Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Экономика

От НПЗ до ВНХК

Какое производство все-таки разместится под Находкой?
От НПЗ до ВНХК
С момента принятия решения компании «Роснефть» о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Партизанском районе прошло почти четыре года. С тех пор полностью изменились место строительства завода, его стоимость, концепция и даже юридическое лицо, реализующее проект. В итоге было принято решение строить нефтехимический завод мощностью в два раза меньше и уже в Находкинском городском округе, в районе поселка Врангель. Чем отличается окончательный проект «Роснефти» от первого и что стало истинной причиной отказа от НПЗ в пользу НХК, рассказали специалисты ЗАО «Восточная нефтехимическая компания». Нефтеперерабатывающий завод под Находкой планировали строить еще в советское время: 1 августа 1974 года проект утвердил Совет Министров РСФСР. Работы планировалось начать в 1975 году, однако изза последствий мирового нефтяного кризиса 1973 года эти планы реализованы не были. Идея получила второе рождение, когда в январе 2007 года Сергей Богданчиков (президент компании «Роснефть» с 1998го по 2010 год) заявил о возможном строительстве нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода ВСТО. Уже в октябре 2008 года в Находке для координации работ по реализации проекта было зарегистрировано ООО «РНПриморский НПЗ». Приморский нефтеперерабатывающий завод планировали строить в Партизанском районе, в пади Елизарова недалеко от Находки. Проектом предусматривалось, что он будет перерабатывать до 20 миллионов тонн нефти в год. Поступать эта нефть должна была по магистральному трубопроводу второй очереди ВСТО. Конфигурация НПЗ предполагала первичную переработку, глубокую переработку нефти (до 95%) и нефтехимическое производство. Продукция должна была соответствовать самым современным мировым стандартам, в том числе по выпуску топлива, соответствующего требованиям Евро­5. НПЗ предусматривался как мощный симбиоз нефтепереработки и нефтехимии с получением широкой номенклатуры нефтепродуктов. Однако проект вместе с надеждами на рост экономики региона и новый толчок в развитии Находкинского городского округа и Партизанского района вызвал опасения местных ученых за состояние окружающей среды. Отдельные экологи до сих пор утверждают, что именно по их требованию проект был признан Ростехнадзором не соответствующим экологическому законодательству, а начатое строительство в связи с этим было остановлено. Экология не против Как комментируют специалисты ЗАО «ВНХК», по проекту Приморского НПЗ было получено положительное экологическое заключение госэкспертизы и с экологической точки зрения вопрос был решен на 100% еще на стадии разработки проектной документации. «В марте 2010 года экспертная комиссия государственной экологической экспертизы выявила некоторые несоответствия экологическим требованиям проектной документации по морской части проекта «Приморский нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 млн т/год» (морской терминал, водозабор морской воды, рассеивающий выпуск очищенных стоков), – рассказывает главный специалист по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» Сергей Рыбка.– Однако проектная документация была доработана в соответствии с замечаниями экспертной комиссии, повторно подана для проведения экспертизы и успешно ее прошла, что подтверждает положительное заключение, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 804». Планы вновь разрушил кризис Вместе с тем, пока велась разработка проектной документации, произошло достаточно много событий, которые заставили «Роснефть» полностью переосмыслить проект. «Во­-первых, случился кризис мировой экономики 20082009 годов, который потребовал пересмотреть отношение к имеющимся и прогнозируемым нефтяным ресурсам компании «Роснефть», учесть коммерческую составляющую пропускной способности ВСТО в новых условиях, – говорит главный теплотехник ЗАО «ВНХК» Юрий Чаплинский. Были рассмотрены другие способы поставки сырья, например, схема, которая действует сейчас на нефтеперерабатывающих заводах в Хабаровске и Комсомольске­наАмуре, – это перевозка нефти по железной дороге. Но она подходит для предприятий с относительно небольшими объемами переработки (до 5 млн тонн нефти в год). Для заводов производительностью в 10 млн и тем более 20 млн тонн это рискованное мероприятие с точки зрения ритмичности поставки сырья в течение года. Во­-вторых, маркетологи глубже оценили рынок и его перспективы в новых условиях. Возникшие сложности в вопросах поставки сырья могли привести к затягиванию сроков реализации проекта. А ведь окупаемость проекта в случае, когда задействованы такие