Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Образование

Триста метров над килем

Подводный помощник исследователей морских глубин
В МГУ имени Невельского появился новый робот. На прошлой неделе состоялся пробный запуск телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «МАКС-300». Он был изготовлен по специальному заказу в Институте проблем морских технологий ДВО РАН. Подобные аппараты обычно используются при обслуживании нефтяных платформ, гидротехнических и портовых сооружений, при осмотре подводной части судов. Вообще «МАКС300» может выполнять всю работу водолаза. Этот аппарат необходим Морскому университету в первую очередь в качестве учебного пособия при подготовке операторов робототехники. Наш университет единственный в России имеет сертифицированный центр подготовки операторов, говорит ректор МГУ имени Невельского Сергей Огай. – Сейчас многие компании нефтяной, газовой отрасли, а также МЧС приобретают подобные аппараты, поэтому у нас уже есть заявки на обучение людей. Также «МАКС300» будет использоваться для научно-исследовательской работы в научных экспедициях на учебном судне «Профессор Хлюстин». Планируется, что уже в марте будущего года с помощью этого аппарата проведут исследования на наличие радиации в Японском море. «МАКС300» уникален, он имеет все необходимое для навигации: эхолот, датчики углов, глубины, автопилот. Также у него есть два «глаза»: один цветной, а другой черно­-белый. Черно-белая камера позволяет снимать в условиях плохой освещенности, а цветная необходима для более полного представления о снимаемом объекте, для улучшения изображения предусмотрены светодиодные светильники. Все, что видит камера под водой, записывает видео-регистратор, что дает возможность позже более подробно изучить увиденное аппаратом. Для связи с аппаратом используется опто-электрический кабель, что позволяет избежать помех при передаче информации наверх. Изначально заказчик поставил нам условие, что этот аппарат должен быть многофункциональным, говорит руководитель проекта Владимир Костенко. – Но если делать его таким, чтобы он мог одновременно выполнять все заданные функции, то робот получится очень большим и неудобным в эксплуатации. Поэтому мы использовали технологию съемного модуля, что позволяет по мере необходимости устанавливать дополнительное оборудование. В итоге «МАКС300» получился относительно небольшим – он весит всего 45 килограммов. И в отличие от своих аналогов он имеет более развитый рулевой комплекс, что уменьшает раскачивание при движении. Максимальная глубина, на которую может опуститься аппарат, 300 метров, но, как говорят разработчики, главное ограничение – это длина кабеля и материал плавучести, поскольку все детали проверены и могут выдержать давление 400 и 500 метровых глубин. Управляется «МАКС300» при помощи джойстика. Это как компьютерная игра, ты видишь, что происходит, а на самом деле ты далеко, поделился впечатлениями пятикурсник университета Василий Коханий. – Было интересно исследовать дно, посмотреть, что там находится. Примечательно, что этот проект выполнен молодой группой ученых: их возраст 2530 лет. По словам Владимира Костенко, молодежь в институт они привлекают еще во время учебы в университете, эти ребята здесь писали курсовые и дипломные работы. Разработкой необитаемых подводных аппаратов в России помимо Института проблем морских технологий ДВО РАН занимаются только Институт океанологии РАН им. Ширшова и МГТУ им. Баумана. Остальные компании, производящие такую технику, занимаются их сборкой, закупая комплектующие у заграничных фирм. В следующем году во Владивостоке откроется центр по производству глубоководных аппаратов, и это позволит делать роботов не штучно, а сериями, что удешевит их стоимость. В России подобное производство находится на этапе развития. Но есть перспективы – морской флот, нефтегазовый комплекс, ведомства МЧС. Правда, они пока предпочитают не вкладываться в российское производство, а покупать аппараты за границей, хотя они дороги в обслуживании. Но уже есть существенные сдвиги. В прошлом году Институт проблем морских технологий изготовил для МЧС автономный аппарат «Пилигрим», и сейчас идут переговоры по разработке полного комплекса роботов, которые могли бы вместе проводить весь спектр подводных работ.

Автор : Карина ПОЗДНЯК

comments powered by Disqus
В этом номере:
Эстакада – то, что надо!

В пригороде Владивостока появилась новая транспортная развязка

Над морем взметнется вантовый триколор

Мост на остров Русский становится разноцветным

В крае сдали дорогу в объезд Уссурийска

В торжественной церемонии запуска новой дороги, которая проходит в обход Уссурийска, приняли участие первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, губернатор Приморья Сергей Дарькин

Глава Владивостока ответит на вопросы горожан

Свои вопросы главе города вы можете задать по телефону 2-415-675 с 10 до 11 утра

Спасать пострадавших в ДТП в Приморье будут вертолетом

Его предполагается использовать для оперативных вызовов, к примеру, к местам дорожно-транспортных происшествий под Владивостоком, для доставки в медучреждения больных и так далее

Последние номера
газета
газета
газета
газета