инструменты», – балалайки, ложки… А на чем играют ваши юные музыканты?– Мы глубже смотрим, есть у нас и балалайки, и ложки, но кроме них представлены такие слегка подзабытые инструменты, как жалейка, свирели, гусли, ну и само собой – баян, гармонь. Всего у нас 50 инструментов, конечно, на всех сразу мои ребята не играют, но в программе они все представлены.– В ансамбле занимаются воспитанники школы?– Да, и в этом есть небольшая проблема: наш костяк, основной состав – то, что мы называем «старшие «Озорники», – выросли, окончили школу, с ними придется расставаться, им уже по 17 лет. А вообще этот состав в ансамбле шесть лет, с самого начала. Да, кто-то уходил, у кого-то менялись интересы, но основной костяк остался, мы с ними начинали с нуля. В основном составе у нас восемь человек: шесть мальчиков и две девочки. Им от 14 до 19 лет. Два брата – Никита и Алексей Игнатенко, универсалы, Ян Казакевич – балалаечник, Миша Галушко – жалеечник, Дима Притуляк – играет на свирелях, Юля Паламарчук и Нина Виноградова – наши вокалистки, и Никита Лапин – контрабасист. «Старшие «Озорники» – готовый профессиональный коллектив, который может представлять и город, и край на конкурсе и фестивале любого уровня.Второму составу, подрастающей смене, у нас в основном по 12 лет, и эти ребята просто рвутся в бой, очень радует, что они так настроены, так хотят проявить себя.– Минутку… Восемь человек – и 50 инструментов?– Да, наши «старшие «Озорники» владеют практически всеми видами народных инструментов.– Сталкивались ли вы с проблемами типа «надоела музыкальная школа» или «я лучше в футбол погоняю»?– Сейчас таких проблем у нас нет. В музыкальную школу моим ребятам – особенно после того, как они стали заниматься в «Озорниках», – ходить нравится. Те, с кем были такие проблемы, давно уже перестали играть в нашем ансамбле. И надо моим мальчишкам отдать должное: они жертвуют и футболом, и своими подростковыми интересами, в том числе свиданиями с девочками – ради коллектива.Когда мы только начинали, я с каждым занимался индивидуально, особенно в момент освоения народных инструментов. Сейчас у нас репетиции два раза в неделю. И на репетициях царит, грубо говоря, террор, потому что я выжимаю из мальчишек все, что могу, за то время, которое выделено на репетиции. Дисциплина – важное для нас понятие. У нас ведь название «Озорники» возникло не просто так. Оно, по сути, отражает и характер моих исполнителей. Ребята подобрались настолько эмоционально раскрепощенные, открытые, отвернулся на минуту – уже клубок по сцене катится. Так и решили: «Озорники». Конечно, сейчас они подросли и остепенились немножко, но марку озорников держат!– Наверное, выпорхнув из стен ансамбля, все равно не оставят музыку…– Не думаю, что, выйдя из стен ансамбля, ребята продолжат занятия народной музыкой. Конечно, хотелось бы верить, но я реалист. Им нужно будет учиться, создавать семьи, кормить их, а народная музыка сегодня не приносит такого дохода, чтобы семья была сыта. Но, уверен, лет в 45 они никуда не денутся – вернутся к творчеству, к народной музыке.– Вы посвятили музыке всю жизнь…– Да. Я действующий музыкант, баянист, вместе с ребятами приходится прыгать и скакать по сцене, с одной стороны, это их подбадривает, с другой – творческая единица в коллективе всегда кстати. Конечно, важно не переходить границу «преподаватель – ученик», но во время концертов это не всегда удается.– Какова миссия «Озорников», ведь не просто же играть народную музыку?– Перед собой я ставлю цель передать приобретенный опыт детям, а публику приобщить к народным музыкальным традициям. Что касается миссии ансамбля, то она – в популяризации фольклора. Сегодня он развивается как бы в двух направлениях. Многие музыканты пытаются найти точки соприкосновения народной музыки с современностью. Другие же исполняют народные песни именно как нечто застывшее, нечто из прошлого, музейный экспонат.Мы считаем правильным первый путь. Конечно, мы не идем так далеко, как Надежда Бабкина, которая включает в свои номера современные ритмы, но мы стараемся играть фольклор так, чтобы он был понятен, воспринимался как свежее, незатертое произведение. Считаю, что за этим будущее. А наша цель – заронить в душу слушателей зерно любви к народной музыке.Мы потому и устраиваем небольшую театрализацию в каждом номере, чтобы завести публику. Режиссерами, хореографами выступаем сами. Создавать костюмы нам помогают родители – и шьют даже… А школа дает нам крышу над головой, репетиционную площадку. Кроме того, в нашей школе, в единственной во Владивостоке, есть фольклорное отделение, где учат игре на традиционных инструментах и дают детям певческие навыки.– Как вы попали на конкурс в Ланчано?– Полтора года назад мы участвовали в конкурсе в академии искусств, где председателем был Владимир Зубицкий, он же являлся председателем жюри конкурса в Ланчано. Он нас и пригласил, посмотрев наши записи. Мы везли не просто отдельные номера, а готовую программу, которая складывалась и выкристаллизовывалась у нас годами. В конкурсе мы показали пять произведений, которые, на мой взгляд, наиболее ярко отображают лицо коллектива. У нас было немало соперников из России, Чехии, Украины… Но, скажу честно, нам очень помогла приморская, владивостокская, если хотите – азиатская закалка. Мы ведь, если в Приморье играем для иностранцев, то, как правило, для японцев, корейцев, китайцев – публики выдержанной, вежливой, даже где-то консервативной, публики, которую очень трудно завести. А мы заводим! Поэтому с публикой в эмоциональной Европе у нас проблем не было. Мы были на голову выше остальных конкурсантов. Это стало ясно еще на прослушивании. Во время прослушивания по регламенту аплодисменты не положены. Но как нам аплодировали! Мальчишки мои Крым и Рим прошли в смысле работы с аудиторией – они настолько заводили публику в зале, что во время концерта мы даже волновались, как бы зрители не выскочили на сцену, так мы смогли увлечь зал. И очень приятно, что помимо Гран-при мы по окончании конкурса получили приглашение отправиться на гастроли по Чехии и Бельгии весной будущего года. Это и приятно, и очень ответственно. Мы даже морально не были готовы к такой высокой оценке.Справка «В»Ансамбль «Озорники» был организован директором ДШИ №3 Сергеем Токаревым в 2005 году. Коллектив является постоянным участником большинства городских праздничных мероприятий, в этом году солисты ансамбля стали обладателями стипендий Владивостока в области культуры и искусства. «Озорники» являются победителями и лауреатами городских, региональных и федеральных конкурсов и фестивалей. Отправиться на конкурс в Италию «Озорникам» помогла финансовая поддержка администрации Владивостока. По поручению главы города Игоря Пушкарева всемерная поддержка муниципальных детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, а также поощрение талантливых и одаренных детей являются одним из приоритетных направлений в работе городских властей.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