серьезные инвестиции, является существенным фактором принятия решения о начале его реализации. После оценки всех факторов, в том числе сроков окупаемости, наиболее интересным по многим показателям оказался вариант реализации проекта с обратной последовательностью этапов. Если проект НПЗ предполагал на начальной стадии первичную переработку нефти, затем глубокую переработку и далее нефтехимию, то в новых условиях было принято решение начать с нефтехимии». Что касается территории, то новый завод решили строить в районе поселка Первостроителей (микрорайон Врангель, Находкинский городской округ). Эта площадка рассматривалась изначально и под 20миллионный завод, но для него нужно было около тысячи гектаров земли, поэтому первоначально предпочтение отдали пади Елизарова. Под нефтехимический комплекс земли требовалось в два раза меньше, и в марте 2010 года руководство компании «Роснефть» приняло решение разместить производство в пади реки Глинки, напротив строящегося морского терминала компании. Терминал предназначался для отгрузки жидких нефтепродуктов, но строительство завершено не было. Расположение площадки строительства, по словам руководства, было изменено для оптимизации сроков, ресурсов и затрат на строительство, так как для НПЗ в заливе Восток, по большому счету, пришлось бы строить масштабный морской терминал, а это намного более серьезные капиталовложения. Аналогов нет Сырьем для технологических установок нефтехимического комплекса ОАО «НКРоснефть» планирует использовать нафту, которую получают на установках первичной переработки нефти. Необходимое количество сырья имеется, завод будет получать его от нефтеперерабатывающих производств компании, а именно Ачинского НПЗ, Ангарской НХК и Комсомольского НПЗ. Вторая очередь НХК предусматривает переработку до 5 млн тонн нефти – именно такой потенциал просматривается по перспективам увеличения добычи в компании и по пропускной способности ВСТО. В итоге предприятие будет перерабатывать до 10 млн тонн сырья – нафту на первом этапе, нефть на втором и газовый конденсат с Сахалина (до 1, 5 млн тонн в год) на третьем. Стоит отметить, что в России нет предприятий, подобных тому, что будут строить в Приморье. То есть нет по набору установок и мощности. «Дело в том, что большинство этиленовых установок (пиролиз) в России производства 7080х годов прошлого века – это так называемые ЭП300 (производительность по этилену до 300 тысяч тонн в год), – продолжает Юрий Чаплинский. – Сейчас эти установки реконструируют с увеличением производительности до 550 тысяч тонн, у нас же запланирована установка производительностью 1,2 млн тонн этилена в год. Это совсем другие объемы переработки, соответственно другие технологии, другие подходы к эффективности установок. Это снижение удельных показателей потребления ресурсов, повышение энергоэффективности, другой уровень эксплуатации и качества производимой продукции. Каждое предприятие по набору технологических установок посвоему уникально. На похожих по профилю предприятиях могут применяться разные технологические процессы, в том числе лицензионные. В мире, насколько мне известно, есть три подобные по производительности установки пиролиза. На Тайване, в Индии и в Объединенных Арабских Эмиратах». Первая стадия проекта уже запущена В настоящее время «Роснефть» реализует первую стадию проекта. Она предусматривает производство полимеров (полиэтилена и полипропилена), бензола, олефинов, моноэтиленгликоля, гексена, бутена, бутадиена, смолы пиролиза. Эта конфигурация завода согласована, по ней сейчас идет выбор лицензиаров технологических процессов согласно тендерным процедурам. Часть лицензиаров уже выбрана, всего для первого этапа их предполагается не менее четырех. Пока заключаются договоры на разработку базового проекта и покупку лицензии. Ведется работа по выбору генерального проектировщика, этот вопрос, по словам представителей компании, должен решиться в ближайшее время.

Автор : Евгений СИДОРОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Автолюбителей пошлют из пункта П в пункт Х
Автолюбителей пошлют из пункта П в пункт Х

Если в Приморье не построят современный автодром, то выпускникам наших автошкол придется ездить сдавать на права аж... в Хабаровский край

Найти выход из «замкнутого квадрата»

Губернатор Приморья потребовал обеспечить обманутых дольщиков квартирами

Страхуем жилье!

Росгосстрах компенсирует ущерб

Цена любви
Цена любви

На мой взгляд, покупка любви по шкале безнравственности равнозначна ее продаже, и в этом случае мужчина и женщина друг друга стоят

Будто медом намазано
Будто медом намазано

Во Владивосток машины с медом идут аж из Саратова!

Последние номера
газета
газета
газета