Двоечники поневоле

Психологи наконец нашли причину школьной неуспеваемости

2 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3031 от 2 нояб. 2011

С плохими отметками родители борются, наверное, с тех самых времен, когда учителя стали применять методику оценки знаний школяров. Наши родители, родители наших родителей и так далее по нисходящей причину в детских «двойках»-«тройках» видели одну - лень-матушку, которая вперед родилась. Только почему один и тот же ребенок может легко освоить русский и никак не совладать с математикой? Почему, зная наизусть все правила, не умеет правильно писать? Почему он такой несобранный и неусидчивый? Зеркалит буквы? К психологу– Мы сможем ответить на эти вопросы, если познакомимся с работой человеческого мозга, – рассказывает нейропсихолог Татьяна Кацура. – Наш мозг состоит из трех блоков. Первый блок отвечает за подачу питания, энергии для всего мозга. Он питает мозг, как батарейка питает электроприборы. Это фундамент для развития памяти, внимания, мышления, восприятия. И если снижается тонус этого блока, то полуспят и остальные отделы мозга. Второй блок осуществляет переработку и хранение информации – слуховой, речевой, двигательной. Это блок памяти, восприятия предметов и пространства. Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью, путанице букв, неправильному расположению записей в тетради, ошибкам при счете, трудностям усвоения математики.А третий блок отвечает за контроль над деятельностью, за умение поставить перед собой задачу, выполнить ее и проанализировать результат.– Знаете, как можно отличить просто ленивого школяра от ребенка, у которого не сформированы функции головного мозга? У первого после занятий с репетиторами ситуация с успеваемостью заметно выправляется, - считает Татьяна Николаевна. - У второго помощь репетитора носит временный характер. То есть пока занимаются - результат есть, прекращают - он вновь сползает на «двойки»-«тройки». Однако лучшая диагностика - это все-таки тестирование у специалистов. Мы все понимаем, что бывают дети, которым трудно дается предмет из-за особенностей их развития, а бывают лентяи. И если характер ошибок вашего ученика схож с примерами, приведенными ниже, то ему требуется срочная нейропсихологическая помощь:- отсутствие пропусков между словами и предложениями;- зеркальное написание букв и цифр;- повторение одной и той же буквы, например, «пироП» вместо «пироГ»;- ошибки в ударных слогах, пропуск букв, перестановка слогов;- нечитаемый почерк, слишком мелкое или крупное написание;- трудно считать: 9+7, 17-8, сложности понимания условия задачи;- не может выучить таблицу умножения.Когда зубрить бесполезноМетод тренировок, активно пропагандируемый учителями, в данном случае не работает. Заставлять ребенка просто решать примеры, когда не сформирован фундамент, бесполезно, считают психологи. Нельзя строить здание без фундамента. А фундамент - это сформированные пространственные представления, хорошо развитая память: кратковременная, долговременная, сформированное внимание зрительное и слуховое, достаточный самоконтроль и т. д.Для примера представьте себе ребенка, который никак не может выучить таблицу умножения, плохо запоминает стихи. Эти сложности оттого, что у него не развито чувство ритма. И если он будет бесконечно «долбить» стихи или таблицу умножения, организация его мозга не изменится.Еще пример: два мальчика, у которых на первый взгляд одинаковые проблемы. По мнению учителей, они оба сообразительные, но очень невнимательные, постоянно отвлекаются. Но если разобраться более детально, то выяснится, что природа их невнимательности абсолютно разная.У первого - допустим, его зовут Витя - не сформирован энергетический отдел мозга. Его энергетического запаса хватает ненадолго, он быстро утомляется, перестает воспринимать информацию, начинает вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожицы и мешать другим. Включаются механизмы компенсации, ребенок нечаянно что-то уронил, подвигался… Кровообращение усилилось – и он опять может слышать и соображать. С таким ребенком нужна одна коррекционная программа.У другого мальчика, Вовочки, не сформирован третий блок – блок саморегуляции. Он не умеет действовать по правилам. Про таких детей говорят: знает все правила, но пишет с ошибками. Если он не выполняет нормы поведения на уроке (играет, наблюдает птицу за окном, дергает одноклассницу за косу и т.д.), не умеет себя контролировать, то и правила русского языка он не будет выполнять. Для него нужна иная коррекционная программа.Чтобы помочь ребенку преодолеть школьные трудности, необходимо понять, как внимание, память, речь, мышление связаны с работой головного мозга. Существующая сегодня нейропсихологическая диагностика позволяет определить, как развиты те или иные зоны головного мозга. Нейропсихологическая диагностика – метод не медицинский, а психологический (и очень увлекательный процесс для ребенка), проводится в присутствии родителей. И родителям видны первопричины трудностей ребенка.Ползком к «пятеркам»Впрочем, отчаиваться не стоит - все эти недочеты при ответственном подходе и строгом выполнении рекомендаций нейропсихолога поддаются коррекции. У детей пластичный мозг, и функции эффективно корригируются до 12 лет. Однако лучше не затягивать. Смысл нейропсихологической коррекции заключается в ретроспективном прохождении тех этапов развития ребенка, которые им не были освоены.Например, четвероклассник Петя никак не может освоить математику. Нейропсихологическая диагностика выявила у Пети несформированность пространственных представлений. Спрашивая маму, как проходило Петино развитие, выясняется, что мальчик не ползал, сразу пошел. Нынешние дети стараются быстрее встать на ноги, пропуская важнейший для своего развития этап ползания, - рассказывает Татьяна Николаевна. – Как правило, у таких детей не будут сформированы пространственные представления, и по этой причине, скорее всего, у них будут трудности с математикой и письмом. Очень часто у этих детей неразвита моторика. Поэтому часть наших занятий посвящена именно «ползанью». За курс, который длится 26-30 часов, ребенок учится координировать все свои движения, начиная с мимики, артикуляции, в итоге переходя к сложнейшим координационным движениям.Затем идут представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций (отец брата или брат отца). Только после этого ребенок будет в состоянии освоить так называемые квазипространственные отношения - математические знаки, поймет отношения чисел.Прятки вместо тренинга По наблюдениям психологов, детей с функциональными нарушениями в последнее время гораздо больше, нежели даже двадцать лет тому назад.Вспомните: раньше во дворах играли дети. Теперь они дома - перед телевизором, за компьютером. А ведь если разобраться, командные игры формировали те навыки, о которых мы сейчас говорим. Дети играли в игры по правилам. И они вынуждены были их соблюдать – не будешь выполнять правила, с тобой играть не будут. И таким образом учились управлять собой.Взять старые добрые прятки. Если разобраться, они много дают в формировании тех же пространственных представлений. Во-первых, за время считалки нужно успеть спрятаться, причем хорошо спрятаться. А если ты водящий, то нужно по звуку шагов определить, кто куда побежал и кто где смог спрятаться. И все это за секунды. Как все интересно получается… Сейчас детей готовят с самого раннего возраста читать, писать. Но не учат самому главному: умению действовать по правилам. А не это ли самое главное в математике и русском – умение следовать алгоритму, правилу? И то, что раньше дети легко постигали во дворах в процессе игры, сейчас они вынуждены осваивать на психологических занятиях.

Автор: Анжелина ШИЛАН