Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Парк культуры

Он не играет принцев...

Впервые порог театра Владимир Сергияков перешагнул, когда ему был 21 год. Солдатиков привели посмотреть спектакль...
Он не играет принцев...
– Помню, – улыбается народный артист России Владимир Сергияков, – сильное впечатление на меня спектакли (а это были «Трибунал» Макаренко и «Однажды в новогоднюю ночь» Рязанова и Брагинского) не произвели. Понравилось, да, но тогда театр меня не захватил… Много позже, когда пути-дороги привели молодого человека во Владивосток, где он сначала пришел «в свободное время поиграть» в народный театр, а уж потом поступил в институт искусств, театр захватил, покорил его раз и навсегда… – Сначала понравилась атмосфера, – улыбается Владимир Николаевич. – Это было нечто отличное от политехнического института, где я пытался учиться, от училища технического, которое я окончил в Тольятти… Люди другие – вот что меня сначала зацепило. Потом я попал на спектакль «Неравный брак» в театр имени Горького, где играли два великих мастера: Андрей Присяжнюк и Евгений Шальников. И вот это меня потрясло! Вот примерно тогда я и понял, что назад для меня дороги нет. А потом попал в спектакль «Пять вечеров»… Играл я тогда Славку… – И эта роль наверняка навсегда осталась в вашей душе… – Все роли остаются. Вообще-­то от них надо освобождаться – от сыгранных ролей, героев, чтобы не повторяться. Если артист повторяется, из роли в роль делает одно и то же… Это не для меня. И играть что-­то одно постоянно я бы не смог. Вот недавно во время работы в США меня познакомили с артистом, который уже 40 лет играет только короля Лира. Я подумал, что мне бы это было неинтересно, даже если бы каждый спектакль был бы шедевром… Всю жизнь – одна роль, представляете? Ведь срастаешься с героем, когда выходишь на сцену, потому и нужно с ними расставаться… Да, я могу вспомнить, если захочу, любую из своих ролей, может, не наизусть, но помню… Иногда возвращаюсь в памяти к какой­-то роли, думаю: сыграл бы сейчас иначе? И чаще всего прихожу к мысли, что нет, не сыграл бы… А памятные роли… Какие-то могу назвать… «Пять вечеров» по Володину. Это не может забыться никогда, со мной работали такие мастера, как Анатолий Бугреев, Татьяна Данильченко… В Комсомольске-­на-Амуре был спектакль «И дольше века длится день» по Чингизу Айтматову, я работал там «от автора», но это был мощный, потрясающий спектакль, он во мне многое перевернул… По возвращении во Владивосток мы сделали спектакль «Песнь песней» по произведениям русских и советских классиков. Это была большая, достойная работа. А «Свадьба Кречинского», в которой мне досталась – меня распределили – роль Кречинского? Я говорил режиссеру: ты посмотри, какой из меня Кречинский, он же не крестьянин, землю не пахал, а внешность у меня какая? Мне ни разу не досталась роль принца, только Вани­дурака… Нет, говорит режиссер, ты подходишь… Вот эта роль была мукой, в нее надо было войти… «Поминальная молитва», конечно… Как трудно давалась эта работа! «Месяц в деревне»… «Шут Балакирев»… Да перечислять можно долго, очень долго… Спектакли многие закладываются в память так, что уже прошло 40 лет, а я могу пройти его от начала до конца… – Владимир Николаевич, в вас что­-то изменилось, когда вы получили подтверждение: вы – народный артист? – Нет, не думаю… Я прожил большую часть жизни – что во мне может измениться? Вообще человек, когда у него уже сложились характер, привычки, практически не меняется, измениться могут обстоятельства, его окружающие, отношения, сам же человек остается таким же, каким сформировался в детстве. Изменить могут сильные потрясения… А что дает звание… Не то чтобы понимание «признали твою работу» – в театре работает множество талантливых артистов без звания… Это, скорее, аванс, констатация того, что ты еще нужен. – Вы недовольны собой? – Конечно! Нельзя дойти до какого-то уровня и в нем законсервироваться, одно и то же эксплуатировать… Остановился – значит пропал. Идти и идти вперед. Да, уже не семимильными шагами, но все равно. Работать на холостом ходу самому себе неинтересно, потом становишься неинтересен публике – и все, привет… – Вы стали мэтром – официально во всяком случае, вы преподаете в академии искусств, нравится ли вам сегодняшняя молодежь? – Молодежь не может не нравиться! Они другие, конечно, нам кажется, что мы были совсем другими, с другими идеалами… В какой­-то степени – да, но мы были такими же: безалаберными, молодыми… Да, они чего-то пока не понимают, но поймут, обязательно поймут! И разберутся в том, что такое театр и что это за профессия – актер. Молодежь у нас хорошая! – Научить быть актером невозможно? – Не совсем так… Мы стараемся найти актеров… Когда набираем курс, смотрим, у кого есть склонность… А дальше начинается введение в профессию, актерские техники. Главное – выработать у студента отношение к профессии. Талант нельзя создать, он от Бога, с ним рождаются. Но большие таланты – редкость, а гениев вообще очень мало. Однако актер может не иметь большого таланта, но если он овладеет профессией, то будет крепким, хорошим профессионалом, а это очень важно, без таких людей театру нельзя. Если талант не будут окружать профессионалы, он зачахнет, не выдержит… Крепкий профессиональный актер, преданный своей профессии, – это очень хорошо… – Расскажите о своей работе в кино. Вы ведь трижды снимались… – Да, в «Дерсу Узала», потом в эпизоде в «Сыщиках», мы как раз в Москве были, и Сергей Степанченко сказал: хочешь развлечься? А теперь вот получилась работа над комедией «После дождичка в четверг» у Владимира Лешакова. Должен сказать, что опыта­то работы в кино у меня никакого… Да, я сыграл эпизод (и указан в титрах: казак Марченко – Владимир Сергияков, это греет душу) в «Дерсу Узала», но всерьез считать это кинематографическим опытом… У меня не было, по сути, игровых моментов, один крупный план… Тем более что Куросава ставил три камеры и на камеру играть было бессмысленно… А здесь все было иначе, всерьез и интересно. Поработал бы еще в кино. А почему нет? Ведь главное в творчестве – не предавать себя и не останавливаться.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
Шиномонтаж по-приморски
Шиномонтаж по-приморски

В Приморье тормознули претендента на выход в премьер-лигу

С ведущими спортсменами Приморья встретился сам Фетисов

Кроме вопросов финансирования, изменения коснутся и самого принципа подготовки спортсменов

Мэрия – горожанам: утилизируй это!

Сдать свои колеса на переработку могут и частные лица

Во Владивостоке уже готовят хоккейные коробки

Содержание сооружений предусмотрено в муниципальном бюджете

В крае наблюдается легкое подорожание продуктов питания

Продолжают расти цены на пшено, которое подорожало с начала года в 1,7 раза

Последние номера
газета
газета
газета
газета